Внеклассное чтение. Картины родины и родной природы в стихотворениях Т.Д.Трясоруковой

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Т.Д. Трясоруковой.
  • Развивать навыки выразительного чтения и анализа лирических стихотворений; развивать творческие способности обучающихся.
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою малую родину, бережное отношение к Родине и природе.

Оборудование: Портрет Т. Д. Трясоруковой, выставка ее поэтических сборников. Презентация “Жизнь и творчество Т.Д.Трясоруковой”, презентация “Художники-земляки Д. Горбунков и Н.Мишков”, видеофильм о Короче, созданный Булановой И.В., распечатанные тексты стихотворений Т.Д.Трясоруковой.

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

Вступительное слово учителя.

Среди русских равнин,
Средь бескрайних полей
Ты, мой город, стоишь
Всех на свете милей.
Ты, как мать, для меня
Всех добрей и красивей,
Мой родной уголок,
Часть великой России.

- Ребята, вам, наверное, хорошо знакомо это стихотворение нашего поэта-земляка, Т.Д.Трясоруковой. Многие стихи Талины Дмитриевны пропитаны любовью к родному краю. Огонь любви к своей малой родине никогда не угасает в ее душе. Большинство стихотворений Талины Дмитриевны посвящены корочанской земле, красоте ее полей и лугов, лесов и рек.

Стихи Т.Д.Трясоруковой отличаются особой музыкальностью, поэтому многие известны как песни и романсы. Сегодня на нашем уроке мы и познакомимся с жизнью и творчеством Талины Дмитриевны.

Главная цель нашего урока, чтобы вы учились любить свою малую родину, гордиться своим отчим краем, его природой и его главным богатством – людьми, среди которых есть очень талантливые, а для этого надо уметь видеть красоту родной природы, беречь и любить ее.

II.Работа над темой урока

- Итак, я предоставляю слово 1 группе, которая приготовила презентацию “Жизнь и творчество Т.Д.Трясоруковой”.

Родилась Т.Д.Трясорукова в селе Бехтеевка Корочанского района Белгородской области. Окончила Белгородский пединститут, факультет русского языка и литературы. Живет в городе Короче. Почетный гражданин города и Корочанского района. Является автором многочисленных статей в районной газете “Ясный ключ” и областной “Белгородской правде”.

Первый сборник ее стихов “Добрый свет” вышел в 1993 году, второй – “Тихие зори” - в 1994 году, третий - “Мелодия Родины” - в 1997 году, четвертый – “Ясный колодец” - 2004 году, пятый “Тропою отчею” - 2011 году, в 2012 году вышел в свет публицистический сборник “ В краю родном”.

Многие свои годы поэтесса посвятила педагогической деятельности. В своих воспитанниках она развивала лучшие человеческие качества, являясь для них прекрасным примером порядочности, человечности.

Талина Дмитриевна – автор и исполнитель песен, романсов как на свои слова, так и на стихи других поэтов. (Звучит песня “Ах, Короча, Короча, яблонь розовый дым..” в исполнении автора)

III. Чтение и анализ стихотворений Т. Д. Трясоруковой. (2 группа)

1) – Любовь к родине начинается с любви к селу или городу, где человек родился. Эта любовь останется в его сердце навсегда. Послушайте стихотворение “Село родное”.

Бехтеевка! Село родное!
Твоя судьба - моя судьба.
Где б ни была, всегда со мною
Мои родимые края.

Мне одуванчик солнцем светит,
Дает концерты соловей,
Печально ива щлет приветы
Поклоном трепетных ветвей.

Река Корочка, рощи, нивы,
Пруда Казанского разлив...
Я вижу это в снах счастливых
И слышу радостный мотив.

Земля родная, небо синее,
Садов цветущих аромат...
Пейзажей этих нет красивее.
Мой край – восход мой и закат.

И никуда теперь не деться
Из дорогого мне села,
Ведь раньше в город рвалось сердце –
В село дорога привела.

Мне не забыть места святые,
Здесь жить мне до последних дней,
Ведь здесь судьба: мои родные,
Могила матери моей.

2) “Солнце родины” - так называется другое стихотворение нашей поэтессы- землячки.

Между речкой Корочкой и полем
Протянулось большое село.
Здесь впервые в вишневом раздолье
Надо мной его солнце взошло.
Не по мудрым учениям книжным –
Получила я жизни урок:
Я в любимой природе Отчизны
Её тонкий живой стебелек.

- Каким настроением проникнуты данные стихотворения?

- Какой видим в них родину, родную природу?

- Какой жизненный урок получила здесь автор?

3) В своих стихотворениях Т.Д.Трясорукова ярко и с огромной любовью описывает именно природу Корочанского края. Так, во многих своих стихах она упоминает о скромных, но всем нам знакомых и родных цветах: о лютиках и васильках, ромашках и одуванчиках. Послушайте стихотворения “Луг проснулся” и “Мелодия Родины”.

- Что, по словам Т.Д. Трясоруковой, создает “симфонию родины”? Как вы понимаете это выражение?

IV. Музыкальная пауза.

– Гордость нашего города – целебный источник, который называется Ясный Колодец. Его вода считается святой. Талина Дмитриевна написала песню о Ясном Колодце. Её исполнит Мигунова Дарья.

V. Слово художниках.

– Ребята, 3 группа приготовила презентацию о художниках-земляках, полотна которых посвящены родной природе. Посмотрите внимательно на экран. Перед вами картины наших художников-земляков: Д.Горбункова и Н.. Мишкова. На них мы видим прекрасные пейзажи.

С каким из стихотворений Т. Д. Трясоруковой они перекликается, по вашему мнению?

А какую иллюстрацию нарисовали бы вы?

VI. Итог урока. Выставление оценок.

– Итак, какие чувства, впечатления вызвало у вас сегодняшнее знакомство с поэтическим творчеством Т.Д.Трясоруковой? Какие выводы вы можете сделать?

Природа и родина едины. От нас с вами зависит будущее нашей малой родины. Если мы будем бережно, с любовью относиться к природе, Родине, приумножать их богатство, то с каждым годом наш край будет красивее. Эту простую истину несет своей жизнью и творчеством замечательная поэтесса Т.Д.Трясорукова. Эта мысль звучит в ее Гимнах, посвященных родному селу и нашему городу. (Видеофильм о Короче, созданный школьным библиотекарем Булановой И.В.)

Домашнее задание.

  • Напишите сочинение - отзыв о стихотворениях Т.Д. Трясоруковой.
  • Выучите любое стихотворение о природе и родине Т.Д. Трясоруковой.
  • Нарисуйте иллюстрации или подберите фотографии, посвященные теме нашего сегодняшнего урока. (Задание по вашему выбору).