Литература
-
Урок внеклассного чтения как одна из форм работы с учащимися на уроке литературы 2016
Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога. Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант, услышать и понять самого себя, ощутить мощную познавательную энергию культуры.
-
Урок литературы на тему "Яркие созвездия поэзии Серебряного века". 11-й класс 2016
Данный конспект урока представляет собой обзорную лекцию по поэзии Серебряного века. В лекции дается определение таким понятиям, как Серебряный век, символизм, акмеизм, футуризм. Для удобства часть материала содержится в презентации (рубрики: факты из биографии поэтов; творчество (сборники); поэтический мир; несколько интересных фактов; несколько слов о поэте). Лекция «разбавляется» выразительным чтением стихотворений поэтов и небольшим анализом.
-
Борьба добра и зла в душах человеческих по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 10-й класс 2016
Цели урока: дать понять учащимся, как, по Достоевскому, неоднозначна психология человека, что «подлинно доброе и благородное в человеке не исключает в нём стремление к злу и низменных помыслов»; показать, какими художественными средствами достигает этого автор: «двойники» и антиподы в романе, авторские ремарки, портреты героев; помочь учащимся выработать свой вариант поведения при встрече со злом.
-
Сценарий урока творческой мастерской на тему "Твори добро" (по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"). 6-й класс 2016
Сценарий урока разработан в соответствии с технологией педагогической мастерской. Это заключительный урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 6-м классе. Главная обучающая цель - подготовить учащихся к написанию сочинения-воспоминания «Добрые дела». Использование технологии педагогических мастерских позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при подготовке к написанию сочинения.
-
Урок "Всегда возвращаются к первой любви…" (по роману Диаса Валеева "Астральная любовь") 2016
Урок знакомит с творчеством известного татарского писателя Диаса Назиховича Валеева – автора рассказов, пьес, романов, эссе, философских заметок. Роман «Астральная любовь» (1997) о чистой любви, которая протянулась с 1958 по 1997 годы и протекала не только на земле, но и на космическом уровне.
-
Тернистый путь Н.А.Некрасова к осуществлению заветной мечты 2016
Цели урока: учить школьников анализировать поэтическое произведение; учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций; формировать представление об истинных ценностях жизни; учить рассуждать, обогащать словарный запас учащихся.
-
Урок литературы "В пределах допустимого…" (по новелле О.Генри "Обращение Джимми Валентайна"). 8-й класс 2016
Данный урок разработан на основе пособия «Вокруг тебя – Мир…», подготовленного Международным Комитетом Красного Креста. Это пособие дополняет учебники основного курса литературы и помогает решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Урок по новелле О.Генри «Обращение Джимми Валентайна» способствует формированию отношения к человеку как высшей жизненной ценности, формированию нравственных качеств личности учащихся.
-
«Повесть временных лет» как исторический, так и литературный памятник 2016
«Повесть временных лет» – одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. Цель урока: определить значение «Повести временных лет». Задачи, решаемые на уроке: дать учащимся представление о древнерусских летописях; отрабатывать умение пересказывать текст; обучить выразительному чтению; развитие умений сопоставления текстов; развитие критической мысли учащихся; развитие творческих способностей; на примере летописей показать патриотизм русского народа.
-
Рабочая программа по литературе по программе под редакцией Г.С.Меркина. 7-й класс 2016
Рабочая программа по литературе для 7-х классов по программе под ред. Г.С. Меркина построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения.
-
Разработка урока литературы по теме "Русская литература XVIII века. Н.М.Карамзин. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»". 8-й класс 2016
Основные цели урока: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина; рассмотреть историческую основу повести «Наталья, боярская дочь»; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.
-
Урок литературы "Есть ли Митрофанушки среди нас?" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). 8-й класс 2016
Цель урока: формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.Ю.Лермонтова, "Нет, он не Пушкин, он другой…" 2016
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.Ю.Лермонтова, проводилось в 8-х классах. Его цели: совершенствовать знания учащихся о жизни и творчестве Лермонтова; расширить кругозор учащихся; воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.
-
Сценарий музыкально-театральной композиции "Три века русской литературы" 2016
Цели и задачи: формирование социально-значимых патриотических ценностей, воспитание чувства личной причастности и ответственности за сохранение исторических традиций защиты нашей Родины средствами театрального искусства; развитие эстетического вкуса, творческих способностей детей и подростков; воспитание общечеловеческих ценностей, приобщение к лучшим литературным произведениям; пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности.
-
Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» «Высок и свят их подвиг незабвенный» 2016
Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» призван научить думать, спорить, мыслить. Урок-размышление призывает поразмышлять над вопросами: Что такое подвиг? Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг?
-
Изобразительно-выразительные возможности фразеологии (фразеологизмы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 2016
Урок русского языка на литературном материале (интеграция предметов). Тема: «Фразеология» изучается на фразеологическом материале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Можно предположить, что лингвистический анализ текста романа на уроке русского языка будет способствовать более глубокому и компетентному анализу текста романа на уроках литературы.
-
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы в 10-м классе на основе ТРКМЧП 2016
Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить. Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей. Соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения предполагает повышение коммуникативного потенциала личности учащихся.
-
Психологический тренинг для подростков с использованием притч и художественной литературы "Мир дома твоего" 2016
Психологический тренинг — это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности школьника, в ходе которого происходит формирование у подростков представлений о семье как о базовой ценности жизни и общества, развитие качеств, необходимых для благоприятного сосуществования с родными и близкими людьми. Данная разработка может быть использована в работе педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями 4–11-х классов.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков» 2016
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма.
-
Кузбасс озарен искусством слова 2016
Урок-встреча в 8-м классе приобщает к литературе Кузбасса. Задачи: познакомить с творчеством поэтов – наших современников и земляков Л.Яковлевой и В.Дмитриевым; развивать творческие способности школьников; побудить познавательный интерес к литературе.
-
Истоки творчества А.С. Пушкина 2016
Цель урока: осуществляя исследование истоков творчества А.С.Пушкина, показать ученикам, что оно подготовлено всей предшествующей литературой; используя исследовательский путь познания, способствовать формированию аналитического мышления и эмоциональной сферы учеников; выявляя истоки творчества А.С.Пушкина, прививать интерес к литературе, к исследовательской работе, способствовать процессу духовного развития школьников.
-
Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии 2016
В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Литературный ОЛИМП». Статья и приложения к ней в совокупности дают полное представление о способах реализации образовательных проектов, а также возможность использования данной технологии в любом образовательном учреждении.
-
Встреча литературного кружка «Книжный клуб», посвященная закрытию Года литературы в России 2016
Цели занятия: показать значимость литературы; вызвать у студентов интерес к чтению; познакомить студентов с событиями в мире литературы; познакомить студентов с биографиями и произведениями некоторых авторов.
-
Марии в творчестве А.С. Пушкина 2016
В работе рассматриваются образы главных героинь произведений А.С.Пушкина, носящих имя Мария. Этот анализ позволяет глубже раскрыть идею произведений великого поэта и увидеть, что автора, прежде всего, волновала нравственная сторона жизни героев. По мысли поэта, именно сохранение нравственных идеалов дает возможность жить в гармонии с собой и окружающим миром.
-
Литературный вечер, посвященный А.С.Пушкину, 30-е годы XIX в. Дуэль и гибель поэта (литературно-художественный альманах) 2016
Общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина в 1830-е годы, были исключительно неблагоприятными. Каждый прожитый год приближал «последний акт» драмы человека и поэта. Обострялась обстановка и вокруг его семьи. Причиной тому стали светские сплетни и интриги. Пушкин был вызван на дуэль Ж.Дантесом, который смертельно ранил поэта. Трагическая смерть великого поэта потрясла всю Россию.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме «Слово может согреть, окрылить и спасти…» (Э.Асадов) 2016
Данная разработка представляет собой урок внеклассного чтения в 9-м классе. Это урок по творчеству известного поэта Э.Асадова. На урок была приглашена поэтесса нашего города Кыштым Клавдия Дмитрина. Она рассказала о том, какое значение в её жизни сыграло творчество Э.Асадова. Целесообразно провести урок после изучения творчества А.Твардовского.
-
Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" 2016
Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева способствует формированию бережного отношения к природе, на уроке шестиклассники учатся работать с текстом произведения, ведут диалог не только с учителем, но и друг с другом в группе. Урок простроен в соответствии с требованиями ФГОС, он способствует развитию устной речи и творческих способностей учащихся.
-
Литературный вечер «Праздник красоты» 2016
Внеклассное мероприятие с участием школьников среднего звена. В ходе подготовки и проведения мероприятия происходит ознакомление учащихся с литературными и народными сказками, осмысление уже знакомых произведений. Литературный вечер направлен на воспитание положительных качеств, осмысление понятия «внутренняя красота» на примере сказок, стихотворений А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, произведений Н.Заболоцкого, пословиц, поговорок, высказываний писателей.
-
Урок-игра по теме «Литературные загадки Царского Села» для 9–11-х классов 2016
Цели и задачи: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников; закрепление знаний о роли Царского села в жизни и творчестве поэтов и писателей; осознание значения Царского Села в отечественной и мировой культуре; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности; формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать.
-
Урок-размышление «Это страшное слово… война» (война на севастопольской земле в произведениях русских и современных писателей) 2016
Сравнивая военные события в «Севастопольских рассказах», проводя параллель с событиями, происходящими на 35-й батарее в годы Великой Отечественной войны, в книге Ю.Падалки “Пароль: «Севастополь»”, учащиеся невольно обращают свое внимание на героическое прошлое своего родного города – Севастополя.
-
Урок литературы "Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого "После бала". Моральная ответственность человека за все происходящее" 2016
Урок литературы представляет собой урок, направленный на решение проблемных задач нравственного характера, способствует восприятию материала по теме урока, развитию познавательных интересов школьников к творчеству Л.Н.Толстого, пониманию глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга. Урок способствует восприятию литературоведческих понятий.