Цель: раскрыть образ "маленького человека".
Задачи:
- развитие и углубление понятия «маленький человек»;
- выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".
- Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
- Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология: технология критического мышления
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, тест.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята!
– Наш урок мне хочется начать словами Н.Г. Чернышевского: "Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое".
– Как вы думаете, ребята, кого будет защищать Гоголь на этот раз? (Акакия Акакиевича Башмачкина)
– Верно, сегодня на уроке мы поговорим о Башмачкине. Мы познакомились с героем рассказа. Что вы скажете о нем? Какое представление сложилось у вас о нем? Поработайте в группах.
– К какой теме обратился Гоголь для раскрытия главного героя произведения? (Гоголь обратился к теме "маленького человека")
– Тема урока "Образ "маленького" человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель". Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
– Поработайте с литературным энциклопедическим словарём. Объясните значение словосочетания "маленький человек". ("Маленький человек" в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).
– Какую цель мы ставили на прошлом уроке? (ответы)
– Итак, мы определили цель нашего урока – характеризуя главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина, мы должны рассмотреть образ "маленького человека".
– "Маленький человек" (прикрепляю на доску)
– Ребята, на парте у вас лежат карточки, выберите те слова, которые у вас ассоциируются с "маленьким человеком".
(Учащиеся называют слова и прикрепляют на доску вокруг словосочетания "маленький человек": бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.)
2. Стадия осмысления
– Для того чтобы рассмотреть образ "маленького" человека мы вернёмся к началу повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышляем, дадим характеристику Башмачкину.
– Перечислите события, связанные с Башмачкиным.
– Похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.
– Отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.
– Скажите, почему Башмачкина обижали сослуживцы?
3. Рефлексия
1. Как характеризует героя его портретное описание?
2. Сколько было лет герою?
3. Какую работу выполнял Башмачкин в департаменте? Как он относился к своей работе?
4. Какое будущее ждало?
5. О чём мечтал герой?
6. Сбылась ли его мечта?
7. Какое событие резко изменило его "счастливую" жизнь?
8. Чем закончилась кража шинели?
В повести писатель развивает тему «маленького» человека как большую проблему общественной жизни. В образе Акакия Акакиевича Гоголь показал «существо никем не защищённое, никому не дорогое», олицетворяющее собой угнетённых и обездоленных людей, обречённых на нечеловеческое существование. Писатель выступает в защиту этих «маленьких» людей. Башмачкиных, чья жизнь полна лишений и страданий.
– Как относились к нему сослуживцы?
– Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком мире?
Спокойствие, покорность, смирение помогают выжить в жестоком мире. Гоголь подчёркивает, что люди безжалостны, равнодушны к миру "маленького" человека.
– С какой целью автор придумал сюжет с шинелью?
Работа в группах «Башмачкин до покупки шинели и после»
Конечно, нельзя сказать, что "маленький" человек – Башмачкин с богатым внутренним миром, но он способен на любовь, дружбу, способный радоваться и быть счастливым.
К сожалению, Акакий Акакиевич не обрёл счастья. Гоголь подчёркивает беззащитность и одиночество "маленького" человека.
– Можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать?
В повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой "маленького" человека и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием.
4. Работа в группах
– Напишите синквейн на тему «Акакий Акакиевич Башмачкин»
Спокойный, неряшливый
Работает, страдает, умирает
Живёт в своём мире
Жертва
Оцените себя.
5. Домашнее задание: выполнение теста по повести
6. Заключение
– Нам кажется, что события, герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Но и сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание, понимание. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались человечными, помогали друг другу, уважали остальных людей.
– Урок окончен. Спасибо за урок.