Интегрированный урок литературы и обществознания в 9-м классе по теме «Влияние политического режима на свободу личности (на примере стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»)

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.Пушкин, «Анчар»


Цель урока: создать условия для формирования представления о степени свободы личности посредством интеграции литературы и обществознания.

Задачи:

  • обучающие научить учащихся применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с текстом литературного произведения; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
  • развивающие совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа и обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
  • воспитательные вовлечь учащихся в активную деятельность; формировать культуру, гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: применение знаний на практике

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательная технология: технология интегрированного обучения

Межпредметные связи: литература и обществознание

Форма интеграции: понятийная (проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия); предметно-образная (воссоздание более широкого и целостного представления о предмете познания).

Тип интеграционной связи между интегрируемыми компонентами: связь порождения (имеет ту специфику, что ставит изучаемой позицию, порождающую следствия, изучаемые в другом учебном предмете).

Оборудование: мультимедийная презентация с интерактивными заданиями, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система тестирования ТВ Votev5.

Планируемый результат:

  1. Учащиеся умеют применять теоретические знания на практике, отвечать на тестовые вопросы, умеют вести дискуссию в группе, формулировать и представлять точку зрения группы.
  2. У учащихся формируются коммуникативные навыки.
  3. Учащиеся осознают ценность принципов демократического политического режима.

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель литературы приветствует учащихся.

Учитель обществознания приветствует учащихся.

Учитель литературы. Как вы думаете, что связывает литературу и обществознание?

Предполагаемые ответы учеников:

- Обществознание и литература изучают общество, человека и личность, влияние человека на общество, общества на человека и т.д. (до 1 минуты).

Учитель обществознания. Сегодня мы проведем для вас бинарный урок, на котором вы примените знания, полученные на уроках обществознания, работая с литературным произведением.

2. Введение в тему

Учитель обществознания. Прежде чем озвучить тему урока, обратимся к письму известного русского философа Павла Александровича Флоренского, арестованного в 1933 году органами НКВД. После прослушивания этого письма сформулируйте его суть одним словом.

Учитель литературы.«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни…

Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали для своих детей. Иной раз представляю, как может все измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия…Тогда мы будем пить ее, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль в новых условиях рожденную. Велико счастье тех, кто ею обладает”.

Учитель обществознания. О чем пишет автор этого письма?

Предполагаемые ответы учеников: о свободе

Учитель литературы. Учитель пишет на доске слово “свобода”.

Учитель обществознания. Итак, вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ответ учащихся: о свободе.

Учитель обществознания. Как вы думаете, мера свободы одинакова для всех?

Ответы учащихся: нет

Учитель обществознания. От чего зависит мера свободы личности?

Ответ учащихся: это зависит от политических условий, в которых живет и действует личность.

Учитель обществознания. Что такое «Политический режим»? (определение)

Ученики дают ответ

Учитель обществознания. Назовите типы политических режимов.

Ученики дают ответ: демократический и антидемократические

Учитель обществознания. Давайте по иллюстрациям определим, к какому политическому режиму они принадлежат.

Учитель литературы листает слайды, учитель обществознания комментирует их.

Ответы учеников: ученики называют типы политических режимов, объясняют, по какому признаку они это определили.

СЛАЙД-фото, последний «Анчар». (Приложение 4)

Учитель литературы. Тема нашего урока: «Влияние политического режима на свободу личности, а рассмотрим мы её на примере стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».

Постановка цели и задач урока учащимися

Учитель литературы: У каждого человека свое собственное видение свободы. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного свобода-возможность выйти из тюрьмы, для школьника – каникулы.
Учитель обществознания. Давайте найдем ассоциации, которые будут отражать общие признаки этого понятия.

Ученики называют ассоциации

Учитель литературы: на доске составляет кластер.

  • СВОБОДА
  • воля, выбор, возможность, желание,
  • активность, независимость, необходимость.

Учитель литературы дает задание: Используя ключевые слова кластера закончите предложение «Свобода- это….». Выполните это задание на рабочих листах. (Приложение 1)

Учитель обществознания дает индивидуальное задание: Найти определение слова «свобода» в толковом словаре Ожегова.

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (1 минута)

Учитель литературы. Прошу озвучить результаты работы. (2-3 примера)

«Свобода - это….»

Учитель обществознания. А теперь давайте послушаем научное определение термина «свобода». _____________, было дано задание найти определение в толковом словаре Ожегова. (Подготовленный ученик зачитывает определение)

Учитель обществознания (после ответов): все услышанные варианты являются правильными. Русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии.

Учитель литературы. На уроках литературы мы сталкиваемся с понятием «свобода», через творчество писателей мы видим, как мера свободы зависти от политического режима той власти, которая правит в определенный исторический период. Одним из поэтов, через всё творчество которого проходит тема свободы, является А.С.Пушкин.

Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он мог представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Сво­бода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

- Иллюстрация, которую вы видите на слайде, сделана к стихотворению А.С.Пушкина «Анчар», которое является вершиной свободолюбивой лирики поэта. Давайте обратимся к истории создания этого стихотворения. С результатами выполнения индивидуального домашнего задания выступит __________.

- Сообщение ученика

На слайде «Анчар - дерево»

   В журнале «Детское чтение для сердца и разума» в 1786 году появилась переведённая с английского языка заметка голландского врача Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява, в Ост-Индии». Фурш писал: «Он окружён со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно также никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. (…). За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали. (…). Когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву, то падёт на землю и умирает». Когда к дереву посылают преступников, то «советуют им наблюдать рачительно, с которой стороны ветер веет, и идти так, чтоб ветром всегда относило от них испарения дерева». 

Заметки о ядовитом дереве появлялись и позднее в различных газетах и журналах. Сведения о нём поэтически перерабатывали некоторые зарубежные писатели. А в 1828 году к этому сюжету обратился и А.С.Пушкин.

Презентацию закрыть.

Учитель обществознания. Как вы думаете, почему именно в 1828 году Пушкин заинтересовался этим сюжетом?

Предполагаемые ответы учеников: В декабре 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов, поэт надеялся на то, что Николаю I можно внушать гуманные идеи, то есть проявить милость к декабристам. Спустя три года он понял, что надежды на то, что народ станет свободным, остается все меньше, реформы Николая 1 ничего не меняют. И вот тема свободы становится уже не социальной, а философской, поэт размышляет о природе власти, о желании одного человека порабощать другого, а также о том, что в каждом человеке живет раб, преклоняющийся перед силой.

Учитель литературы: Вот такие грустные размышления воплотились в стихотворении, к которому мы сейчас обратимся.

Откройте учебники на стр. 181. Приготовьтесь к восприятию произведения. А я приглашаю _____________, которая прочитает вам стихотворение наизусть.

Проверка восприятия стихотворения.

Учитель литературы. Ребята, что вы почувствовали, когда услышали это стихотворение? (возмущение, боль, жалость)

Учитель литературы. О чем оно? (О взаимоотношениях раба и владыки, о свободе и тирании)

Учитель литературы. Давайте посмотрим на текст стихотворения и определим, сколько в нем смысловых частей? (2 смысловые части)

Учитель литературы. О чем рассказывается в 1 части? (в ней рисуется страшная картина смерти и гибели, которые окружают ядовитое дерево.

Подтвердите текстом: “На почве зноем раскаленной”, “зелень мертвая ветвей”, “лишь вихрь черный на древо смерти набежит”, “пустыня смерти”.)

Учитель литературы. Опишите дерево. Каким вы его представляете? (Одинокое, большое, темное, с корявыми ветвями, морщинистой корой, стоит как грозный часовой)

Ответы учащиеся подтверждают текстом

Учитель литературы. О чем рассказывается в 2 части? (о том, что князь отправил своего слугу к ядовитому дереву за ядом)

Учитель литературы. Обратимся к первой строфе второй части. Прочитайте её.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом…

Назовите синонимы к слову «человек», которые автор мог бы использовать в стихотворении? (Князь, хозяин, владыка, повелитель, господин; раб, слуга, подчиненный)

Учитель обществознания. Однако Пушкин не воспользовался ни одним из них. И это не случайно. А как вы считаете, почему он употребил рядом два раза слово «человек»?

Учитель литературы. Ольга Геннадьевна, имеется ли этому объяснение, с точки зрения обществознания?

Учитель обществознания. И раб, и господин – это прежде всего человек! Оба равные по праву рождения, но судьба у каждого своя: один – господин, другой – раб! Человек и человек - равные по своей природе, но они - владыка и раб по своему социальному положению.

Учитель литературы. Высказывает ли поэт свое отношение к героям?

Предполагаемые ответы учеников: Прямо нет. А косвенно да.

Учитель литературы. Какие образы возникают при чтении? Каким вы представляете князя, а каким раба?

(Князь – непобедимый владыка, одного взгляда  достаточно, чтобы послать  человека на смерть, он безжалостный, сеет зло. Раб – послушный, безропотный, не осмеливается протестовать, не позволяет себе умереть, умирает, выполнив приказ)

Учитель литературы. Какой приём использует автор при создании этих образов? (Поэт противопоставил эти образы, используя антитезу. 2 часть начинается с противительного союза НО, который делит стихотворение на 2 части и обозначает противопоставление)

Учитель литературы. Пушкинисты обращают внимание на необычное  построение стихотворение. Чем же заинтересовала литературоведов его композиция?  Как построено стихотворение? (Оно состоит из 9 строф.)

Учитель литературы. Посчитайте количество строф в первой и во второй частях? ( Первой: 5 из 9)

Учитель литературы. Какая из этих частей, по-вашему, является наиболее важной для понимания смысла стихотворения: первая или вторая? (Вторая.)

Учитель литературы. А почему в 1 части 5 строф, а во 2 – 4? (1 частью автор готовит нас к восприятию 2, Образ анчара дополняет образ владыки, делает его ярким и более значительным. Анчар несет смерть окружающей природе, а князь – людям. Живые существа – птица, тигр – могут избежать гибели, если не будут приближаться к Анчару. Только тот погибает, кто по своей или чужой воли приближается к дереву. Но эта картина важна ему не сама по себе. В природе нет власти, нет насилия, насилие есть в мире людей. Значение ее в том, что к страшному дереву идет человек, идет не по своей воле.)

Учитель литературы. Если бы вам предложили красками изобразить своё настроение, какие бы это были цвета? (черный, серый)

Учитель обществознания. Давайте, продолжим анализ стихотворения и определим, при каком политическом режиме могли произойти события, описанные в стихотворении?

Работа в группах.

1 группа: Доказать или опровергнуть мнение о том, что в стихотворении описаны события, происходящие при демократическом режиме? (Признаки демократического режима)

2 группа: Доказать или опровергнуть мнение о том, что в стихотворении описаны события, происходящие при антидемократическом режиме? (Слова из стихотворения)

Владыка «…тем ядом напитал свои послушливые стрелы и с ними гибель разослал…»

Обратите внимание, раб и умер-то «у ног …владыки»! Так же покорно, как и жил. И не только умер сам, но и стал причиной смерти других людей.

3 группа: Определить, используя текст стихотворения, отношение Пушкина к свободе?

(В стихотворение не используется слово свобода, автор в иносказательной форме выражает свое отношение к ней. В “Анчаре” Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя) над другим. Неограниченная власть человека над человеком, угнетение себе подобных осуждается поэтом. Ничем не ограниченная свобода одного человека оказывается столь же гибельна, как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей. Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло)

Учитель обществознания. События, описанные в стихотворении, указывают на отсутствие каких либо прав и свобод человека, Оно было направлено против тирании самодержавия. Стихотворение заставило забеспокоиться царские власти. К тому же в последней строфе вместо “князь” было напечатано “царь”, что вызвало подозрение в присутствии иносказания в произведении у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. Шеф жандармов просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя.

Учитель литературы. А какой политический режим был во времена Николая 1 и А.С.Пушкина?

Предполагаемые ответы учеников: Время Николая 1- антидемократический режим, так как отсутствует свободы человека, в том числе свобода слова.

Учитель обществознания. При каком политическом режиме живем сегодня мы с вами?

Предполагаемые ответы учеников: сегодня – демократический режим. Конституция РФ, ст.3.

Учитель литературы: давайте проверим ваши знания:

Вам необходимо выбрать одно задание на рабочем листе по обществознанию или литературе (повышенного или базового уровня) и выполнить его (Приложение1). Время 2 минуты.

Обществознание: заполнить пробелы таблицу «Формы государства».

Литература: задание на соответствие.

Интерактивный тест. Тестовая система ТВ Votev5

Работа с пультом.

Учитель обществознания включает систему, коротко дает комментарий

Учитель литературы читает вопросы

1.Какова основная мысль стихотворения «Анчар»?
А) жизнь человека отдана ради смерти других людей
Б) Анчар губит все живое
В) протест против неограниченной власти одного человека.

2. Признаком какого политического режима является неограниченная власть одного человека?
А) демократический режим
Б) антидемократический режим.

3. Какой прием использовал автор, противопоставляя первую и вторую смысловые части стихотворения?
А) гипербола
Б) антитеза
В) олицетворение.

4. Какое высказывание характеризует демократический режим?
А) «Запрещено все, что не приказано»?
Б) «Разрешено все, кроме политики»?
В) «Разрешено все, что не запрещено законом»?

5. Какова идея стихотворения «Анчар»?
А) осторожное отношение к ядовитым растениям
Б) самовластие опирается на смерть и гибель
В) Анчар несет гибель всему живому

Учитель литературы. Обратите внимание, сейчас на экране мы видим результаты тестирования, более подробный отчет мы сделаем, проверив ваши рабочие листы.

Учитель обществознания. Большое спасибо вам, ребята, за работу на уроке, вы сегодня хорошо работали, Молодцы! Отметки за урок вы получите после проверки рабочих листов и анализа индивидуальных результатов тестирования.

Учитель литературы комментирует домашнее задание.

Домашнее задание:

  1. Литература - выучить стихотворение «Анчар».
  2. Обществознание - стр. 28, прокомментировать высказывания «Говорят мудрые».

Рефлексия:

Учитель обществознания. Оцените свою работу с помощью фразеологизмов.

Сегодня на уроке я:

  • хлопал ушами
  • шевелил мозгами
  • считал ворон

Окончание урока. Учителя разыгрывают притчу.

Учитель обществознания. На прощание мы хотим рассказать притчу, в которой в иносказательной форме определяется отношение к свободе, её влияние на судьбу.

Учитель литературы. Последний зимний день. Погода была безветренной, и большие снежинки не спеша кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Учитель обществознания. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело сказала:

Учитель литературы. Как хорошо лететь, наслаждаться полётом.

Учитель обществознания. Мы не летим, мы просто падаем, — отвечала грустно вторая.

Учитель литературы. Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало.

Учитель обществознания. Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто будут топтать.

Учитель литературы. Мы станем ручьями и устремимся к морю, мы будем жить вечно, — сказала первая.

Учитель обществознания. Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала другая.

Учитель литературы. Наконец им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.
Учитель обществознания. Свободу можно добыть, труднее научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы всё делать по своей воле, но при этом, не угнетая других, не ограничивая их свободу. Необходимо осознание этого самим человеком.

Учитель литературы. Зависимость или Свобода! Ребята, помните: выбор мы делаем сами.

Технологическая карта урока

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4