... Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собою.
И.С. Тургенев
Цель урока: раскрыть понятие "тургеневская девушка", опираясь на ранее изученные произведения; обобщить все черты разных героинь в одном образе.
Ход урока
1. Вступительное слово.
С И.С. Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошёл поэтический образ спутницы русского героя, "тургеневской девушки"– Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждается к временному творчеству все потенциальные её возможности.
И сегодня на уроке мы окунёмся с вами в мир загадочной героини Тургенева, попытаемся дать ответ на вопрос: "А какая же она, тургеневская девушка, что в ней необычного, запоминающегося на всю жизнь?" И помогут нам в этом незабываемые повести и романы писателя: «Рудин» (1856), «Ася» (1858), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Великие воды» (1872), «Новь» (1877).
2. Исследование портретов героинь Тургенева
И.С. Тургенев – превосходный портретный, поэтому сначала посмотрим, какой он изображает свою героиню внешне.
(Зачитываются портреты героинь):
Лиза Калитина: «Взгляд честный и невинный...», «Глаза…светились тихим вниманием и добротой…тайная ласковость ее засветившихся глаз»
Елена Стахова: «Внимательный, немного пугливый. Но ясный …взор»
Наталья Ласунская: «Гладела внимательно, почти пристально…На лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей…Страсти в ней сильные и характер тоже ой-ой!»
Ася: «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело. Но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен»
– Что же общего во всех этих описаниях, на какую деталь писатель особо обращает внимания? (Взгляд, глаза)
Уже только по взгляду можно говорить о героине, как о чуткой, умной, порядочной, доброй девушке. Героини Тургенева не всегда красивы, но, как сказала Наполеон, «красивая женщина нравится глазам, а добрая – сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая сокровищем». Доброта «тургеневской девушки» – бесспорна, она воспитывалась в них с детства, потому что их воспитанием занимались люди, глубоко любящие и понимающие героинь.
– Давайте посмотрим и сравним, в какой же среде воспитывались эти девушки, кто занимался их воспитанием, как формировался их характер?
(Мы видим, что с каждой из них рядом был человек, всецело посвятивший себя воспитанностью такой чистой, одухотворенной натуры)
– У Лизы Калитиной – няня Агафья Власьевна
– У Аси – отец и брат
– У Елены Стаховой – нищая девочка Катя
3. Анализ сцен свиданий
Но, наверное, мы никогда не смогли бы понять, красоту и величие тургеневской героини, если бы не любовь в жизни каждой девушки.
Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в произведения писателя и образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьётся её яркое знамя, и что бы там впереди её ни ждало – смерть или новая жизнь,– всему она шлёт свой восторженный привет». Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность. И чаще всего победителем, если так можно сказать, в этом испытании бывает героиня.
–Давайте посмотрим, как это испытание происходит в произведениях.
Работа по группам. Проанализируйте сцены свиданий, посмотрите, как ведут себя героини, как ведут себя их возлюбленные. Найдите слова, подтверждающие силу духа тургеневской девушки
Сцены свидания.
Ася – г-н N – 1 группа
Наталья – Рудин – 2 группа
Лиза – Калитин – 3 группа
Базаров – Одинцова – 4 группа
Так или иначе, но все героини высказывали одну мысль, вложенную Тургеневым в уста Натальи Ласунской: «Если бы сказали мне сегодня, сейчас: «Я тебя люблю, но я жениться не могу, я не отвечаю за будущее, дай мне руку и ступай за мной; – знаете ли, что я бы пошла за вами, знаете ли, что я на все решилась?»
«... Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собою», – именно эти слова послужили эпиграфом к нашему уроку.
Действительно, каждая была готова на жертву, но не все герои были готовы принять её, а жаль, ведь по словам Белинского: «Поприще женщины – возбуждать в мужчине энергию души: пыл благородных страстей, поддерживать чувством дома и стремление к высокому и великому – вот её назначение, и оно велико и священно».
– Так что же такое любовь, по Тургеневу?
Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед её стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдаётся влюблённая душа, не может осуществиться в пределах земного, природного круга.
4. Закрепляем результаты
А сейчас отгадайте, где же в этих трёх отрывках портрет тургеневской девушки?
Портрет №1. «...бледное, худое и не правильное угловатое личико,...кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, ...маленькое тело» (Соня Мармеладова)
Портрет №2. «Это была девушка лет девятнадцати, высокая, несколько широкоплечая, но хорошо сложенная. Лицо смуглое, не то еврейского, не то цыганского типа, глаза небольшие, черные, под густыми, почти сросшимися бровями, нос прямой, слегка вздернутый, тонкие губы с красивым, но резким выгибом, громадная черная коса, тяжелая даже на вид, низкий, неподвижный, точно каменный, лоб, крошечные уши... все лицо задумчивое, почти суровое. Натура страстная, своевольная – и едва ли добрая, едва ли очень умная – но даровитая сказывалась во всем.
Она некоторое время не поднимала глаз, но вдруг встрепенулась и провела по рядам зрителей свой пристальный, но невнимательный, словно в себя углубленный взгляд... "Какие у нее трагические глаза!"» (Клара Милич)
Портрет №3. «… необыкновенной красоты женщина … в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона, волосы, по-видимому, темнорусые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна» (Настасья Филипповна)
Портрет №2 – это портрет Клары Милич из одноименного произведения Тургенева, написанного в 1883 г.
5. Подводим итоги. Составляем обобщенный портрет тургеневской героини
Ну что же, а теперь давайте попробуем создать обобщенный словесный портрет «тургеневской девушки».
– Как вы определили, что это портрет тургеневской девушки?
Давайте выделим общие черты:
- внешняя притягательность, пронзительный взгляд;
- доверчивость;
- нежность, трепетность;
- решительность;
- способность к самопожертвованию.
А закончить наш урок я хочу стихотворением Тургенева «Порог», где показана та самая жертва, на которую готова любая «тургеневская девушка».
Порог
Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
— О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
— Знаю,— отвечает девушка.
— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
— Знаю.
— Отчуждение полное, одиночество?
— Знаю... Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?
— Да... и от них.
— Хорошо. Ты готова на жертву?
— Да.
— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!..
— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
— Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову...
— И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
— Знаешь ли ты,— заговорил он, наконец,— что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
— Войди!
Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.
— Дура!— проскрежетал кто-то сзади.
— Святая!— принеслось откуда-то в ответ.
Май 1878