К поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» школьники обращаются еще в начальных классах: на уроках литературного чтения они знакомятся с отрывками из этого великого произведения. Большинство учеников наизусть помнят отрывок «У лукоморья дуб зеленый…», не ведая, чаще всего, что такое лукоморье, почему именно дуб, кот на цепи… Сказка, да и только. Но только ли сказка? Этот вопрос хотелось бы обозначить как «сверхзадачу» прежде всего для учителя, который будет вместе с классом анализировать данное произведение.
Итак, в 5 классе, согласно современной программе, у школьников появляется уникальная возможность снова обратиться к поэме, и прочитать ее уже не в отрывках. Чаще всего учитель обращается к разбору сюжета произведения, очень зрелищного, яркого (неспроста так много экранизаций этой поэмы), к анализу образов (здесь тоже богатый материал для обсуждения и анализа, знакомый сказочный мотив антитезы – ведущий в построении образов). Однако нельзя не учитывать и того, что в «Руслане и Людмиле» очень сложный язык, лингвистическая дистанция поэмы (1820 г.) и современности настолько велика, что учителю в первую очередь необходимо позаботиться о работе в классе над лексическими особенностями этого произведения. Иначе школьник пройдет мимо художественной красоты языка «Руслана и Людмилы», и тем более не сделает первых шагов к постижению особенностей творчества А.С.Пушкина. И все потому, что текст поэмы покажется сложным, замысловатым, попросту непонятным и как следствие – скучным.
Но начать следует все же не с языка, а с того, что станет «окошком» для разговора о языковой стороне текста, потому начнем с сюжета.
Кроме чтения, которое мы обычно даем на дом, одним из заданий может стать составление сюжетного плана поэмы, или, как часто говорят методисты, «раскадровка» сюжета.
Итак, домашнее задание к уроку:
1. Прочитать поэму «Руслан и Людмила».
2. Выписать основные сюжетные ходы.
Однако, чтобы заинтересовать ребят, следует начать читать первую песнь в классе (вслух!), и начать составлять этот сюжетный план. Ученики «вошли» в текст, заинтересовались, и поняли «фронт» своей работы. Теперь они делают домашнее задание не вслепую, а продолжая начатое.
Это домашнее задание ценно тем, что, вычленяя основные сюжетные ходы в произведении, фиксируя их в тетради, учащиеся, видят, что сюжет поэмы очень перекликается с сюжетами волшебных сказок, ранее изученных на уроках литературы. Школьник «готов» к знакомству с текстом, где фольклор тесно переплетен с авторским литературным творчеством. Пройдем мимо этого на уроках – потеряем цепочку связи изучаемого материала. Потому после анализа отмеченных учениками сюжетных ходов есть смысл спросить их: на какой фольклорный жанр они похожи? Так, мы выходим на выявление мотивов волшебной сказки на уровне сюжета.
А на каких еще уровнях вы увидели «перекличку» с волшебной сказкой? (композиция, система образов, лексика). Как показывает практика, дети с удовольствием и легкостью находят эти переклички, приводят примеры, именно потому что сказка – излюбленный жанр детей, самый знакомый им.
Далее поставим проблемный вопрос: почему же данное произведение не является сказкой, а названо поэмой? Здесь важно познакомить учащихся с особенностями жанра поэмы (лиро-эпическое произведение, двойственная художественная природа).
Черты эпоса мы нашли, говоря о сюжете, теперь найдем лирическое начало в произведении. Задание: отыщите «следы» автора в тексте? Прочитайте соответствующие фрагменты. Задание непростое, оно требует вдумчивого обращения к тексту, и постижения его на более глубоком уровне.
Это прямые обращения автора к читателю: («Ты догадался,мой читатель, с кем бился доблестный Руслан….», читатель подключается к повествованию: Друзья мои! А наша дева? Оставим витязей на час…», обращение к художнику Орловскому с просьбой нарисовать «ночь и сечу…», кроме того, выражение отношения к героям «Ах, как мила моя княжна! Мне нрав ее всего дороже»автор показывает движение своей мысли «но возвратимся же к герою»,»лира умолкла под моей рукой» прямой рассказ о себе самом (начало четвертой песни).
А где же впервые мы встречаемся а втором, с «Я»? Конечно в Прологе: «И там я был, и мед я пил… Сказку эту поведаю теперь я свету». Выходит, нам кто-то рассказывает всю эту историю. Есть рассказчик, и вот за ним и «прячется» автор, «следы» которого мы находим. Это не просто повествование о «делах давно минувших дней, свидетелем которых будто бы был рассказчик. Это еще и личные философские размышления о любви, о жизни, творчестве. А это уже лирика. И вот это вплетение в сюжет, в рассказ, в эпос личного начала и делает произведение поэмой, где эпос сочетается с лирикой. НО это еще и стиль А.С.Пушкина: легкая непринужденная беседа с читателем, самоирония – не зачаток ли лирических отступлений, которые станут важной составляющей романа в стихах «Евгений Онегин»?
Далее мы еще сузим наш фокус анализа текста и обратимся к лексическим его особенностям.
Предлагаем разделить класс на группы по заданиям
- Группа ищет в тексте устаревшие слова церковно-славянского происхождения и дает им перевод (чело – лоб,ланиты – щеки), историзмы (гридница…).
- 2 группа ищет устаревшие формы слов (роля – роль,самая любовь,приближилась, судьбам, скрыпя…).
- 3 группа ищет древнерусские варианты церковно-славянских слов, которые представлены в современном русском языке (градская, глас, брег, крылам, светлы),
- 4 Группа ищет описания природы, выписывает соответствующие словосочетания. Определяет олицетворения, метафоры, сравнения.
- 5 группа анализирует имена, определяет их происхождение, значение (в помощь словари, интернет=ресурсы). Обращаем внимание на сочетание славянского и тюркского, азиатского на уровне имен и смыслов. Постигаем и смысл названия (Руслан – «лев» с тюркского, Людмила «людям милая» славянское. Уже на уровне названия мы понимаем, что это поэма о борьбе, о чем-то хищническом, и о счастье любви).
Проведя данную работу с лексикой текста, пояснив многие непонятные школьникам слова, необходимо выйти на постижение языка этого произведения. Здесь преобладают церковнославянизмы, устаревшие слова, встречаются историзмы. Удивительно, как Пушкин сочетает эти высокие слова и простую лексику, шутливую форму обращения к читателю, как он именно легко ведет повествование, в этом ему помогает и размер стиха и очень точные рифмы. С одной стороны, поэма написана в «языковом формате» своего времени, языком, насыщенном церковнославянизмами, языком книжным, только впоследствии Пушкин упростит этот язык, сделает его более понятным и близким читателю. С другой стороны, убрав эти церковнославянизмы, мы лишимся обаяния старины, которое исходит от этого текста, ведь в самом начале рассказчик заявил, что он излагает «преданья старины глубокой». Язык стиха помогает ему в этом: подобная лексика придает и сказочность, и торжественность повествованию, а ведь оно о великом, а о великом иначе рассказать нельзя.
А о чем о великом «Руслан и Людмила»? О любви, которой движется вся жизнь, которая помогает преодолеть трудности, помогает услышать «правильный» совет, и сделать правильный выбор в жизни. О любви и влюбленности (кто влюблен, одержим страстью в поэме?), об испытаниях и победе (кто как испытан, кто победил и почему?, о лживости человеческой и силе прощать (кто лжет? кто прощен в финале поэмы?). А это уже не «преданья старины», хотя лексика, как мы выяснили, «старинная». Но то, о чем говорится в поэме вечно, велико и актуально во все времена. Автор будто иронизирует, говоря, что поэма его о старине.
Обратимся к пожеланию-совету Финна, который он дает Руслану, выпишем его. Это рецепт победы, это кредо жизни самого Пушкина (Будь смел, храни честь, с верой иди вперед). Любимые герои Пушкина на протяжении всего его творчества соответствуют этому наставлению, завету.
А кто ведет себя в поэме иначе? Отметим здесь, что Рогдай, Ротмир и Фарлаф – это три жизненные пути человека. Чем руководствуется каждый из этих героев? (приведите соответствующие цитаты из текста).
Заметим, что по ходу занятия учитель может записывать на доске термины, отражающие логику работы над текстом произведения: сюжет, жанр, поэма, автор, язык, стиль, церковнославянизмы. Добавим сюда еще одно очень важное слово «СОЧЕТАНИЕ», которое следует написать. Ведь Пушкин удивительно легко сочетает: высокое и простое, сказочное и личное, шуточное и серьезное, лирическое и эпическое, азиатское и русское, любовь и борьбу за нее. Именно в этом сочетании уникальная особенность творчества А.С.Пушкина, с которым еще предстоит познакомиться школьникам. Поэтому, прочитав поэму, В.А.Жуковский увидел в ней не только пародию на свое произведение «Двенадцать спящих дев», но увидел и незаурядный талант, и художественное мастерство, и особенный стиль молодого, а в будущем великого художника слова. Жуковский, будучи очень талантливым поэтом начала 19 века, увидел в Пушкине новое слово, новый шаг в русской литературе. И потому на своем портрете, который он подарил Пушкину, записал такие слова: «Победителю ученику от побежденного учителя».
Вариант домашнего задания:
1. Письменно ответить на вопрос: «Руслан и Людмила» - только «преданья старины» или…? (продолжи в виде небольшого эссе.
2. Творческая работа: представь героя поэмы (ученик выбирает сам, о ком бы он хотел рассказать, с привлечением текста поэмы).