Твори добро (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Разделы: Литература, Урок с использованием электронного учебника


Тип урока: урок-мастерская.

УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия 2ч. для общеобразовательных учебных заведений. Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. – М.: “Просвещение”, 2014 г.

Цель урока:

  • Образовательная: установить связь между произведениями А. Платонова и его писательской судьбой, продолжать работу над анализом литературного произведения, навыками чтения и пересказа; формировать умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям, достигать понимания текста на уровне содержания. Углубить представления учащихся о “формуле жизни” А. Платонова, раскрыть философичность содержания платоновского рассказа.
  • Развивающая: создать соответствующие условия для усвоения темы, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; развивать познавательные интересы и связную речь учащихся, готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучать индивидуальной рефлексии достижения цели, развивать память обучающихся.
  • Воспитательная: рассмотреть образ главного героя с точки зрения нравственных законов человеческого бытия; формировать толерантное отношение к окружающим; воспитывать в детях чувство сострадания к людям, взаимопонимания, доброты, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование навыков исследования текста с опорой на содержание, жанр, композицию, выразительные средства; повторение и закрепление литературоведческих понятий.

Метапредметные (УУД):

  • познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  
  • коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества между учителем и учениками, а также между сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Методы работы: учебно-исследовательский метод, методы сравнения, самостоятельного конструирования вопросов и творческих высказываний, метод “ключевых слов”, метод “Если бы...”, метод смыслового видения, метод чтения с пометами.

Использованные методики: проблемное обучение; личностно-ориентированный подход; методика креативного мышления; методика критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная, фронтальная.

Задачи урока:

  • Знакомство с биографией А. Платонова, открытие философской глубины проблем, поднятых в рассказе “Юшка”.
  • Развитие навыков вдумчивого чтения, анализа текста, устного пересказа.
  • Совершенствование культуры ведения дискуссии.
  • Формирование навыков сопоставительного анализа.
  • Формирование положительных нравственных качеств личности: любви к ближнему, ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, к образу жизни других людей.

Оборудование: портрет писателя А. Платонова, учебная хрестоматия, методическое руководство к учебнику, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, иллюстрации к произведению, на доске – эпиграфы к уроку, красочно оформленные пословицы о доброте: “Добро не горит, не тонет”; “ Доброе дело без награды не останется”; “Доброе дело два века живет”. Выставка книг А. Платонова, “Толковый словарь В.И. Даля”, “Толковый словарь С.И. Ожегова”.

Предварительно оформленные учениками стенды:

1) стенд с афоризмами А. Платонова: “Надо к людям относиться по-отцовски”; “Без меня народ неполный”; “Человечество – одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все”; “Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов”. “Самому бы стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце”; “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твёрдого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики...”; “Истинного себя я никогда никому не показывал, и едва ли когда покажу...” (Дневник Платонова, запись 1926года).

2) стенд с высказывания других авторов: “Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть” (В. Распутин). “Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра” (Б. Пастернак). “Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья; В меня все ближние мои Бросали бешено каменья” (М.Ю. Лермонтов). “Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом” (А. Н. Радищев). “Спешите делать добро, пока не стало поздно!” (Доктор Ф.П. Гааз).

3) стенд с библейскими истинами: “Возлюби... ближнего твоего...” (Евангелие от Луки, гл.10, стихи 25-28). “Не судите, да не судимы будете” (Евангелие от Матфея, гл.7, стих1). “Возлюби ближнего своего, как самого себя” (2 заповедь Господа). “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (1-я заповедь Блаженств).

Ход урока

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Учитель. Дорогие ребята, перед тем, как объявить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку:

Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек,
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то спокойнее сердце забьется. (Доброта) СЛАЙД 1, 2.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?.. Верно, о людской доброте (обратим внимание на пословицы о добре, если ребята не смогут сразу догадаться о разгадке). Напомню слова героя сказки “Волшебное кольцо”: “Добро, мама, из добра явилось”. Кто автор этой сказки? (Андрей Платонович Платонов (1899-1951). СЛАЙД3.

- Подберите антоним к слову “доброта” (“зло”). Теперь вы, конечно, догадались о теме урока (СЛАЙД4): и интонация урока будет скорее грустной, чем весёлой. Речь пойдёт о том, что не все люди умеют любить, а там, где царит “нелюбовь”, всегда возникает чувство грусти. (Один из учеников обращает внимание на стенды с высказываниями.)

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Мне очень хочется, чтобы вы настроились на непростой разговор, сосредоточились и сумели хорошо разобраться в прочитанном. На слайде вы видите 5 высказываний. (СЛАЙД5)

1.

“До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!” Н. Рубцов.

2. “Так всякое добро приносит и плоды добрые”. Евангелие от Матфея.

3.

“А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой”. М.Ю. Лермонтов.

4. “Я счастлив счастием, мне чуждым, И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой”. И. Суриков.

5. “Досадно мне, когда невинных бьют”. В. Высоцкий.

Как вы считаете, какое из высказываний не имеет отношение к нашему уроку?

- Почему вы так решили? (Дети отвечают на поставленные вопросы.)

- Попробуйте по данным цитатам сформулировать цель нашего урока. (Выяснить: всегда ли в нашей жизни добро побеждается злом.)

Учитель. Дома, используя метод чтения с пометами, вы познакомились с произведением Андрея Платонова “Юшка”. В течение урока выберите для себя тот эпиграф, который, по вашему мнению, более точно передаёт основную мысль изучаемого произведения.

- Теперь я предлагаю внимательно послушать ещё один, музыкальный, эпиграф к уроку: фрагмент песни “Сон мне приснился...”, написанной иеромонахом Романом (Трек1), нашим современником, в исполнении Жанны Бичевской. (У каждого ученика на учебной парте находится текст с “музыкальным” эпиграфом.)

ЖАННА БИЧЕВСКАЯ - СОН МНЕ ПРИСНИЛСЯ

Сон мне приснился,
Очень странный сон:
Будто я слышу
Погребальный звон...
Виделась в черном
Моя Родина.
Виделось диво –
Я юродивый.

Припев:

Тихо иду в белой рубахе по полю,
И журавли –
Словно кресты колоколен! (1978 г.) 
Иеромонах Роман (Матюшин). (СЛАЙД6)

- В тексте песни прозвучало слово юродивый. Как вы понимаете его? Кто такие юродивые? (Дети отвечают.)

Учитель. (СЛАЙД8) (Трек2) По словарю С.Ожегова “Юродивый” - чудаковатый, помешанный. Безумец, обладающий даром прорицания. Юрод – Блаженный (1) в высшей степени счастливый; 2) не совсем нормальный (первоначально юродивый (разг.); 3) то же, что святой). (СЛАЙД7) Этимологически слово ЮРОДИВЫЙ, ЮРОД восходит к слову уродивый, урод. В церковной традиции святых, которые прославились похожими подвигами, называют ликом. Есть лики мучеников, преподобных, праведных. Всем вам известны имена Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского, Блаженной Праведной Матроны Московской. БЛАЖЕННЫЕ, или ЮРОДИВЫЕ ХРИСТА РАДИ – это особый лик святых. Их так называют, потому что они добровольно, ради Бога, отказались от дома, имущества, обрекая себя на жизнь в лишениях. Эти люди отвергли в себе гордыню, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя Первую Заповедь Блаженств: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. (Вновь обращаем внимание на стенды.) Именно русский народ особо почитает “блаженных”, считается, что это чисто русский тип святости. Люди видели в действиях юродивых какой-то тайный смысл. Их изречения становились пророческими – и поэтому блаженных побаивались, боясь в их лице прогневить Господа. Имена таких БЛАЖЕННЫХ чтит ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ. Давайте послушаем ваши сообщения о некоторых таких людях.

Подготовленный ученик. Одним из самых известных в истории блаженных был Святой Блаженный Василий. (СЛАЙД 9) За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Однажды блаженный Василий протянул грозному царю кусок сырого мяса во время Великого поста, чем дал понять следующее: царь не ест мяса во время поста, зато “ест” (убивает) людей, ведь не за доброту его прозвали “Грозным”.

Люди замечали, что возле домов, где идет пьяный шумный пир, где все веселятся, юродивый останавливается и плачет, а возле домов, где горе или слезы, наоборот, улыбается. Своё поведение Василий Блаженный объяснял так: в первых домах творится грех, там плачут ангелы, поэтому и он плачет вместе с ними, а во вторых домах случилось горе, люди вспомнили о Боге, чему радуются ангелы – и он тоже.

Когда Блаженный умер, царь сам нёс его гроб до могилы. Хоронили блаженного всей Москвой. А Покровский Собор, возле ворот которого Василий просил милостыню, стал называться собором Василия Блаженного, теперь он является украшением Красной Площади, визитной карточкой столицы. (СЛАЙДЫ 10, 11)

Подготовленная ученица. Святая Блаженная Ксения Петербургская (СЛАЙД 12) особо почитается в церкви как покровительница семейного очага. Люди любили помогать Блаженной Ксении. Увидев блаженную в красной кофте и зеленой юбке, извозчики и продавцы знали, что те, к кому она подойдет, получат помощь от Бога и удачу в делах. А по ночам она поднималась на верх строящегося храма и продолжала кладку, чему очень удивлялись строители. Святая Блаженная Матрона Московская (СЛАЙД 13), мощи которой находятся в центре Москвы, особенно любит помогать в деле воспитания детей.

Учитель. Андрея Платонова, автора рассказа “Юшка”, тоже часто называли “юродивым”: в писательских кругах его называли “слесарем”, при жизни его произведения не публиковались. Этот человек с такими ясными и грустными глазами прожил удивительную жизнь, которая одновременно похожа на жизнь многих его современников, но в то же время – выдающуюся. Жизнь настоящего русского писателя, который, по словам поэтессы А.А. Ахматовой, “был со своим народом там, где народ, к несчастью, был...”. (СЛАЙД 14)

Этап выявления места и причины затруднения.

Учитель. Вы уже знакомились с жизнью и творчеством этого замечательного писателя, поэтому сейчас проведём небольшую проверку знаний. Если с утверждением согласны – поднимаете руки, если нет – сидите с опущенными руками. (СЛАЙД 15)

  1. А. Платонов родился в 1899 году (ДА).
  2. Его настоящая фамилия КЛИМЕНТОВ (ДА).
  3. Платонов не принимал участие в Гражданской войне (НЕТ).
  4. Семья Платоновых была маленькой (НЕТ).
  5. Он работал подручным мастера на заводе и рабочим (ДА).
  6. Платонов был не признан при жизни и его произведения не печатались (ДА).
  7. Писатель умер 5 января 1951 года от туберкулёза, похоронен на Армянском кладбище в Москве (ДА).
  8. Сказку “Волшебное кольцо”, рассказы “Корова”, “Юшка” написал А.Платонов (ДА).

Учитель. У каждого из вас на парте лежат конверты с карточками и заданиями. Ознакомьтесь с ними и постарайтесь выполнить предлагаемую работу в парах как можно старательнее. (Конверты с названиями: “Чудесный конверт”, “Исследование”, “Лексическая разминка”, “Динамическая пауза”, “Выразительный диалог”, “Череда ярких эпизодов”, “Детальный подход”).

Этап самостоятельной работы (с последующей самопроверкой по эталону).

Учитель. А сейчас мы приступаем к работе в парах и индивидуально.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:

  1. Ребята с конвертом “Композиционный план” составляют план рассказа.
  2. Ребята, которым достался конверт “Выразительный диалог”, готовят выразительное чтение диалога Юшки с Дашей.
  3. Ребята, имеющие конверт с названием “Динамическая пауза”, готовятся к выразительному прочтению эпизода “Юшка и природа”.
  4. Ученики анализируют текст:
    а) определяют тему, идею, выявляют детали ребята с конвертом “Детальный подход”;
    б) составляют сравнительные характеристики “Дети и Юшка”, “Взрослые и Юшка”, “Весёлый прохожий и Юшка”, “Природа и Юшка”, заполняя соответствующие таблицы, ребята с конвертом “Череда ярких эпизодов”;
    в) ребята, имеющие конверт с названием “Лексическая разминка”, работают над лексическим значением слов, используя словари;
    г) работают над выразительными средствами языка пары с “Чудесными конвертами”.
  5. Анализируют кульминацию рассказа и финал ребята с конвертом “Финальное исследование”.

Динамическая пауза.

Учитель. Ребята, когда Юшка чувствует себя по-настоящему счастливым? (Дети отвечают.)

Перед выразительным чтением фрагментов учителем создаётся эмоциональный настрой для восприятия текста, в котором изображена гармония человека и природы – проводится динамическая пауза (СЛАЙД 16)

Учитель. Попробуем и мы с вами представить себя на природе. (Треки 3,4).

(Трек 5). Встаньте, закройте глаза и вспомните теплое лето, цветущий луг, аромат лесного дыхания. Откройте глаза и опустите их вниз, чтобы лучше рассмотреть цветы. Протяните руки вперед, вот на них на секунду присела легкая бабочка и вновь вспорхнула. Поднимите руки вверх, чтобы ощутить воздушное прикосновение облачка и ласку солнечных лучей. Посмотрите направо – там чудесно поющая птичка, а теперь налево – видите, издалека смотрит на вас румяная земляника...

(СЛАЙД 17) Чтение описания природы. Эпизод “Юшка и природа” читает подготовленная ученица с конвертом “Динамическая пауза”. Во время чтения звучит музыкальное сопровождение, лёгкая музыка (Трек 5).

Учитель. А теперь прослушайте эпизод, повествующий о минутах, проведённых Юшкой на природе. (Эпизод читают подготовленные ученики.)

Начало чтения - (СЛАЙД18).

“Целовал цветы” - (СЛАЙД19).

“Гладил кору на деревьях” - (СЛАЙД20)

Учитель. Как называются такие отношения? (Гармонией.)

Этап реализации построенного проекта деятельности.

1. Конверт “Череда ярких эпизодов”.

Учитель (задаёт вопрос ребятам с конвертом “Череда ярких эпизодов”). Какой композиционный план вы построили?

1). Портрет Юшки.

2). Дети и Юшка.

3). Юшка и взрослые.

4). Юшка и природа.

5). Юшка и весёлый прохожий.

6).Похороны Юшки.

7). Приезд незнакомки.

8). Твори добро.. .(СЛАЙД 21) (Сравниваем с готовым планом на слайде.)

Учитель (задаёт вопросы ребятам с конвертом “Детальный подход”). Какова тема (о чём произведение?) рассказа Платонова “Юшка”? (Тема рассказа – взаимоотношения между людьми.)

- А идея? (главная мысль текста, выражающая авторскую позицию?)

(Зло надо побеждать добром.)

- С первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки.

- Что такое портрет в художественном произведении? (Портрет – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении)

Какую деталь в портрете Юшки выделяет писатель? (“Глаза его были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы”.)

- Почему писатель такими показал глаза Юшки? (Обращаемся к тексту: “Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу... вон Юшка пошел”. Дети отвечают: “ Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня”. Совместно приходим к выводу: “Глаза – зеркало души” - глаза Юшки плачут так же, как его душа.)

- Сравните описание его глаз с глазами автора. (СЛАЙД 22)

- Какой вывод вы можете сделать при этом сравнении? Что можно сказать о человеке, глаза которого плачут?

- Как автор изображает внешность Юшки? Зачитайте из текста фрагменты (работа с текстом, стр.118). (Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается.)

- Почему рассказчик называет Юшку старым на вид?

Учитель. В житиях святых очень редко указывается точный возраст: он определяется не годами, а возрастом души, ее внутренней гармонией и глубиной, ценностью ее переживаний.

2. “Чудесные конверты”. (Работа с выразительными средствами языка.)

Учитель. В “Чудесных конвертах” (кстати, почему они “чудесные”?) ребята должны были распутать цепочку с выразительными средствами языка и вспомнить некоторые термины. Давайте проверим, как это у них получилось. (СЛАЙД 23)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Будешь, как Юшка...
СРАВНЕНИЕ Реки, бормочущие на каменных перекатах.
МЕТАФОРА Воздушная теплота, сладкий воздух.
ЭПИТЕТ Сила злобы, свет любви, голос рек.

- Подберите эпитеты, при помощи которых можно охарактеризовать заглавного героя. (СЛАЙД 24) (Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, милосердный, кроткий, смирный и т. д.).

- Что такое АНТИТЕЗА? (Антитеза - противопоставление образов, картин, слов, понятий). (СЛАЙДЫ 25, 26)

- Составим словарь по теме урока, чтобы легче решить поставленную цель.

Подберём противоположные по значению слова:

  • Добро - Зло
  • Любовь - Жестокость
  • Терпение - Насилие
  • Сострадание - Чёрствость

- На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной приём построения рассказа? (Антитеза.)

- Где просматривается этот приём в произведении? (Этот приём просматривается в поведении героев.)

Этап построения проекта выхода из затруднения. (Предлагает составить “психологический этюд” поведения)

Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают? (СЛАЙДЫ 27, 28)

- Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление? (“Отношение детей к Юшке”, “Отношение взрослых к Юшке”, “ Минуты, проведённые Юшкой на природе”, Похороны Юшки”.)

3. Конверт “Череда ярких эпизодов”: “Юшка и дети”, “Юшка и взрослые”.

Учитель. Попробуем проанализировать эти эпизоды. Обратимся к конвертам “Череда ярких эпизодов”. (Анализируются эпизоды “Юшка и дети”, “Юшка и взрослые”.)

АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (СЛАЙД 29)

Учитель. Как к Юшке относятся дети?

- Как к детям относится Юшка? (Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для выражения любви и поэтому терзают его. От детей никто не ожидает жестокости. Дети подобны ангелам, у них должна быть чистая душа. “Их есть Царство Небесное” - это слова Христа о детях. Дети встречали его в Иерусалиме, постилали под ноги пальмовые ветви и кричали: “Осанна!” Детская жестокость – это противоестественная реальность жестокого безбожного мира. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник радости и веселья. Им хочется, чтобы он “отозвался им злом и развеселил их”. “Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался”.)

Учитель. Подведём итог. Послушайте высказывание А.П. Платонова: “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твёрдого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики...”.

Учитель. Как к Юшке относятся взрослые? (СЛАЙДЫ 30,31)

(Людям, живущим рядом с ним и занятым ежедневными бытовыми мелочами и проблемами, это было непонятно, как и то, для чего Юшка – такой, какой он есть. Молча сносит все оскорбления. Пример из текста. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку.)

- Имеет ли право человек выместить свою злобу, гнев, на другом человеке?

- За что мучают Юшку? (Он “блажной”, “непохожий”, “особенный”. Вспомните героя Андреева “Кусака” Илюшу.)

- Проверим, как вы справились с заполнением сравнительной характеристики (по слайдам). Слайд 30

Дети

...переставали играть, бежали, кричали...

...поднимали ветки и бросали...

...снова окликали, бросали, трогали и толкали......

...опять толкали и кидали комья земли...

...сильнее толкали,...кричали вокруг Юшки...

...делали слишком больно...

...радовались

Юшка

...ничего не отвечал и не обижался...

...шёл тихо и не закрывал лицо...

...шёл и молчал...

...не трогал и не отвечал...

...говорил...

...радовался...

Слайд31  
Взрослые

...обижали его...

...их сердце наполнялось лютой яростью...

...и тут же били его...

...приходили в ожесточение и били его ещё больше...

...и в этом зле забывали на время своё горе...

Они жестокие люди.

Юшка

... останавливался, слушал и молчал...

...потом долго лежал в пыли на дороге...

...очнувшись, он вставал...

...люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое...

Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое.

- Как одет Юшка? (Он долгие годы носит одну и ту же одежду.)

(Люди привыкли встречать других “по одежке”, оценивать по внешности, поэтому в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: “будешь как Юшка”. Как сказал столяр, “забраковали его люди”. Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что о нём знают.)

- Каким никогда не видели Юшку люди? (В стороне от людей он преображается: мы видим его весёлым и счастливым, открытым природе. Вновь обращается внимание на стенды с высказываниями (“Добрый человек – брат всей твари” и т. д.). Приводятся цитаты из текста.)

- Чего никто не знает о нём? (Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте: помогает ей, отказывает себе во многом, чтобы она могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждое лето на месяц пропадает.)

4. Конверт “Череда ярких эпизодов”: “Природа и Юшка”.

Учитель. Теперь проанализируем эпизод “Природа и Юшка”. (СЛАЙД 32)

ЮШКА ПРИРОДА
Дышал, смотрел, слушал голос рек, больная грудь отдыхала, не чувствовал недуга, не скрывал своей любви к живым существам, склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них... Гладил кору на деревьях, чувствовал себя осиротевшим без бабочек и жуков, которые умерли... На душе у Юшки было легко... Благоухание трав и лесов, безлюдно, живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работающие кузнечики издавали в траве весёлые звуки, воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом.

Здесь, на лоне природы, мы видим полную гармонию человека и природы (Трек 6).

- Как проявляется герой через речь? (Часто повторяет слова “любовь” и “любить”) Как все живущие, он хочет любви и сочувствия, но находит их только в мире природы, а не среди людей, которые терзают его.

Где живёт любовь Юшки? (В его сердце). (СЛАЙД 33)

Строим центральную часть необычного кластера. (Трек 3)

Ошибка! Закладка не определена. ВЫВОД. Таким образом, огромное сердце героя вмещало в себя безграничную любовь ко всему миру. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки: нужно жить, храня в сердце любовь. Как важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не пройти мимо беды и проблемы другого человека, несмотря на то положение, которое занимает человек в обществе. Не бойтесь отдавать частичку своего сердца, как это делал Юшка.

Завершаем оформление необычного кластера. (СЛАЙД 34) (Трек 7).

Ошибка! Закладка не определена.

- Как вы думаете, совпадает ли жизненная формула Юшки с формулой жизни Платонова? (СЛАЙД 35)

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря. Организует работу по осмыслению имени героя.)

5. Конверт “Финальное исследование” (анализ кульминации рассказа и его финала.) (СЛАЙДЫ 36, 37)

Учитель. Какой фрагмент в рассказе назовём кульминационным? Проанализируем эпизод “Встреча Юшки с весёлым прохожим”.

- Как приветствует прохожий Юшку? (“Хотя бы ты помер”, “Веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться”.)

- Почему Юшка “осерчал, наверное, первый раз в жизни”? (Никто не имеет права покушаться на саму жизнь. Следуют цитаты из текста: “А чего я тебе, чем я вам мешаю!...Без меня тоже, значит, нельзя!”)

- Можно ли было избежать конфликта? (Нет. Презрением и гордыней переполнено сердце людей: “Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный”.) - В итоге к Юшке пришли проститься все, кто потешался над ним и мучил его при жизни: в них проснулось запоздалое чувство вины. (Обратимся к стенду с Господними истинами. Заповедь Божия гласит: “Не суди и не судим будешь”, но люди слишком поздно вспоминают об этом. “Прощай, Юшка, и нас прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья?”)

- Как вы думаете, была ли жизнь Юшки бесполезной, бессмысленной? (Смысл его жизни был в любви, которая, по словам апостола Павла, “долготерпит, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине”, которая “никогда не перестает”. Любовь Юшки стала причиной любви к людям для его воспитанницы. Любовь – это самопожертвование.)

(СЛАЙД 38)

- Умирает Юшка – непонятый чёрствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мёртвого, прощение, без него людям стало жить хуже, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей.) - Когда узнаём полное имя Юшки – Ефим Дмитриевич? От кого? Почему? (Появляется человек, который любил и ценил Юшку).

- Значение имени героя не случайно. (Ефим – благочестивый, благожелательный. Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращённые на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды.) - Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь? Что подтверждает сказанное? (Врача называют дочерью доброго Юшки, она помогает людям: совершенно бескорыстно утоляет чужое страдание, чужое горе). - В финале рассказа Юшка обретает и любовь, и уважение. (Вспоминают его имя.) - Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка? (Конечно, нет.)

Учитель. Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Мы много говорили сегодня о самом важном человеческом чувстве божественного происхождения. Чтобы жизнь имела смысл, нужно научиться любить.

Этап включения в систему знаний и повторения. (Предлагает выполнение творческих заданий.) (СЛАЙДЫ 39, 40, 41)

Учитель. После нашей беседы каждый оставит в душе свой образ А. Платонова и его героев. Наш урок – урок-мастерская, каждый из вас – творец. Предлагаю вам выполнить одно из творческих заданий на выбор:

Выберите наиболее близкую вам роль и опишите Юшку с точки зрения 1) поэта; 2)философа; 3)скульптора; 4)писателя. (Ребята, выбравшие это задание, начинают подготовку.)

Другое творческое задание под названием “Что нужно для любви?” предполагает порассуждать над поставленным вопросом. Выберите из понятий на слайде те, которые необходимы человеку, чтобы любить ближнего, и составьте с ними небольшой связный текст, сделав определённый вывод. (На слайде – понятия: МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, КРОТОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ и др.).

Конверт “Лексическая разминка”.

После оформления и проверки творческих высказываний, звучит вопрос всему классу.

Учитель. Во всех ваших высказываниях встречаются повторяющиеся ключевые слова, как вы понимаете их смысл? (Ребята с конвертами при необходимости поправляют сверстников, так как на этапе самостоятельной работы они работали с толковыми словарями по этим ключевым словам.)

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку для поведения в обществе. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь горем, несчастьем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Кротость – незлобивость, покорность, смирение.

ВЫВОД. Что же за человек Юшка? (Мы выяснили, что внешность Юшки совсем не соответствует внутреннему миру, и увидели его большое сердце.)

Этап рефлексии учебной деятельности. (СЛАЙДЫ 42,43)

Учитель. Теперь отвечаем на главный вопрос, поставленный в начале урока: “Побеждается ли зло добром?” (Да. В “Юшке” Платонов воспевает добро, подчёркивая, что оно всегда побеждает зло.)

- Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они? (Перекликаются: в начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечит людей от туберкулёза. Её все знают, как дочь доброго Юшки.)

- Такой приём, ребята, называется обрамлением (композиционная часть литературного произведения, включающая в себя, как в рамку, другие части повествования). Запишите это определение в тетрадь.

- Этот приём помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Мы с вами тоже сейчас используем приём обрамления в своей работе: начали урок со знакомства с высказываниями великих людей – и вернёмся к ним, чтобы завершить беседу о добре и зле. (СЛАЙД 44)

- Правы ли мы были, исключив из эпиграфов слова Лермонтова?

- Какая цитата, на ваш взгляд, больше соответствует теме урока? Почему вы так считаете? Запишите в тетрадь слова, на которые пал ваш выбор.

- А ещё на примере жизни самого Платонова попытаемся доказать, что добро побеждает зло (при жизни писатель не был признан, а в 60-е годы 20 века люди увидели, какого выдающегося автора не признали сразу – не похожа ли его судьба на его героя: он как будто предвидел это). (СЛАЙДЫ 45,46)

- А пока вы слушаете ещё одну историю “Про кота” в исполнении Светланы Капыловой (Трек 4), составьте синквейн, темой которого возьмём имя заглавного героя. (После музыкальной минутки синквейны зачитываются.)

Итоги урока. Домашнее задание.

Учитель. Подведём итоги урока. Если кого-то на ваших глазах обижают, как вы поступаете? (Дети отвечают.)

- Смогли бы вы заступиться за Юшку? Что вы сказали бы людям, чтобы они не обижали его?

Учитель. Сегодня ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью. Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться. Заповедь Божья гласит: “Возлюби ближнего, как себя самого” – к этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Автор наделил своего героя мудростью наивности и силой слабости, заставив читателя верить ему, переживать за него. Надеюсь, что вы после этого урока станете ещё более внимательны друг к другу и к своим родным.

- А сейчас я каждому из вас раздам карточки с домашним заданием и сердечки, на которых вы напишете, что вам больше всего понравилось на уроке, а также поставите себе отметку, которую, вы считаете, сегодня заслужили. (На карточках предлагается разноуровневое домашнее задание по выбору учащихся: 1). Сочинение – размышление “Что значит сотворить добро в душе своей?” 2). Мини-сочинение о Юшке “Если бы я был одним из жителей города...” или “Письмо от имени его приёмной дочери. 3). Рассказать о другом произведении, где одним из героев является юродивый. 4). Составить 10 вопросов по содержанию рассказа “Юшка”.)

(СЛАЙД 47) – СПАСИБО ЗА УРОК!!!