Урок МХК в 11 классе по творчеству Эдварда Мунка
Цель: Формирование общечеловеческой идентичности через изучение художественных особенностей картины Э.Мунка «Крик» и стихотворения «Крик» З.Гиппиус.
Задачи:
- Познакомиться с художественным миром норвежского художника Э. Мунка;
- Научиться выявлять общие идейные закономерности в произведениях живописи и литературы;
- Развивать способность к осознанию ценностных и мировоззренческих идеалов жизни в современном мире;
- Развивать готовность к диалогу и сотрудничеству с любым человеком, независимо от его национальности;
- Формировать умение коммуникативной компетентности при работе в группах.
Технологии:
- проблемное обучение;
- межпредметная интеграция,
- диалог культур.
Формы:
- коммуникативная атака;
- открытый микрофон;
- научно-практическая конференция.
1. Коммуникативная атака (вызов к проблемному общению).
- Вы когда-нибудь кричали?
- Какую эмоцию вызывает у вас крик?
- Какими цветами – символами можно определить Ваш крик?
Экспресс-опрос: поднимите руку те, кто хотя бы раз в жизни кричал; теперь поднимите другую руку те, на кого кричали другие;
- Кто хотел бы узнать ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ существует КРИК?
Получается, что разговор мы будем вести о том, что волнует каждого!
2. Предлагаю провести научно-практическую конференцию. Предметом нашего исследования станет КРИК.
Название и цели конференции мы сформулируем с вами в процессе обсуждения, да и эпиграф, пожалуй, родится в совместных диалогах.
3. Итак, первыми право выступить предоставляю команде психологов-социологов. (Выступление группы учащихся с выводами по предварительно полученному заданию).
Задание
Психологи/ социологи: Когда мы кричим? Причина человеческого крика? ( провести опрос), презентация. 2 мин.
Когда мы кричим? Причина человеческого крика?
- От боли
- От страха
- Позвать
- Напугать
- От радости
- От удивления
- От непонимания
- От отчаяния
- От одиночества
4. К проблеме Крика не остались безучастны деятели искусства.
- Хотите увидеть самый великий и ужасный КРИК в мировом искусстве?
С этим полотном поверхностно мы знакомились с вами в 9 классе, когда говорили о месте Человека в мировом искусстве.
- Кто автор картины? К какому направлению можно отнести творчество художника?
Предоставляю слово профессионалам в области искусствоведения. (Выступление группы учащихся с выводами по предварительно полученному заданию.)
Задание
Искусствоведы: Экспрессионизм.Как композиция картины Эдварда Мунка «Крик» 1910г. помогает понять авторский замысел, идею произведения?К какому направлению можно отнести творчество художника? Составить небольшой рассказ по картине и о ней, легенды о картине. 5 мин
- Как композиция картины помогает понять авторский замысел, идею произведения?
5. Живопись – это искусство сотворчества. Следовательно, мы, созерцающие картину, стоим на пороге собственных творческих открытий. И творческие размышления над вопросом: « Какие вопросы задаёт нам Мунк своим произведением?» - представит дружная команда Журналистов, которая вела своё журналистское расследование.
Задание
Журналисты: Какие вопросы задаёт нам Мунк своим произведением? А какие вопросы есть у вас? (провести опрос???), написать мини-статью « О крике и не только…» 3 мин
- Что же изобразил автор? Какой смысл вложил он в свою неоднозначную работу? Что хотел сказать миру?
Ответы на эти вопросы могут быть разными, но все сойдутся в одном общем мнении - "крик" заставляет зрителя погрузиться в непростые размышления о себе самом и современной жизни.
- Какова, по вашему мнению, причина крика?
Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека, притягивает внимание зрителя в первую очередь. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности.Защищенные цивилизацией, люди разучились чувствовать, видеть и слышать. Две равнодушные фигуры вдали, никак не реагирующие на происходящее вокруг, только подчеркивают трагизм сюжета.
Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость, наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой.
Мунк хотел говорить о самом главном в человеке, о живом человеке, о живых чувствах. Ему это удалось.
Картина эмоционально насыщена и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.
- Какие вопросы задаёт вам лично Мунк своим произведением? А какие вопросы есть у вас?
6. О Крике и его истоках размышляли и художники слова, поэтому существует и поэтическая формула Антикрика. Над этой проблемой работали литературоведы, им слово (выступление группы учащихся с выводами по предварительно полученному заданию).
Задание
Литературоведы: выучить наизусть (выразительное чтение) и определить идею ( зачем написано) и проблему произведения, вывести поэтическую формулу Антикрик, найти литературные параллели.
Изнемогаю от усталости,
Душа изранена, в крови...
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви? –
Так воскликнула русская поэтесса Серебряного века Зинаида Гиппиус.
7. Что же можно сделать каждому из нас, чтобы такого отчаянного Крика не было???
Это финальный и первостепенный вопрос нашего обсуждения. Ответ на него попытаются сформулировать Философы.
Задание:
Философы: интерпретировать притчу, сформулировать концепцию-манифест Антикрик».
Однажды мудрый Учитель спросил своих учеников: «А вы знаете, почему люди кричат, когда они ссорятся?».
Один из учеников ответил: «Люди кричат потому, что теряют спокойствие».
«Но зачем надо кричать, ведь другой человек находится рядом с тобой?» — спросил Учитель. — «Разве нельзя говорить тихо? Зачем кричать на другого человека, если ты сердишься?»
Ученики предлагали свои варианты ответов, однако ни один из них не устроил Учителя.
В конце концов, он объяснил: «Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того, чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем больше становится расстояние между сердцами, и тем громче они кричат.
А что происходит с людьми, когда они влюбляются? Они не кричат, а наоборот, говорят тихо. Это происходит потому, что сердца влюбленных находятся очень близко друг к другу — расстояние между ними совсем маленькое».
«А когда люди влюбляются еще сильнее, что происходит?» — продолжал Учитель. — «Влюбленные не говорят, а только тихонько перешептываются, и становятся еще ближе в своей любви. Позднее, им становится не нужно даже перешептывание. Они лишь только смотрят друг на друга, и прекрасно понимают друг друга без слов. Это происходит всегда, когда рядом находятся двое любящих друг друга людей.»
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивают расстояние между вами, потому что может прийти день, когда расстояние станет настолько велико, что вы не сможете найти путь обратно.
8. - Как же можно было бы назвать нашу конференцию?
- Какие цели и задачи мы смогли реализовать сегодня?
- На какой главный вопрос мы попытались дать ответ?
9. Любая научно-практическая конференция заканчивается подведением итогов и публикацией тезисов, поэтому докладчикам Д/З напечатать и прислать в адрес оргкомитета тексты своих выступлений, а слушателям Д/З выполнить творческо-практическую работу на тему: «Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живет в нас сострадание, - Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть нашей жизни оправдание» (А.Дементьев) или написать рецензию на любое сегодняшнее выступление.