Мотивы лирики А.С.Пушкина

Разделы: Литература


Цель: выявление мотивов лирики А.С. Пушкина.

Задачи:

  • Познакомиться с лирическими произведениями разных периодов творчества поэта.
  • Провести анализ лирического произведения.
  • Определить мотивы.

Цель учителя: закрепление умения анализировать лирическое произведение с последующим выявлением основных мотивов.

Форма: урок-практикум.

Метод: исследовательский.

Предварительное домашнее задание: подбор стихотворений А.С. Пушкина разной тематики.

ХОД УРОКА

I. Вступительная беседа

Творчество А.С. Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой. В поэзии Пушкина нашли свое отражение все темы русской поэзии XIX века.

II. Тема, цели урока

– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством поэта. Цель нашего урока: определить основные мотивы лирики Пушкина. Дома вам предлагалось подобрать стихотворения разной тематики и периодов творчества Пушкина.

III. Работа по теме урока

1. Теория литературы

– Прежде чем приступить к анализу произведений, давайте вспомним значение понятий «тема» и «мотив».
Тема – то, о чем говорит автор в произведении.
Мотив – совокупность мыслей, идей, чувств и переживаний поэта, т.е. элемент содержания.
Тема раскрывает мотив.

2. Анализ лирического произведения.

– Отработку компетенций мы проведем, выполняя анализ лирического произведения. Внимательно рассмотрите план анализа стихотворения, течение 5-7 минут обсудите в группах подобранные  вами стихотворения, подготовьте выступление.

3. Выступления учащихся

– Послушаем выступающих от групп. (Учащиеся читают стихотворение наизусть, представляют анализ стихотворений, отвечают на вопросы).

  • мотив дружбы – «К другу стихотворцу», «К Пущину»
  • мотив свободы – «Узник», «К Чаадаеву»
  • мотив любви – «Признание», «К***»
  • мотив назначения поэта и поэзии – «Пророк», «Памятник»

– Какая из предложенных характеристик стихотворений является более полной? Оцените свою деятельность, заполните листы оценки.

IV. Итог урока

– Обратимся к цели и задачам урока. Какая из поставленных задач реализована полностью? Над чем нужно продолжить работу?

1. Кластер

– Заполните схему по материалам урока

2. Вывод

– Основное мироощущение Пушкина в стихотворениях, прозвучавших на уроке, – это трагичность человеческой жизни и надежда как способ преодоления трагичности. В них звучит ответственность поэта за свою судьбу, за свое творчество.

3. Рефлексия

– Ответьте двумя-тремя предложениями на вопрос: что нового я узнал на уроке?

V. Домашнее задание

Провести анализ понравившегося лирического произведения А.С. Пушкина.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк», выполненный Юлией П., учащейся 9А класса

«Пророк» был создан Пушкиным в 1826 году. В этом стихотворении зрелого поэта говорится о том, как посланник Бога, серафим, преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта («пророка»).
В стихотворении три части. Первая о «духовной жажде» поэта и явившемся спасителе – ангеле; во второй части описывается превращение человека в пророка; и в третьей – это последнее напутствие Бога к пророку.
Тема – описание свойств, какими должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение.
Основные образы – Человек–Пророк–Поэт, Серафим и Бог.
Мотивы: дар от Бога как назначение поэта
Смысловой центр – высокая цель, идея, во имя которой Пророк–Поэт говорит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему, что он видит, слышит и умеет точно выразить в слове.
В общем, все стихотворение построено на аллегории, начиная с замены поэта пророком.
Используется много архаизмов славянского языка, эпитетов; есть гипербола.
Из синтаксических фигур используется многосоюзие, инверсия, обращения.
Размер стихотворения – четырехстопных ямб. Рифмы преимущественно мужские.
Роль «Пророка» в творчестве Пушкина заключается в том, что он через аллегорию, символику показал реальную жизненную правду о задачах и смысле искусства.

Рефлексия. Ответы учащихся на вопрос: Что нового я узнал на уроке?

Александр:

– Сегодня на уроке я узнал, что творчество Пушкина неразрывно связано с его судьбой. На меня произвели впечатления стихи поэта, я познакомился с мотивами лирики.

Юлия:

– Абсолютно неизвестные стихи прозвучали. Но они мне очень понравились. Узнала больше о лирических героях, мотивах.

Мария:

– Сегодня на уроке я познакомилась с новыми стихами поэта, которые поразили меня своими средствами выразительности, как душевно они были прочтены, какой глубочайший таинственный смысл заключен в этих произведениях.

Артем:

– Я узнал сегодня на уроке, что есть такие мотивы, как мотив дружбы, любви, свободы и назначение поэта. Услышал много новых, незнакомых мне стихов.

Надия:

– Узнала новые стихи поэта, мотивы этих произведений, лирические образы главных героев и просто насладилась прочтением этих произведений.

Айтунук:

– На этом уроке узнала, что такое мотив, что в поэзии Пушкина разные мотивы, что тема раскрывает мотив.