По дорогам сказок К.Г.Паустовского

Разделы: Литература, Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: сказка, К.Г.Паустовский


Предмет (направленность): начальный курс обучения.

Возраст детей: 7-11 лет.

Место проведения: предметные уроки.

Как дети будут относиться к природе, во многом зависит от того, насколько они осознают её ценность в жизни человека, его многообразные связи с природной средой. Одним из важнейших средств воспитания эстетического и нравственного отношения к природным объектам является, как известно, художественная литература.

Взаимосвязь человека с миром природы в той или иной мере отражена практически в любом литературном произведении. Писатели демонстрируют поэтические формулы мира природы, образцы красоты, глубокого и тонкого её восприятия. На материале литературы решаются такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребёнка, любви к родной природе, гуманизма, умения и желания выражать отношения к окружающему. В процессе чтения идёт расширение представлений об окружающем мире.

В книгах этого писателя видна неистребимая вера в торжество добра и света. Они полны удивительной доброжелательности, позволяют даже в самом маленьком и незаметном разглядеть неповторимое и уникальное. В произведениях К.Г.Паустовского живёт предчувствие неожиданного чуда, его несомненной реальности.

Константин Георгиевич никогда не считал себя детским писателем, хотя в последние годы войны и первые послевоенные годы (1945-1954) им были написаны очаровательные сказки специально для детей: «Тёплый хлеб», «Похождения жука-носорога (солдатская сказка)», «Стальное колечко», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Артельные мужички», «Квакша».

Реалистически достоверные и романтически приподнятые сказки К.Г.Паустовского насыщены как массой точных знаний, так и поэтическим вымыслом. «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар нам от детства», - любил повторять автор. Сам он хорошо понимал детей, дружил с ними. Глазами ребёнка смотрел писатель на жизнь, поэтому и мы так остро воспринимаем всё, что он рассказывает. Центральными персонажами сказок Паустовского являются дети 5-12 лет, и события, связанные с детьми-героями, писатель излагает через призму их восприятия.

Сказки К.Г.Паустовского смело можно назвать природоведческими. Их цель – художественными средствами познакомить читателей с научными представлениями о флоре и фауне. Какие же научные факты из жизни природы узнает младший школьник, читая сказки К.Г.Паустовского? В сказке «Похождения жука – носорога» можно узнать, чем питается этот жук: «жуку дашь какой-нибудь колосок – он и питается целую неделю»; «жук ползал вокруг, выискивал какие – то корешки, жевал листья»; «без воды он, хотя и жук, а прожить не сможет». Писатель ведёт повествование о том, как жук мог прожить долго в полевой сумке солдата: «То ли жуку понравился запах резины, то ли приятно пахло шинелью и чёрным хлебом, но жук присмирел и так доехал до самого фронта». Для жука – носорога главное, чтобы было тепло и сытно. Вспомним, что в сумке пахло чёрным хлебом, значит, была возможность питаться хлебными крошками.

Из сказки «Тёплый хлеб» читатели узнают, что лошади любят есть хлеб с солью, но могут питаться и морковкой. В сказке «Растрёпанный воробей» рассказывается о том, что вороны всеядны и, словно сороки, хватают всё что плохо лежит, в том числе блестящие предметы. Читая сказку «Дремучий медведь», можно узнать, чем питается медведь, помимо мёда.

В этих сказках дети знакомятся с приметами времён года и соответствующими явлениями природы. Удивительно поэтично описывает К.Г.Паустовский метель («Тёплый хлеб»): «…и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга».

Маленькие читатели узнают житейские приметы сильного мороза: «мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла»; «воды нет, а мельница работать теперь не сможет, потому что застыла до самого дна».

В этой сказке довольно точно описан поворот зимы на весну, то есть приметы февраля – описание позёмок и малозаметное пробуждение жизни: «Ветер…задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке». Описание К.Г.Паустовского заставляет вспомнить народное название месяца – февраль-вьюговей.

В сказке» «Дремучий медведь» младшие школьники могут получить новые сведения о жизни растений и повадках животных-бобры на реке валят деревья, устраивают запруды и проявляют себя как очень чистоплотные животные: «бобёр вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть её изо всех сил, сушить»; какие рыбы водятся в реке-уклейки, плотицы, или плотва, окунь; о поведении насекомых у воды-шмелей, пчёл и стрекоз и т. п.

Каждое время года имеет своё предназначение, и господство одного из них, в частности осени, может привести к беде и голоду, поскольку дожди сгноят посевы, и всё живое будет голодать («Артельные мужички»). Из сказки можно узнать и о том, кто питается муравьиными яйцами, почему для мышей нежелательно много листвы в лесу и др.

Почти все сказки написаны на основе реальных наблюдений над жизнью природы или связанных с ней народных примет. В народе и по сей день существует поверье, что лягушки квакают к дождю. Удивительно просто и занимательно К.Г.Паустовский развенчивает эту легенду в сказке «Квакша». В этой сказке мы узнаем также, что, оказывается, стрижи летают быстрее ласточек. Писатель словами своего персонажа дяди Глеба сообщает читателю о том, как важно быть внимательным, любознательным: «Всё можно заметить человеческим глазом. И жару, и холод, что хочешь… Видишь жёлтый дым? Как от самовара. И весь воздух дрожит».

Читатели узнают о том, что всё живое в жаркое время, даже муравьи и черви, прячутся от солнца. А вот кузнечики ведут себя по-другому: «чем горячее был день, тем выше они прыгали и громче трещали».

Сюжет сказки прост, но сколько нового узнаёт ребёнок и с каким интересом читает историю про лягушку, которая нашла-таки для себя пропитание; про душистый табак, который распускает свои белые пахучие цветы в ночное время; про росу, выпадающую ранним утром, как раз в то время, когда во дворах кричат петухи, а в лугах поёт «нелюдимая птица выпь».

Таким образом, сюжет сказки делится как бы на две части: в первой -идёт повествование о жизни мира природы и людей в засушливое лето, приближённое к действительности, во второй-начинаются чудесные события, которые в занимательной форме как раз и развенчивают миф о том, что лягушки квакают к дождю.

Сказки К.Г.Паустовского как будто наполнены прозрачным и душистым воздухом, пахнут утренним ветром благостно-тихих лугов; воспроизводят звуки вечереющих полей…

Таковы, например, звуки утра в сказке «Квакша»: «Тогда она квакнула громче, потом ещё громче, ещё и ещё, и вскоре её кваканье заполнило все комнаты, стало слышно в саду. И по всей деревне, в ответ на него, сразу всполошились и заорали петухи. Они старались перекричать друг друга, срывали голоса, сипли и снова орали, неистово хлопая крыльями. Они подняли снова гомон, что со сна можно было подумать, будто в деревне пожар».

По своей художественной манере К.Г.Паустовский близок Г.Х.Андерсену: датский сказочник умел так же увидеть в обыкновенном необычное, выходящее из привычного ряда вещей. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, природа всегда чувственна, а отношения людей и животных гуманны. Таковы взаимоотношения людей и коня из сказки «Тёплый хлеб», мира растений и животных в сказке» «Дремучий медведь», солдата и жука-носорога из сказки «Похождения жука-носорога», семья лягушки и ласточки в сказке «Квакша».

В качестве задания можно предложить детям самим написать сказку о каком-нибудь интересном явлении в мире природы. Напомнить обязательные условия написания природоведческой сказки: реальное событие раскрывается сказочными средствами; присутствует фантазия, герои-животные, которым присущи качества людей.

В результате такой работы дети поймут, что произведения К.Г.Паустовского учат правильному отношению к природе и что для писателя характер этого отношения - один из главных критериев оценки человека.