Литература
-
Разработка урока литературы по теме "Русская литература XVIII века. Н.М.Карамзин. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»". 8-й класс 2016
Основные цели урока: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина; рассмотреть историческую основу повести «Наталья, боярская дочь»; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.
-
Урок литературы "Есть ли Митрофанушки среди нас?" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). 8-й класс 2016
Цель урока: формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.Ю.Лермонтова, "Нет, он не Пушкин, он другой…" 2016
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.Ю.Лермонтова, проводилось в 8-х классах. Его цели: совершенствовать знания учащихся о жизни и творчестве Лермонтова; расширить кругозор учащихся; воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.
-
Сценарий музыкально-театральной композиции "Три века русской литературы" 2016
Цели и задачи: формирование социально-значимых патриотических ценностей, воспитание чувства личной причастности и ответственности за сохранение исторических традиций защиты нашей Родины средствами театрального искусства; развитие эстетического вкуса, творческих способностей детей и подростков; воспитание общечеловеческих ценностей, приобщение к лучшим литературным произведениям; пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности.
-
Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» «Высок и свят их подвиг незабвенный» 2016
Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» призван научить думать, спорить, мыслить. Урок-размышление призывает поразмышлять над вопросами: Что такое подвиг? Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг?
-
Изобразительно-выразительные возможности фразеологии (фразеологизмы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 2016
Урок русского языка на литературном материале (интеграция предметов). Тема: «Фразеология» изучается на фразеологическом материале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Можно предположить, что лингвистический анализ текста романа на уроке русского языка будет способствовать более глубокому и компетентному анализу текста романа на уроках литературы.
-
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы в 10-м классе на основе ТРКМЧП 2016
Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить. Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей. Соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения предполагает повышение коммуникативного потенциала личности учащихся.
-
Психологический тренинг для подростков с использованием притч и художественной литературы "Мир дома твоего" 2016
Психологический тренинг — это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности школьника, в ходе которого происходит формирование у подростков представлений о семье как о базовой ценности жизни и общества, развитие качеств, необходимых для благоприятного сосуществования с родными и близкими людьми. Данная разработка может быть использована в работе педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями 4–11-х классов.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков» 2016
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма.
-
Кузбасс озарен искусством слова 2016
Урок-встреча в 8-м классе приобщает к литературе Кузбасса. Задачи: познакомить с творчеством поэтов – наших современников и земляков Л.Яковлевой и В.Дмитриевым; развивать творческие способности школьников; побудить познавательный интерес к литературе.
-
Истоки творчества А.С. Пушкина 2016
Цель урока: осуществляя исследование истоков творчества А.С.Пушкина, показать ученикам, что оно подготовлено всей предшествующей литературой; используя исследовательский путь познания, способствовать формированию аналитического мышления и эмоциональной сферы учеников; выявляя истоки творчества А.С.Пушкина, прививать интерес к литературе, к исследовательской работе, способствовать процессу духовного развития школьников.
-
Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии 2016
В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Литературный ОЛИМП». Статья и приложения к ней в совокупности дают полное представление о способах реализации образовательных проектов, а также возможность использования данной технологии в любом образовательном учреждении.
-
Встреча литературного кружка «Книжный клуб», посвященная закрытию Года литературы в России 2016
Цели занятия: показать значимость литературы; вызвать у студентов интерес к чтению; познакомить студентов с событиями в мире литературы; познакомить студентов с биографиями и произведениями некоторых авторов.
-
Марии в творчестве А.С. Пушкина 2016
В работе рассматриваются образы главных героинь произведений А.С.Пушкина, носящих имя Мария. Этот анализ позволяет глубже раскрыть идею произведений великого поэта и увидеть, что автора, прежде всего, волновала нравственная сторона жизни героев. По мысли поэта, именно сохранение нравственных идеалов дает возможность жить в гармонии с собой и окружающим миром.
-
Литературный вечер, посвященный А.С.Пушкину, 30-е годы XIX в. Дуэль и гибель поэта (литературно-художественный альманах) 2016
Общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина в 1830-е годы, были исключительно неблагоприятными. Каждый прожитый год приближал «последний акт» драмы человека и поэта. Обострялась обстановка и вокруг его семьи. Причиной тому стали светские сплетни и интриги. Пушкин был вызван на дуэль Ж.Дантесом, который смертельно ранил поэта. Трагическая смерть великого поэта потрясла всю Россию.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме «Слово может согреть, окрылить и спасти…» (Э.Асадов) 2016
Данная разработка представляет собой урок внеклассного чтения в 9-м классе. Это урок по творчеству известного поэта Э.Асадова. На урок была приглашена поэтесса нашего города Кыштым Клавдия Дмитрина. Она рассказала о том, какое значение в её жизни сыграло творчество Э.Асадова. Целесообразно провести урок после изучения творчества А.Твардовского.
-
Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" 2016
Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева способствует формированию бережного отношения к природе, на уроке шестиклассники учатся работать с текстом произведения, ведут диалог не только с учителем, но и друг с другом в группе. Урок простроен в соответствии с требованиями ФГОС, он способствует развитию устной речи и творческих способностей учащихся.
-
Литературный вечер «Праздник красоты» 2016
Внеклассное мероприятие с участием школьников среднего звена. В ходе подготовки и проведения мероприятия происходит ознакомление учащихся с литературными и народными сказками, осмысление уже знакомых произведений. Литературный вечер направлен на воспитание положительных качеств, осмысление понятия «внутренняя красота» на примере сказок, стихотворений А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, произведений Н.Заболоцкого, пословиц, поговорок, высказываний писателей.
-
Урок-игра по теме «Литературные загадки Царского Села» для 9–11-х классов 2016
Цели и задачи: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников; закрепление знаний о роли Царского села в жизни и творчестве поэтов и писателей; осознание значения Царского Села в отечественной и мировой культуре; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности; формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать.
-
Урок-размышление «Это страшное слово… война» (война на севастопольской земле в произведениях русских и современных писателей) 2016
Сравнивая военные события в «Севастопольских рассказах», проводя параллель с событиями, происходящими на 35-й батарее в годы Великой Отечественной войны, в книге Ю.Падалки “Пароль: «Севастополь»”, учащиеся невольно обращают свое внимание на героическое прошлое своего родного города – Севастополя.
-
Урок литературы "Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого "После бала". Моральная ответственность человека за все происходящее" 2016
Урок литературы представляет собой урок, направленный на решение проблемных задач нравственного характера, способствует восприятию материала по теме урока, развитию познавательных интересов школьников к творчеству Л.Н.Толстого, пониманию глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга. Урок способствует восприятию литературоведческих понятий.
-
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в колледже "Зачем нам жизнь дана?" (на основе знакомства с творчеством поэта-балашихинца Владимира Сергеевича Бороздинова) 2016
В статье рассматриваются современные жизненные постулаты, подчиняющиеся принципу «Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей» и ключевые установки стихотворений поэта-балашихинца, священника В.С.Бороздинова (1937–2013). Результат урока - сочинение, в котором осмысливаются вопросы: Ради чего мы живем? Чего хотим от жизни и как это воплощаем? Какими жизненными позициями и критериями руководствуемся?
-
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы 2016
Разработка урока дифференцированного обучения в 8-м классе, в основу которого положена внутренняя дифференциация на основе учета предпочтений и интересов обучающихся.
-
Урок литературы в 6-м классе «И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха» 2016
Жанр басни изучается в 6-м классе в 1-м полугодии, после изучения фольклорных произведений. К изучению предложены басни И.И.Дмитриева, затем басни И.А.Крылова. Изучение творчества двух авторов имеет свои особенности. Во-первых, басню как жанр «вывел в свет» И.И.Дмитриев, а продолжил её развитие - И.А.Крылов. Во-вторых, два автора творили примерно в одно время, но их творчество имело некоторые отличия, поэтому неплохо сравнить их басни с точки зрения художественных особенностей.
-
Трехсложные размеры стиха 2016
Урок знакомства с новым материалом в технологии деятельностного метода повышает уровень общей культуры через формирование знаний о стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте. Цель урока: помочь осознать значимость умения слышать ритм и представлять поэтические образы; воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за его богатство и многообразие.
-
Мастерская на уроке литературы. Тема-ассоциация: "Снег". 11-й класс 2016
Стихотворение Пастернака «Снег идет» было создано в 1957 году, в сложный период жизни поэта. Стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни. Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.
-
Урок литературы "Самые уязвимые… Как защитить?" (по фрагменту книги В.Конецкого "Кто смотрит на облака"). 7-й класс 2016
Урок литературы в 7-м классе разработан на основе пособия «Вокруг тебя – Мир…», подготовленного Международным Комитетом Красного Креста. Это пособие дополняет учебники основного курса литературы и помогает решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Урок по фрагменту книги В.Конецкого «Кто смотрит на облака» дает возможность помочь обучающимся осознать проблему страданий мирного населения во время вооруженного конфликта.
-
Урок "Музыка – сила, творящая чудеса" (по этюду В.Г.Короленко "Слепой музыкант") 2016
Данный тип урока направлен на выявление сходства музыки с литературой. Как композитор создаёт образы с помощью музыки, так и писатель передаёт звуки с помощью слов. На уроке рассматривается этюд В.Г.Короленко «Слепой музыкант», на примере которого демонстрируется мастерство автора в передаче звукового восприятия слепого мальчика с помощью описания происходящего. Звуки природы, которые слышит главный герой, пробуждают в нём талант создавать музыку, творящую чудеса и приносящую людям радость.
-
«Мечты сбываются?!.. Что нужно человеку для счастья?» (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы») 2016
Цель урока: провести идейно-художественный анализ рассказа американского писателя Рея Брэдбери «Каникулы», используя технологию РКМЧТП. Урок направлен на развитие творческих способностей учащихся, способствует расширению кругозора, обогащению духовного мира учащихся, развивает умение высказывать свое точку зрения.
-
«Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» урок литературы в 10-м классе 2016
Цель урока – воспитание серьезного, вдумчивого читателя. Показано значение семьи в воспитании человека, роль нравственных опор. Урок может быть полезен при подготовке к итоговому сочинению.