Предмет исследования: художественные иллюстрации ученика 7 класса Михаила С. к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Объект исследования: своеобразие иллюстрирования повести Гоголя учащимся 7 класса Михаилом С.
Цель исследования: понятие роли иллюстрации в восприятии художественного образа.
Гипотеза: если проанализировать рисунки ученика, то это может помочь в восприятии героев повести, способствует развитию умения сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, вызывает желание творить самому.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания предметов, в том числе и литературы. Нельзя использовать метод лекционного изложения материала, если не владеешь приемами ораторской речи, если не живешь тем материалом, о котором пытаешься рассказать детям. Нельзя говорить о живописи, музыке, если остаешься глухим сердцем к этим видам искусства. В.Шекспир говорил об этом:
«Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем, лжецом.
Такого человека – стерегись.»
Не может устареть та форма уроков, которая развивает, насыщает ребенка эмоциями, помогает с помощью учителя открывать новые горизонты, утверждать нравственный стержень в душе. Содружество искусств на уроках литературы, на мой взгляд, помогает ученику ярче представить художественный образ, понять специфику произведения.
Так например, изучая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», обратила внимание на рисунки ученика в тетради по литературе. Хочу поделиться некоторыми мыслями по поводу своих наблюдений: как происходит восприятие художественного образа через рисунок на уроках литературы.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обращаю внимание на индивидуальные особенности ребенка и его способности. Так например, Михаил, ученик 7 класса, при чтении художественного текста начинает рисовать. Он рисует героев, место, где происходят события и т.д. Я пришла к выводу, что именно рисунок помогает мальчику понять характер героя, позволяет ему не только рассуждать, сравнивать, аргументировать свои мысли через рисунок, но и через отдельные детали в своем рисунке показать свое отношение к герою и к произведению в целом.
Читая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», обращаем внимание на иллюстрации разных авторов. Эта связь литературы и живописи развивает способность замечать, видеть и оценивать прекрасное. Мы учимся рассуждать, сравнивать, аргументировать свои мысли. Эти навыки необходимы нам и в самостоятельной обыденной жизни, когда мы что-то анализируем, высказываем свою точку зрения, приводим аргументы для доказательства своего мнения.
Вот так Михаил изображает своего любимого героя Тараса Бульбу в момент величайшего горя.
Вот так Михаил объясняет свой рисунок: «Раздумья о сыне овладевают Тарасом. На этом рисунке я изобразил Тараса не просто печальным, а больше, наверное, растерянным и даже беспомощным. Горестные раздумья заполнили сердце отца, поза, в которой он находится, похожа на большой камень. Что в его голове, в его мыслях нетрудно догадаться: что же чувствует отец, потерявший сына? Он чувствует боль в сердце, боль во всем теле, поникшая голова, как бы говорит: Как жить дальше?
Но я изобразил Тараса сильным, потому что я думаю, что он справится с таким огромным горем, потому как трудности, даже такие, никогда не пугали Тараса.» (ученик)
У древних римлян есть пословица: «Кто записывает, тот дважды читает». Я бы добавила: «Кто рисует, тот дважды и думает, и оценивает, и воспроизводит». Так небольшой эпизод из повести не оставил равнодушным ученика.
Решение Тараса увести сыновей в Запорожскую Сечь привело в отчаяние его жену, которая со слезами всю ночь просидела над своими сыновьями, боясь хоть минуту упустить в этой короткой встрече с детьми. Но возразить мужу она не смела — безропотная покорность была уделом жён лихих запорожских казаков. (ученик)
Рисунки, рождённые в период осмысливания какого-то эпизода, образа, произведения в целом, находят отражение в сознании ученика. Многие учёные склонны рассматривать такое умственное рисование (изображение образов героев произведения) как один из путей выполнения программы совершенствования организма растущего ребёнка.
Какова же задача учителя литературы? Словесник не должен ограничиваться лишь изобразительным комментарием: он обязан дополнить его историко-литературным материалом, который послужит совершенствованию литературных знаний и навыков учащихся. Таким образом, используя на уроке рисунок ученика, учитель не должен забывать о специфики своей работы, используя литературные задачи, применяя их в полной мере.
Данный рисунок ученик объясняет так: «С высокого берега, где росло дерево, на котором он принял мучительную казнь, видно было Тарасу, как догоняют его товарищей поляки… И костер охватил пламенем его могучее тело. Я назвал свой рисунок «Умирая, Тарас думает о других». На мой взгляд – это легендарный герой и я горжусь тем, что уже многое узнал о нем.»
(Ученик)
Содружество искусств на уроках литературы, на мой взгляд, помогает ученикам ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения. Свою задачу как педагога вижу не только, в том, чтобы дать учащимся знания по русскому языку и литературе, но и сформировать у них коммуникативные, интеллектуальные, творческие умения, способствующие становлению самореализации личности.
Литература
- Байсан В.И. Из листателя в читателя. – Хабаровск: ХК ИРО, - 2016.- 98 с.
- Волков С.В. Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, - 2000.- 256 с.
- Русская и мировая литература. – М.: БАО – ПРЕСС, - 2007.- 371 с.