Цели:
- Обучающие:
- дать определение поэзии, ответить на вопрос: «В чем отличие стиха от прозы?»;
- рассмотреть своеобразие «стихотворных форм» Н.А.Некрасова, выявить особенные черты творческой манеры поэта;
- совершенствовать умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
- формировать умение понимать связь литературного произведения с эпохой его написания, выявлять заложенные в нем вневременные, непреходящие нравственные ценности и осознавать их современное звучание.
- Развивающие:
- развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать вдумчивого читателя;
- прививать чувство любви к классической русской литературе.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, литературоведческие словари, тексты произведений Н.А. Некрасова, Презентация, ТСО.
Тип урока: урок – педагогическая мастерская (Приложение).
ХОД УРОКА
(Студенты разделены на 3 группы по 7-8 человек.)
I. Актуализация знаний
Дома обучащиеся познакомились с биографией поэта, прочитали статью в учебнике, подготовили ее пересказ. В тетради записали основные темы и мотивы лирики с указанием названий стихотворений. Начали читать «Кому на Руси жить хорошо».
Студентка читает наизусть стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия». Определяет после прочтения тему стихотворения.
Учитель. Перечислите темы и мотивы лирики Некрасова. Современен ли Некрасов сегодня? Интересно ли было вам выполнять домашнее задание?
Современники Николая Алексеевича давали разную оценку его творчеству. (Презентация).
«Г. Некрасову принадлежит третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова». Ф.М. Достоевский.
«Некрасов неизмеримо выше Пушкина и Лермонтова!» (мнение революционно настроенной молодежи.)
«… у Некрасова присутствуют многочисленные погрешности против законов художественности, неотделанность, топорность поэтической манеры». Д. Плеханов.
«Некрасова как поэта я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за „честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного. Кто способен написать „Филантроп", „Эпилог к ненаписанной поэме", „Еду ли ночью по улице темной", „Саша", „Живя в согласии со строгою моралью" — тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия». Д.И. Писарев.
«Любители русской словесности будут еще перечитывать лучшие стихотворения Полонского, когда самое имя г. Некрасова покроется забвением. Почему же это? А потому, что в деле поэзии живуча только одна поэзия и что с белыми нитками, всякими пряностями приправленных, мучительно высиженных измышлениях „скорбной музы г. Некрасова — ее-то, поэзии-то, и нет на грош». И.С. Тургенев
Как вы думаете, почему такие разные точки зрения у читателей XIX века? Чем это объясняется? Какие события, встречи сформировали талант Некрасова?
Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся обращаются к биографии поэта.
Учитель. Считается, что Некрасов пришёл в литературу как последователь и даже подражатель Пушкина, причём не самый удачливый и одарённый. И точно так же считается, что к его кончине русская поэзия оказалась переполнена последователями и подражателями самого Некрасова. Более того, некоторые современники всерьёз полагали, что Некрасов, начав соревнование с «солнцем русской поэзии» на невыгодных для себя условиях, сумел его с блеском выиграть. Это стало очевидно на похоронах «печальника горя народного» в 1878 г.Фёдор Достоевский, ровесник Некрасова, произнёс над его открытой могилой небольшую речь, в которой с некоторыми оговорками поставил имена Пушкина и Лермонтова вровень с именем покойного. И получил шумную отповедь. Газеты писали: «Речь литератора Достоевского была прервана молодыми голосами, которые выкрикивали: «Некрасов неизмеримо выше Пушкина и Лермонтова!»
Претензии высказывали те, кто полагал, что Некрасов чуть ли не на колене изломал традиции русского стихосложения. «Что за топор его талант!» – так писал о Некрасове неистовый Виссарион Белинский. «Это фальшь, которая режет ухо!» – не отставал публицист Василий Боткин. «За это не дашь и трёх копеек серебром», – мнение критика Александра Дружинина.
Но со временем споры вокруг Некрасова умолкли; он признан, по-видимому, окончательно. Между тем многое, как и раньше, остается недосказанным. В сущности, и его друзья и его враги сходились в главном: друзья принимали его поэзию, несмотря на ее форму, враги отвергали ее вследствие формы.
Н.А. Некрасов с грустью говорил о своих произведениях:
«Но не льщусь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них,
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!
Нет в тебе творящего искусства... ».
II. Стадия вызова (индукция)
Учитель. Давайте разберемся, что же такое поэзия, которой, по словам Некрасова, нет в его стихотворениях.
Работа по группам. Каждая группа отвечает на вопросы:
- Зачем человечеству стихи, насколько они соответствуют логике развития языка? Какая речь более «правильная» для человеческой культуры: прозаическая или стихотворная?
- Каковы более или менее надежные критерии отличия стиха и прозы и существуют ли вообще такие универсальные критерии?
- Благодаря каким резервам языка происходит «превращение» прозы в стих?
- В чем особенности выразительного чтения стихотворного текста ?
III. Стадия осмысления (с использованием самоконструкции, социоконструкции, социализации и афиширования)
По ходу работы со словарями, текстами стихотворений Н.А. Некрасова студенты выполняют задания.
Каждая группа дает определение поэзии, определяет ее основную задачу. Определяет отличительные черты поэтического текста (стихотворения). На одном из слайдов представлен фрагмент газетной статьи. Студенты должны перестроить прозаический текст в стихотворный. Сделать выводы. (Получается плохая проза, и не получается стихотворения.) Представляют «пробы пера» Поэзия – это … .
Литературоведческий материал и выводы представлены в презентации.
IV. Стадия рефлексии
1. Учитель предлагает обучающимся дать оценку своей работе.
2. Подведение итогов работы мастерской.
V. Стадия разрыва, вызова (индукция)
Учитель. Вернемся к Н.А.Некрасову, его «суровому, неуклюжему стиху».
Как вы думаете, почему поэт дал такое определение своим произведениям? Постараемся определить, в чем своеобразие поэтической манеры Некрасова.
Работа в группах с произведениями Н.А. Некрасова.
VI. Стадия осмысления (с использованием самоконструкции, социоконструкции, социализации и афиширования)
Самый существенный упрек, который делали Некрасову и который он сам принимал, был упрек в прозаичности. Не случайно отзыв Белинского о «Мечтах и звуках» начинался с указания на то, что автору лучше писать в прозе; то же говорили о поэзии Некрасова и Тургенев и Толстой. Сам Некрасов тоже сравнивал свои стихи с прозой:
Все ж они не хуже плоской прозы.
Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым.
К.И. Чуковский свое исследование о стиле Н.А. Некрасова назовет «Проза ли?» Вот давайте разберемся, что перед нами: проза или поэзия?
На примере одного или нескольких стихотворений покажите, поэтические это тексты или прозаические.
Работа в группах. Обучающиеся перечисляют отличительные особенности стиха. Находят особенности индивидуального стиля поэта.
Учитель разбирает вместе с обучающимися статью Ю.Тынянова «Стихотворные формы Н.А.Некрасова».
1. Некрасов начинает с баллад и высокой лирики; самое значительное для него в молодости имя — Жуковский. Он быстро исчерпывает этот род и начинает его пародировать. Известны некрасовские пародии на Лермонтова. Сущность его пародий не в осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой формы вводом прозаической темы и лексики.
Пародия Некрасова (как и всякая другая стихотворная пародия) совмещала ритмо-синтаксические фигуры «высокого» рода с «низкими» темами и лексикой.
Студенты выполняют сопоставительный анализ «Колыбельная» М.Ю. Лермонтова и «Колыбельная» Н.А. Некрасова.
2. Н. А. Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. “Элегия” у поэта — это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” возникает причудливое сочетание оды и фельетона. (Обязательно обращаемся к текстам.) Результатом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, “Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения”. Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация “священной” поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык.
Некрасов переносит в формы баллады и классической ямбической поэмы сюжет современного романа («Саша», «Несчастные»), исторического романа («Русские женщины»), физиологических очерков и фельетонов («В больнице», «О погоде») и т.д. Здесь был путь для широкого использования иностранного и русского романа. Об этих заимствованиях не помнят — такова власть некрасовской лексики.
3. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает писать стихи “на злобу дня”, на социальные темы. Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без социальной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связывается с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится “печаль народная”, при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации. В поэзии Н. А. Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения “Орина, мать солдатская”, он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще.
4. В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу — как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно “из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия”. Такая мысль возникла у Некрасова не случайно. В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения “Извозчик” взят из очерка Погодина “Психологическое явление”. Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Некрасова. Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений.
5. В лексику Некрасов вводит обильные прозаизмы. Приведем несколько примеров из «Мороза, Красного носа»:
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки.
<...>
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво <...>
<....>
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать. и т.д.
Недаром Чернышевский сообщал, что фразу бурлака «А кабы умереть к утру, так было б еще лучше» Некрасов передал, почти не изменив ее:
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще... («На Волге»)
Одни и те же слова в прозе значат одно, в поэзии другое. Пушкинская строка:
Унылая пора, очей очарованье
в ключе прозы не вызовет того сложного слитного значения обоих слов, которое оно вызывает в ключе поэзии. Поэтому для поэзии безопасно внесение прозаизмов — значение их модифицируется звучанием. Это не те прозаизмы, которые мы видим в прозе: в стихе они ожили другой жизнью, организуясь по другому признаку. Поэтому в тех случаях, когда семантика определенных поэтических формул стала штампом, исчерпана и уже не может входить как значащий элемент в организацию стиха, внесение прозаизмов обогащает стих, если при этом не нарушается заданность ключа. Внося прозу в поэзию, Некрасов обогащал ее.
6. Излюбленной стиховой формой Некрасова была форма говорного стиха (термин Б. Эйхенбаума) — куплета, стихотворного фельетона. Даже в стихе «Кому на Руси жить хорошо» чувствуются эффекты этого говорного стиха; так, во вступлении дан эффект нарастающей скороговорки, несомненно комического (водевильно-куплетного) происхождения:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож.
Этот говорной уклон стиха дает ему возможность применять песенные формы для больших поэм («Коробейники»).
7. Другой элемент его лексики — диалектизмы. И, внося их в свою поэзию, он также поступал, сообразуясь с прозой того времени. Это была эпоха, когда в язык прозы были широко введены диалектизмы, сначала в нарочитом и неорганизованном виде (Даль), а затем в художественно умеренном, когда Аксаков писал, что Тургенев пишет не по-русски, а по-орловски. Проза обогащала свои выразительные средства диалектизмами, ибо здесь была широкая возможность их мотивированного ввода — сказ. Некрасов широко использует этот прозаический прием («Путешествие гр. Гаранского», «Орина, мать солдатская», «Похороны»), и это дает ему возможность мотивированно вводить диалектизмы и в лирическую поэзию, которая до той поры, подчиняясь велениям чисто лирического рода, была крепко спаяна с классическим стилем и таким образом отгорожена от этого обновления. Только говорная поэзия, допускающая сказ, прошедшая через комический строй, была в состоянии внести эти средства в поэзию.
Некрасов художественно ввел в классические формы баллады и поэмы роман и новеллу со сказом, прозаизмами и диалектизмами, а в формы «натурального» фельетона и водевиля — патетическую лирическую тему.
8. Некрасов часто использует форму драматического диалога, для которой характерны выходы синтаксической единицы за пределы метрической (прозаизм рифмовки); такие выходы обычны для прозаической конструкции.
Приводим примеры драматического диалога, многоголосия из произведений Некрасова.
9. Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы (“Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь...”), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей (“Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь...”), характерные эпитеты (“белая рученька”, “буйная голова”), повтор предлогов (“по торговым селам, по большим городам”) и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы “Кому на Руси жить хорошо” вводятся загадки (“Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрет — тогда ревет”), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения:
А бабы свеклу дергают,
Такая свекла добрая!
Точь-в-точь сапожки красные
Лежит на полосе.
Кроме элементов народного творчества, Н. А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие как уличный романс и шансонетку.
Вывод. Некрасов — поэт непоэтической эпохи — хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, “другом лени”. Переосмысление всей поэтической системы у него начинается с принципиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н.А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки
«Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...» —
становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.
Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу. По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.
VII. Рефлексия
Обобщение. Анализ осуществленной деятельности (по группам или по желанию), обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
VIII. Домашнее задание
1. Письменно ответить на вопрос: «Чем может заинтересовать современных читателей поэзия Н.А. Некрасова?».
2. Составить правила выразительного чтения стихотворения.
3. Выучить наизусть одно из стихотворений Н.А.Некрасова.