Тип занятия: открытие новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка фотографий.
Цели: развивать интерес к родным местам, в высоком смысле - к Родине. Воспитывать патриотические чувства, чувства прекрасного, вносить свой вклад в культуру родного поселка. Расширять кругозор, наблюдательность, творческие способности учащихся.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Так хочется, чтобы наше занятие было для вас полезным, чтобы вас увлекла наша работа и чтобы вы почувствовали необходимость сказать свое слово о нашем поселке, который является частичкой большой страны – России. На слайде вы видите наш поселок, он называется по имени большой горной реки Тумнин, впадающей в Татарский пролив.
Слайд 2
- Скажите, можно ли литературу назвать культурой?
- Какие жанры литературы вы знаете? (Рассказ, стихотворение, повесть, сказка, легенда.)
- Кто создавал первые произведения, которые не записывались, а переходили из уст в уста? (Это были народные произведения, хотя их создавали отдельные люди.)
Познакомимся с легендой. Какие особенности заключает в себе легенда?
Легенда – художественное произведение, иногда в форме фантастической сказки, в основе которой лежит происшествие, имевшее место в действительности.
Композиция легенды может быть такой, как в рассказе.
Давайте прочитаем легенду о Тумнине, нашей реке. Вы уже знаете, что это слово означает “полноводная”. Но ведь могут быть и другие предположения.
Слайд 3
В далекие времена стойбищ нанайцев и орочей над рекой, впадающей в пролив холодных морей, всходили, летя свободно с севера на юг и с юга на север, большие туманы. Однажды, когда солнце пряталось уже в зарослях сопки Айчи, молодой орочонец и тихая девушка-орочонка направились к реке. Стали появляться звезды, ярче становился месяц, утихал ветер и лишь в речной долине напоминал о себе слабым дуновением. Вдруг потянуло холодом. Поднялись туманы, заклубились, как пар из большого казана. Молодой охотник прижал девушку к себе, чтобы ей было теплее, а девушка засмеялась и запела:
Слайд 4
Из большой зеленой трубки,
Из речной долины ласки
Все рассеются туманы,
Алым выйдет на прогулку
Молодой изюбр на небе,
Словно чайки на откосе,
Соберутся звезды вместе,
Чтобы выкупаться в речке.
И Тумнин не будет против –
Не безмолвный из друзей.
Как костер зажжется месяц,
Осветив густые ветви
Над течением большим.
Все понял юноша, но одно слово не разобрал.
- Что такое Тумнин? – спросил он девушку.
- Это наша любовь, - застенчиво ответила девушка.
С тех пор местные люди стали называть реку Тумнин – неразлучная любовь.
Что необычного в легенде?
(Девушка как будто придумала слово “Тумнин”, и оно превратилось в имя реки.)
А вы могли бы предположить, почему еще так называется река?
(Предположения ребят.)
Давайте посмотрим на панораму нашей горной реки. Что вы могли вспомнить о ней?
Слайд 5 Река.http:album. foto.ru/
Река с множеством лососевых рыб. К реке прилетают весной птицы, есть птицы-рыбаки: скопа, цапля, речные чайки. К реке выходят медведи, изюбры, кабарга – маленький пятнистый олень, тигр и другие таежные обитатели Сихотэ-Алиня. Берега реки Тумнин в зарослях тальников, ильмов, лиственниц, пихт и таких растений, названия которых не всегда можно определить.
Летом берег цветет саранками – дикими лилиями, орхидеями, ландышами, колокольчиками.
Ребята, а что нужно, чтобы написать об этом стихотворение?
Наблюдательность, любовь к родным местам, умение составлять стихотворный текст, замечать множество деталей. Для стихотворения нужно обязательно задать ритм – мелодию. Конечные слова строк должны совпадать по звучанию.
Созвучие слов в конце строки называется рифмой.
Давайте прочитаем маленькое четверостишие “Цвет Тумнина”.
Осень – цвет мёда и сливы,
Зима – снежные гривы.
Весна – спины лососей.
Лет – саранки и росы.
Слайд 6 https://www.Google.ru
Что вы узнали из содержания четырех строчек?
(Каким бывает поселок в разное время года, какие цвета он приобретает.)
Недалеко от поселка есть горячие ключи. Что вы можете рассказать об истории лечебного источника?
Давно-давно орочи открыли чудодейственную силу радоновой воды. В Тумнин стали приезжать люди из разных уголков России. В пятидесятые годы приезжие жили в палатках, а потом курорт стал строиться, и теперь это современная здравница.
Слайд 7 https://WWW.Google.ru
Прочитаем об этом стихотворение.
Тигриный ус, тропа оленя,
Горячая вода – ключи,
Уха из свежего тайменя,
И звезды, как цветы, в ночи.
Ручная птица, словно цаца,
Уселась в ветках Сихотэ
И шепчет заклинанья вкратце,
Но эхо по долине все сильней...
Изменщица луна ушла за сопку,
А местные зовут её Айчи.
И древности, и старости нет сроку,
Туман, стихи, горячие ключи...
Слайд 8
Какие образы возникают в памяти? О чем они говорят?
(Тигр. Олень-кабарга. Ручная птица, привыкшая к человеку. Сихотэ-Алинь – гряда сопок. Туман. Горячий ключ. Эти образы говорят о богатстве нашего края, о его разнообразии и уникальности. )
(Человек любит свою родину, он замечает красоту окружающего мира, его необычность.)
Для выражения своих чувств люди иногда используют форму письма. Письмо может быть в прозе и в стихах. Обычно письма пишут тогда, когда человек уезжает из родных мест, и ему бывает особенно дорога малая родина.
Прочитаем стихотворное письмо.
Я тебе напишу письмо,
Отыщу лесные слова,
Положу по-над дверью в гнездо
Там, где ласточка летом жила.
Мне удод подарил перо,
Лепесток протянул мне жасмин,
Дикий голубь подставил крыло,
И пишу я к тебе, Тумнин.
Сойка ветку лозины качнет,
Цапля белая в рост – на носке,
Вот уже и готово письмо
На сорвавшемся лепестке.
Слайд 9 https://WWW. Google.ru
Как вы думаете, почему лирический герой (или героиня) только собирался написать письмо, а оно уже и готово?
(Герой вспомнил картины, которые он видел, они ожили в его памяти, превратившись в письмо.)
Ребята, а вы смогли рассказать о нашем замечательном поселке?
Какую форму повествования вы выбрали бы?
Узнали ли вы больше о своем поселке на занятии, чем до нашей беседы? Поделитесь своими впечатлениями.
Домашнее задание: проба пера – написать в художественной форме о том, что вы знаете о поселке. Выразите свое отношение к тому, что напишете. Жела. Вам успехов. Ваша Нина Алексеевна.
Литература.
- Л. И. Тимофеев и Н. Венгров “Краткий словарь литературных терминов” Москва, Учпедгиз 1963.
- Интернет-ресурсы (фотографии для презентации).
- Газета “Моё побережье”. Шаповалова Н. А. “Стихи и легенды”.
- Презентация.