Цель: через анализ произведения раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности.
Задачи:
- Образовательная: показать трагизм духовного оскудения личности.
- Развивающая: содействовать развитию умения анализировать художественное произведение.
- Воспитательная: способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Тип урока: урок-исследование с элементами групповой творческой деятельности.
Оборудование: Презентация, раздаточный материал (составление кластера, стратегия «фишбоун», вопросы группам), тексты, словари.
Эпиграф к уроку:
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом.
Н.В.Гоголь
Этапы урока |
Ход урока (деятельность учителя и учащихся) |
1. Организационный этап | 1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя (Презентация. Слайд № 1) С целью повышения общего образовательного уровня наших граждан и приумножения культурной целостности нашей страны, сохранения своей самобытности, национальных ценностей и духовных традиций 2015 год в России объявлен годом русской литературы. И это не случайно. Нравственное развитие подростка напрямую связано с получаемой им духовной пищей. Огромную роль в развитии высоконравственной личности играет книга. Литература питает ум и воображение юного человека, открывает ему новые миры, образы и модели поведения. Литература помогает понять себя и мир вокруг, обогащает опытом, побуждает сознание сопоставлять свою жизнь с жизнью других людей, остерегает от неправильных поступков. Познавая в произведении картину человеческой жизни, читатель познает самого себя. |
2. Этап проверки домашнего задания |
3. Словарная работа Деградация – постепенное ухудшение, снижение каких л. качеств; упадок, движение назад. 4. Проверка домашнего задания (викторина на знание текста). Слайды № 5,6 Прочитайте отрывок, определите героя. Кто это говорит? 1) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки, Дмитрий Ионыч. Чей это портрет? 1) Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее. Чей это портрет? «…полный, красивый брюнет…сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно». Кто из персонажей… …ездил на свидание с любимой на кладбище? 5. Самостоятельная формулировка темы урока (учитель корректирует) Слайд № 7 – Как к своей жизни должен относиться молодой человек? |
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала |
6. Постановка задачи. Проблема. Класс делится на группы, каждая из которых использует в решении проблемы кейс-метод. Слайд № 8 (Приложение 1) Технология метода: 1. Знакомство с материалом 1 группа – исследователи образов семьи Туркиных. |
4. Этап усвоения новых знаний |
План работы 1-й группы. Туркины – "самая образованная и талантливая семья в городе С"? Перед нами – талантливая и образованная семья или обычные мещане в духовном и нравственном значении? 1) Иван Петрович: артистизм, чувство юмора, коммуникабельность, оригинальность или 2) Вера Иосифовна: писательский талант, артистизм, гостеприимство или 3) Котик: талант пианистки, желание учиться в консерватории и посвятить музыке всю жизнь или 4) Детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к героям (в их доме пахнет луком; говорящая фамилия и т.п.) Выводы: Если эта семья самая талантливая в городе, то какие же тогда остальные? План работы 2-й группы "От Дмитрия Ивановича Старцева к Ионычу". 1) Каков Старцев в начале своей деятельности? 2) Как вы оцениваете глубину и силу чувства Старцева к Котику? Театрализация (домашнее задание предыдущего урока) – Роль этого эпизода для понимания глубины чувств героев. Сцена на кладбище ( на короткий миг душа Старцева воспаряла, ему хотелось любви, он как бы возвышался над всем земным; деталь – могила Деметти – итальянской певицы, как символ возможного возрождения, но.... "занавес закрылся". Когда старцев уходит с кладбища, у него уже совсем другие мысли: "Эх, не надо бы полнеть". Сцена предложения Котику. (Мысли доктора, пока он ждет Котика: "Приданое дадут, заведем обстановку.." и т.п.). 3) Что происходит с докторм Старцевым? Развитие или деградация? Внешний и внутренний мир; Дмитрий Иванович Старцев и обыватели города С. "Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе "поляк надутый", хотя он никогда поляком не был." Доктор Старцев становится Ионычем еще и потому, что не может один противостоять среде, и она его поглощает, делает себе подобным". 4) Доктор Старцев – Ионыч. – Внешность. – Что произошло с докторм? Можно ли назвать его успешным человеком? Выводы: Молодой интересный человек за несколько лет превратился в скучного обывателя. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. План работы 3-й группы – Не было ли в характере Дмитрия Ионыча чего-то, что благоприятствовало его перерождению? (1 глава) Докажите текстом. Уже в первой главе автор показывает, что пропасть между миром обывателей и внутренним состоянием героя не так уж велика. Дмитрий Ионович уже близок к тому, чтобы вступить в эту среду. Какие художественные приемы использует автор, и каков смысл их использования? а) описание картин природы Особое значение для раскрытия образа главного героя играет пейзаж. Сад Туркиных осенью печален, идет мелкий дождь. Это своеобразный символ однообразной провинциальной жизни, утратившихся надежд. 6. Составление кластера. Слайд №9 Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно его моральное и духовное опустошение. 7. Работа с высказываниями современников А.П.Чехова и литературоведов о личной ответственности человека за свою судьбу Высказывание почитательницы: «Рассказ вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о самом главном – о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими». 9. Сравнить рассказы А.П.Чехова «Ионыч» и В.М.Шукшина «Шире шаг, маэстро!». Слайд №11 Обратить внимание на поиски смысла жизни, принцип “пользы”, целесообразности и нравственной свободы человека в рассказе Шукшина «Шире шаг, маэстро». Авторская концепция мира и человека 1. Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает? 10. Итог: учащиеся приходят к тому, что главное в рассказе – это боль писателей за своих героев, боль за их бессмысленно и бездарно прожитую жизнь: читатель становится свидетелем деградации человеческой личности. |
5. Этап закрепления новых знаний | 11. Стратегия «фишбоун». Выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героя. – Могла ли иначе сложиться судьба Д.И. Старцева? Аргумент №1 Желание спокойствия, уюта, комфорта. Аргумент № 2 Среда обитания Аргумент № 3 Отсутствие взаимной любви Аргумент № 4 Желание обогатиться. Вывод: Старцев – тип молодого человека конца 19 – начала 20 века, у которого в юношестве есть желание интересно жить, работать, любить, но оно притупляется в силу определенных обстоятельств и человек деградирует. Судьба могла бы сложиться иначе, если бы Старцев не поддался пошлости жизни. 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате? Оценивание: уровень активности на уроке (своей, одноклассника, класса) называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша). Уровни активности – высокий, средний, низкий. |
6. Домашнее задание | Задание на выбор 1. Написать мини-сочинение «Что такое настоящая жизнь?» Слайд №12 |
7. Обощение знаний |
Личные высказывания – Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, духовного мещанства. Самовыражение человека.) |
Список литературы:
- Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. worldteacher.ru
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. – М., Русская энциклопедия, 1998г.
- Левкина Л.В. Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" urok.1sept.ru
- Хуторской А.В. "Иметь" или "быть" в образовании ХХI века // Образование и наука на рубеже ХХI века: проблемы и перспективы развития: Академических чтений Межд. Академии наук высшей школы. Минск, 1997г.
- А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 10. М., Просвещение, 1975г.
- Шукшин В.М. «Шире шаг, Маэстро», Litra.RU