Литература
-
75-летию Великой Победы посвящается... Красивые и сильные характеры в рассказе А.Н.Толстого "Русский характер" 2020
Цели урока: раскрытие красоты и силы русского характера на примере героев рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»; развитие навыков публичного выступления, выразительного чтения, грамотного выражения собственных мыслей; воспитание чувства патриотизма, интереса к русской истории и литературе. Представление героев рассказа «Русский характер» - простых, скромных, сильных духом людей. Эстафета памяти - в надёжных руках правнуков Великой Победы.
-
Интеллектуальная викторина по сказкам А.С.Пушкина «Путь к звездам» (литературное чтение 4-й класс) 2020
Цель: Через литературные стихотворные сказки А.С.Пушкина прививать любовь к чтению произведений поэта. Развивать у детей логическое мышление и способность к творчеству.
-
Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС 2020
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над поставленной темой.
-
УМР занятия по литературе «А.К.Толстой. Идейно-тематические и художественные особенности лирики» 2020
Методическая разработка учебного занятия посвящена творчеству поэта 19 века А.К.Толстого. Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС, Рабочей программой, содержит разнообразные современные приемы работы со студентами.
-
Судьба человека во время Великой Отечественной войны (по стихотворению М.Исаковского «Враги сожгли родную хату») 2020
Цели урока: выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине советского солдата, нравственной чистоты воина-освободителя; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления символического значения образов перекрёстка, имени Прасковья, исторической основы произведения; создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности в ходе работы с текстом; применения знаний в проблемных ситуациях.
-
День рождение книги – общешкольный праздник без особых хлопот! Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» 2020
Эта форма проведения внеклассного мероприятия показалась нам – учителю литературы Калашник В.Н. и школьному библиотекарю Хозивалиевой М.П. – интересной для участников, динамичной в проведении, познавательной и стимулирующей к прочтению книги. Придумали мы её сами, сами разработали порядок проведения и провели в нашем Лицее. Для своего мероприятия мы выбрали роман Дж.Свифта «Путешествия Гулливера». Однако выбрать можно любую книгу, по вашему желанию и, учитывая дидактические задачи.
-
А.А.Ахматова – «голос своего поколения» 2020
Цели урока: понимание связи произведений Анны Ахматовой с эпохой их написания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, особенности поэтического течения акмеизм; умение определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
-
Современные технологии в обучении русскому языку и литературе (технология медленного чтения, технология «выращивания» слов) 2020
Цель работы: внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут сформировать у обучающихся определенные УУД, а также развивать творческие способности школьников. Задачи: углубить представления учителей о действенных современных технологиями; побудить коллег к использованию в практике работы стратегий замедленного чтения и «выращивания» слов.
-
Рабочая программа по учебному курсу "Литература. 5–9 класс". УМК Меркин Г.С., Зинин С.А., Сахаров В.И. 2020
Представлена Рабочая программа по учебному курсу "Литература. 5–9 классы".
-
А.К.Толстой. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. (Разработка урока) 2020
Методическая разработка учебного занятия посвящена творчеству поэта XIX века А.К.Толстого. Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС, Рабочей программой, содержит разнообразные современные приемы работы со студентами.
-
Инструменты визуализации на уроках русского языка и литературы 2020
Использование наглядности не инновация в педагогике, каждый учитель вооружен таблицами, схемами, опорными конспектами, презентациями, фрагментами кинофильмов, интерактивными тренажерами, нужно отметить, что проверенные временем ресурсы работают, их не стоит списывать со счетов. Но современный школьник не только должен воспринимать информацию, изложенную учителем, но и определённым образом её перерабатывать, структурировать. И здесь незаменимыми оказываются новые средства визуализации: скрайбинг, инфографика, визуальные конспекты. Их задача - представить учебный материал, дополнить его, обеспечить логичность в изложении информации, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию информации.
-
Методические и литературоведческие вопросы изучения романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» в школьной практике 2020
Как построить изучение романа «Белая гвардия», какой путь рассмотрения выбрать, чтобы обучающиеся запомнили, о каких событиях идет речь, и могли соотнести их с конкретными жизненными проблемами? Поможет рассмотрение романа М.А.Булгакова в контексте сопоставления с «Капитанской дочкой» А.С.Пушкина. Речь идет, прежде всего, о пушкинских мотивах в данном тексте М.А.Булгакова. Выбирая путь сопоставления двух романов, мы решаем многие задачи обучения и воспитания, прежде всего − патриотические.
-
Акмеизм как литературное направление. А.Ахматова. Н.Гумилев 2020
Цели урока: познакомить с историей возникновения русского акмеизма; отметить тематическое богатство лирики поэтов-акмеистов.
-
Урок литературы на тему "Поэзия Николая Рубцова" 2020
Цели урока: показать связь «тихой лирики» с литературной традицией; дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути, осветить роль его лирики в истории русской поэзии XX в.; совершенствовать умение учиться анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н.Рубцова; отработать навыки художественного чтения поэтического произведения, умение выбирать материал для сообщения, устного выступления; навыки устной речи, публичного выступления, пробудить интерес к творчеству поэта, воспитание любви к родному краю.
-
Рабочая программа спецкурса "Основы смыслового чтения". 5-й класс 2020
Цель программы: создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.
-
Басня как средство развития аналитических умений младших школьников на уроках литературного чтения 2020
С помощью басни развиваются аналитические умения, т.е. она помогает развивать осмысление своего поведения и других, выявлять основное в ситуациях, формировать личное отношение к произведению и поступкам. Учителю важно умело преподносить детям произведения этого жанра, так как это будет являться фундаментом формирования нравственности и эстетики обучающегося.
-
Методика обучения смысловому чтению на уроках русского языка и литературы 2020
представлена методика обучения смысловому чтению на уроках русского языка и литературы.
-
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Урок литературы в 5-м классе 2020
Урок ориентирован на работу с текстом, анализ фрагментов повести: «Диалог Оксаны и Вакулы о черевиках царицы» и «Диалог Черта и Вакулы». В процессе урока определяется понятие «фантастики» как художественного приема. Учитель ставит цели: развивать любовь к слову, связную речь обучающихся, логику высказывания, навыки выразительного осмысленного чтения, творческие проявления. Урок воспитывает интерес к народным традициям, национальной культуре. Прослеживается связь с жизнью, изобразительным искусством. На уроке развивается диалогическая и монологическая речь обучающихся.
-
Рабочая программа по литературному чтению. 1–4-е классы 2020
Целью начального обучения литературному чтению являются: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
-
Мастер-класс по современным педагогическим технологиям по литературному чтению. Русская народная сказка «Лиса и тетерев» 2020
Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя начальных классов, имеющего 19-летний стаж работы с младшими школьниками. В статье рассматриваются современные педагогические технологии: технологии проблемного обучения и технология коллективного взаимообучения. Статья адресована, в первую очередь, учителям-предметникам, классным руководителям.
-
Эволюция лирического героя в поэзии Александра Александровича Блока 2020
Цели урока: наблюдение за эволюцией лирического героя в поэзии А.А.Блока в разных циклах его лирики; развитие умения анализировать поэтический текст, определять динамику лирического сюжета стихотворения; воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России.
-
Формирование навыков выражать мысли в работе с текстом 2020
Проблема нынешнего поколения - это говорить и излагать свою мысль. Высказывать своё мнение, вести дискуссию. Быть в активной деятельности со всеми. Проявлять эмоциональное желание в общении с людьми. Цель выучить умению использовать и соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю с помощью кластера, для создания конструкции предложения словесного пересказа текста. Таким образом подводим учащихся к схемам в работе с диаграммами и картой истории. Работа с постером по тексту.
-
Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения). 6-й класс 2020
Цели урока: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; определять связь художественных средств выразительности современного языка с историей их возникновения; умение пересказывать литературное произведение; приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и изучение влияния мировой культуры на богатство современного русского языка и литературы.
-
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы 2020
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Современные задачи образования требует от учителя быть постоянно готовым к самосовершенствованию, к самообразованию, уметь видеть к какому результату мы должны подвести нашего ученика, сделать для нашего ребенка окружающий мир привлекательным, уметь вдохновлять его своими идеями, учиться быть рядом и немного впереди, ведя ребенка по жизненной дороге. Все это побуждает нас предполагать, что наряду с другими, ключевыми для современного учителя компетенциями становятся важными, ключевыми ИКТ-компетентность учителя.
-
Влияние творчества Уильяма Шекспира на французскую музыкальную культуру XXI века (французские рок-оперы и мюзиклы) 2019
В нашей статье проводиться компаративный анализ текста шекспировских трагедий и текста французских мюзиклов. В постановке французского композитора наблюдается стремление отойти от повседневных явлений жизни и окунуться в мир Уильяма Шекспира, сильно обострив конфликт произведения, и попытаться преодолеть преграды, создающиеся на пути к «мировой» гармонии.
-
Жанр оды в творчестве Г.Р. Державина 2019
Цель статьи – оказать помощь в овладении навыками анализа такого непростого жанра, как ода. Материал статьи может быть также использован при подготовке к урокам по изучению творчества Г.Р. Державина.
-
Можно ли руководить творчеством? (Часть 2) 2019
80-летний юбилей школы – явление значительное, а юбилей художественной школы – уникальное. Это хорошо чувствуют наши чуткие к прекрасному дети, поэтому и писали поздравления в стихах. О. Бальзак точно подметил: «Можно быть учёным с учёными, но с художниками нужно быть поэтом!» А я бы добавила: «В художественной школе надо становиться поэтом!»
-
«Невыразимое подвластно ль выраженью?» (Черты романтизма как литературного направления) 2019
Цель: организовать работу учащихся по самостоятельному изучению нового материала, а затем по взаимообучению тому, что было изучено самостоятельно.
-
Бытовая лексика в романе "Даурия" 2019
Многоцветен и красочен язык романа «Даурия». Этого писатель добивается использованием различных языковых пластов. Здесь и чистая, гибкая литературная речь авторских описаний, и реплики полные народного юмора, официальная речь царских чиновников и генералов, и документы эпохи – воззвания, приказы, листовки с большой силой передающие напряженные события революции и гражданской войны и, конечно же, и забайкальские слова, придающие диалогам колорит места и времени.
-
История создания романа «Евгений Онегин». Композиция романа, его особенности. 9-й класс 2019
Цель урока: организовать работу над романом, чтобы самое задушевное создание поэта стало «любимым спутником» всей последующей жизни учащихся.