У братских могил нет заплаканных вдов-
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
В.Высоцкий «Братские могилы»
Цель:
- вызвать у вас, моих собеседников, живой интерес к личности, произведениям В.С.Высоцкого;
- воспитание у вас патриотических чувств, любви к Отечеству, уважения к ратному труду военнослужащих и ветеранов войны. Ведь наиболее трагичные, переломные периоды в истории оставляют самый яркий след в искусстве, в частности, в лирике.
Запишем тему и эпиграф к уроку.
Показ презентации «Биография В.Высоцкого», звучит гитара
Сегодня будет много песен с необыкновенным голосом В.Высоцкого. Его голос с хрипотцой невозможно спутать. И спеть так, как он пел, нельзя. Мы не будем ему подражать. Я попрошу Б. нам подыграть. Гитара сегодня должна звучать.
Сегодня мы не будем останавливаться на биографии этого поэта, так как уверена, многие из вас, готовясь к сегодняшнему уроку, узнали о жизни В.Высоцкого много интересного. Тем более совсем недавно с триумфом прошел фильм, поставленный сыном поэта Никитой Высоцким «Высоцкий. Спасибо, что живой!». А 25 января в течение всего дня по 1-му каналу TV показывали документальные фильмы, рассказывали друзья о выдающемся поэте XX в – В.С.Высоцком.
Итак, огромное значение в творчестве В.Высоцкого занимают песни, написанные о войне. Почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней, более того - не может не писать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна оставаться вечная память о погибших в боях за Отечество.
Звучит песня «Братские могилы», презентации - кадры кинохроники.
Этой песней обычно начинались многие выступления В.Высоцкого. Основная мысль - историческая память.
Песни В.Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, злых и добрых одновременно. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину. Такие не подведут.
Размышляя о подобных песнях, Высоцкий вглядывался в личность, оказавшуюся в «пограничной ситуации»: «Я стараюсь для своих песен выбирать людей, находящихся в момент риска, которые в каждую следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти… И чаще всего я нахожу таких героев в тех военных временах …».
На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участие в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере».
Можно рассказать о войне всю правду. Показать все ее ужасы и весь ее трагизм, Но ни у кого не получится докопаться и показать ее с таких неожиданных строк, как мог это сделать В.С. Высоцкий. Мы можем видеть войну не только глазами солдат, но и боевого истребителя.
Стих. Две песни об одном воздушном бое (1968г.) Новое прочтение стихотворения:
1. Песня летчика
2.Песня самолета-истребителя
Каким мы видим летчика в стихотворении? Что можно сказать о дилогии «Две песни об одном воздушном бое?».
Звучит песня «Братские могилы»
В 1943 году, во время великой воздушной битвой над Кубанью, был такой человек, летал в небе - Николай Скоморохов… Генерал полковник, дважды Герой Советского Союза. Был эпизод, когда он сбил «бриллиантовую двойку»: это была знаменитая немецкая дивизия «Удет», они все были кавалерами Бриллиантовых Крестов, лично награжденные фюрером, настоящие асы. И вот двойка - двое из этой эскадрильи - сбили друга Скоморохова, его близкого друга. И тогда Скоморохов стал вылетать на индивидуальную охоту - поспит несколько минут и снова вылетает - искать именно тех двоих: он запомнил их номера на фюзеляжах. И – нашел, достал, сбил обоих - в одном бою уничтожил двух немецких асов. А пленные немецкие летчик рассказывали, что их специально предупреждали о повышенной опасности, когда в воздухе был Скоморохов.
И вот в память о погибшем друге Н.М.Скоморохова Высоцкий и написал эту песню в 1976году.
Звучат 3 куплета из «Песни о погибшем летчике» («Всю войну под завязку…»).
Стихотворение «Штрафные батальоны» 1964г.
Штрафные батальоны создавались во время Великой Отечественной войны из людей, осужденных за различные уголовные преступления. В эти подразделения попадали и люди, осужденные за так называемые «политические преступления», то есть говоря терминологией того времени,- «враги народа». Им давали устаревшие винтовки, бросали на самые безнадежные участки фронта. Немецкие автоматы, захваченные ими в боях, приходилось сдавать сотрудникам НКВД. Чаще всего «штрафников» использовали для разведки боем, после которой мало кто возвращался обратно.
За доблесть в боях с большинства бойцов судимость была снята (чаще посмертно), а у многих появились на груди ордена и медали. То есть эти люди должны были собственной кровью смывать свои грехи - мнимые и настоящие. И они доказали всем - и в первую очередь себе - что могут защищать родину ничуть не хуже, а часто и гораздо лучше, чем другие.
В этой песне мы видим войну глазами заключенных штрафных батальонов. Штрафные батальоны у Высоцкого - символ трагического героизма. Он не хочет разбираться, почему люди туда попали. Он ощущает как свою, их готовность погибнуть за родину, ставшую к ним суровой.
Обратите внимание на язык стихотворения: песенный рассказ обретает убедительность благодаря его пропитанности «солью» разговорного языка (гуляй, рванина, от рубля и выше…), сквозным антитезам, служащим для обозначения «пограничного» положения героев («кому - до ордена, а большинству - до вышки»). Здесь и повторяющаяся фиксация времени и точных обстоятельств действия («Вот шесть ноль-ноль - и вот сейчас обстрел…»). Этой теме посвящено и стихотворение «Все ушли на фронт».
Песни Высоцкого о войне в то же время и непременно о Земле. Земля тогда была бескрайним полем боя. Земля может стать жертвой последней войны.
Стихотворение «Песня о Земле» (1969г.)
Все ясно. Нет смысла анализировать стихотворение. Убить неубиваемое, расстрелять вечное. У Высоцкого есть песня «Расстрел горного эха». Зачем понадобилось расстреливать эхо? От злобы? Ради потехи? Чтоб не было свидетеля, разносящего слух? Стреляют нелюди. Фашисты для Высоцкого не люди в победном своем марше, а лишь номера: первый - второй. А эхо – живое. Оно и сейчас несет нам голос Высоцкого.
«Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья,
Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп,
Пришли умертвить, обеззвучить живое ущелье -
И эхо связали, и в рот ему всунули кляп.Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха,
И эхо топтали, но звука никто не слыхал.
К утру расстреляли притихшее горное эхо -
И брызнули слезы, как камни, из раненых скал!».
Впечатлившись стихами В.Высоцкого, ученица нашего класса написала стихотворение о поэте, так каким она его увидела.
Ученики нашего М. и А. воодушевились стихотворением В.Высоцкого «Аисты». Они увлекаются репом. Вот что их этого получилось…
Закончить урок хочу снова песней В.Высоцкого «Песня о звездах» (1964г.)
Певец избрал оригинальный повествовательный ракурс – исповедь о дорогах войны, о судьбе в целом, которая звучит уже из «посмертья».
«…с неба свалилась шальная звезда —
Прямо под сердце…»
Действие разворачивается на поле боя и в сознании напряженно осмысляющего свою судьбу безвестного погибшего солдата.
Простые ценности мирной жизни… («Я бы Звезду эту сыну отдал…»). Смысловой нерв песни таится в противопоставлении «звезд этих в небе - как рыбы в прудах» и безликих формул официальных приказов:
Нам говорили: «Нужна высота!»
И «Не жалеть патроны!»
Вон покатилась вторая звезда —
Вам на погоны.
«Мир Вашему дому!», мирного неба над нащими головами. Цените этот мир и помните о тех, кто ценой своей жизни подарил нам этот мир. И, конечно же, читайте стихи В.С.Высоцкого, вдумывайтесь над каждой его строчкой.