Прямая цель обучения состоит в том, чтобы побудить учащегося «жить» в данной ситуации, понимать характер взаимодействия в ней, и уже это заготавливает нужные ассоциации для запоминания слов. Происходит как бы преднастройка определенных зон памяти. По этому методу, например, за один день можно выучить 200 слов иностранного языка и без всяких повторений воспроизвести их с безупречным произношением и уверенностью в себе.
Погружение — это активный метод обучения, который создает у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека. Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения.
В течение первого семестра кафедра русского языка проводила эксперимент по погружению в русский язык. Уроки были организованы так, что не прерывались уроками литературы. Поэтому уроков русского языка автоматически становилось больше. Переход количества в качество – вот задача, которая ставилась на этом этапе.
Обособленные члены предложения – тема, всегда вызывавшая трудности у детей. Я понимала, что если дети усвоят обособление определений, то остальные обособленные члены предложения не будут вызывать трудностей – по аналогии. Поэтому этой теме было уделено наибольшее внимание. Применялись самые разнообразные приёмы: моделирование предложений, узнавание, сравнение, создание кинороликов, презентаций, написание эссе с применением обособлений, создание контрольных работ для оппонентов.
Дети всё лучше делали синтаксический разбор предложений, создавали лего-модели осложнённых предложений, делали сравнительный анализ обособленных членов: определений, приложений, дополнений, обстоятельств.
Итог контрольного диктанта с грамматическим заданием – 72, 8% по сравнению с вводным срезом-43% - яркий пример результативности метода.
Надо ли говорить, что учитель в условиях погружения может реализовать весь комплекс инструментов, имеющихся у него, перераспределить акценты внутри открывшейся временной перспективы. Он может комплексно решать задачи, причём, максимально открыть детям возможности инициативы, творчества, сотрудничества. Обучающие задачи переплетены с социальными, развивающими.
Достаточно посмотреть, как дети снимали видеоролики. Они не ассоциировали тему с академическим трудом, с невозможностью понимания - они видели рядом товарищей, рассчитывали на их поддержку. Они имели возможность замысла, творческого видения, максимального самораскрытия и счастья воплощения. И пусть это были маленькие победы, но это были всё ж ПОБЕДЫ.
При этом дети не расставались со своими смартфонами. И телефоны не мешали, а помогали групповой работе детей. Прямо в телефоны скачивались программы по монтажу. Дети резали, клеили – создавали фильмы.
Естественно, невозможно было обойтись без камер, компьютеров, спецпрограмм – современных IT- технологий. Но это как раз то, что интересно современному школьнику. Попутное освоение некоторых приёмов монтажа, споры по поводу лучшей программы, совещания при технических сложностях – всё это не планировалось в уроках. Но дети развивались ещё и в техническом плане, не замечая этого.
Ученики, снимая фильм, тут же, на ходу, приводили примеры на основе окружающей среды. Они были веселы, распахнуты, но делали работу: ставили цели, проделывали шаги, преодолевали трудности и получали удовлетворение от итогов.
Многое можно сказать и о воспитательной стороне: дети самостоятельно выбирали лидера, вырабатывали правила, распределяли нагрузку. Каждый взял свою меру ответственности. Но мог себя сравнить с другими, прийти на помощь или попросить помощи. Дети учили друг друга не вынужденно, как в «зигзаге», а по зову сердца, стараясь помочь, а иногда «прикрыть» товарища. Ведь за весь период экспериментов не было ни одного случая конфликта между детьми.
Второй семестр был посвящён внедрению «погружения» на уроках литературы.
И в этот раз решено было «погружаться» по максимуму. Что если сделать урок литературы длиной во весь рабочий день – 4 пары? Тогда за 2 дня будет исчерпана семестровая программа 8 и 9 классов и большая часть программы 11 класса. То есть, модуль.Тогда какой общий конечный продукт нужно получить, если ещё и смиксовать детей 8, 9 и 11 классов? Ведь программа такая разноплановая. Значит, нужна сквозная тема, вокруг которой и построятся произведения.
Первый модуль был назван «Остров». Цель модуля – определить, зачем автору понадобился «остров»? (Почему не устроил автора материк?)
Книги, изучаемые в этом блоке:
- Дж. Свифт «Приключения Гулливера»
- Ж. Верн «Таинственный остров»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Г. Голдинг «Повелитель мух»
- Н. Внуков «Один»
- Дм. Чевычелов. «Остров на карте не обозначен»
- Р.Стивенсон «Остров сокровищ»
Дети разделились на 3 группы – три корабля, выбрали капитанов и дали своим командам названия.
После того как учитель познакомил детей с целями, каждый капитан получил ориентировку на весь день. (Прилагается)
В ориентировке указана работа на каждой паре + критерии оценивания за каждую пару. Оценивание осуществляет как сам капитан, так и организаторы (девочки с ограниченными возможностями)
Девочки – организаторы решали все организационные вопросы. Главная их задача – вести объективное оценивание согласно критериям.
Пара | Цель |
Время |
Задачи |
Критерии |
Отметка о выполнении |
1 пара |
Организация работы |
10 мин |
А) познакомиться с группой, выбрать лидера, придумать название, выбрать ответственных за 2 ноутбука, уложиться в 10 мин; |
Критерии оценивания:
|
|
Б) Получить задание, выяснить его цель, эффективно распределить роли между членами команды, в каждой роли назначить ответственного: придётся синхронно, по мере готовности, заносить информацию в эл презентацию; Готовность 2 |
5 мин |
Роли членов команды:
|
Критерии оценивания: 1. умение быстро распределить роли, уточнить задачу, привести в готовность компьютеры, привести в готовность программу с таблицей сравнения. 3 балла |
|
|
В) Определить, зачем авторам понадобился остров. Доказать току зрения через данные:
Найти тексты прочитанных книг, ознакомиться с ними, набрать как можно больше доказательных цитат в пользу своих тезисов.
|
45 мин |
Свои тезисы в пользу ответов на главный вопрос подтверждать цитатами из текста. Работать с текстами, собирать материалы для презентации: |
Критерии оценивания:
|
|
|
2 пара |
Обобщение, систематизация материала, заполнение таблицы |
60 мин |
|
Критерии оценивания:
|
|
3 пара |
Творческая работа |
60 мин |
Творческие группы: Б) кино, мультфильм, спектакль (балет, опера, драматургия) 15б |
Критерии оценивания: А) лучшие иллюстрации к роману 5б Б) лучшие игровые кадры, |
|
4 пара |
Создание проекта презентации, плана выступления |
60 мин |
Создать проект итоговой презентации в«Pauer point» |
Критерии оценивания: |
|
Таблица сравнения двух романов (заполняется всеми членами группы)
Название книги | Информация об авторе |
Главная линия сюжета (фабула) |
Система образов |
Композиция романа |
Проблематика, идея |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
Общее
|
|
|
|
|
|
Различное
|
|
|
|
|
|
Вывод
|
|
|
|
|
|
Каждая группа имела по 2 ноутбука: в одном готовилась презентация, в другом заполнялась таблица по своим книгам.
Кроме ориентировки, организационную функцию выполняла проекция алгоритма действия с критериями оценивания на интерактивной доске.
В первый день дети занимались поиском информации, её анализом, заполнением сравнительных таблиц, созданием видеофильмов, иллюстрированием, созданием презентаций.
Во второй день возрастала личная ответственность. Каждый должен был принести своей команде очки во время презентации командной работы.
Ориентировка 2 день
Продукт:
1. Таблица сравнения, 2. Электронная презентация, 3. Творческий отчёт
1 пара |
1.Презентация таблицы сравнения 2.Комментарии комиссии |
30 мин: 10 мин каждой команде, 10 мин-комментарии оценочной комиссии |
Презентовать таблицу сравнения всей группой Организовать оценочную комиссию |
Критерии оценивания:
|
|
2 пара |
|
60 мин |
презентовать творческое воплощение:
|
Критерии оценивания: Творческое воплощение 10б Иллюстрирование 5 б |
|
3 пара |
|
60 мин |
Презентовать всю работу группы Оценивать работу друг друга |
Презентация всей работы 10б |
|
4 пара |
Написание обобщающего эссе |
60мин |
Написать эссе на общую тему либо на собственную по прочитанной литературе. |
Критерии оценивания эссе: |
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Название | Информация об авторе |
3б |
Главная линия сюжета (фабула) |
3б |
Система образов |
3б |
Композиция романа |
3б |
Проблематика, идея |
3б |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Различное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод |
|
|
; |
|
|
|
|
|
|
|
Тест
- Кто автор книги «Остров сокровищ»?
- Кто из авторов родился на острове и сбегал на корабле, чтобы привезти любимой кузине коралловые бусы?
- Чьим (из семи авторов) земляком был Александр Дюма?
- Кто из авторов книги был инженером-радистом?
- Кто из авторов обвинялся в плагиате?
- Кто помогает колонистам «Таинственного острова» на протяжении всего романа?
- Как сбежали пленные из жюль - верновского романа? При помощи
- Как звали собаку Сайруса Смитта?
- «Повелитель мух» по жанру - это не робинзонада, а
- Как повлиял остров Линкольна на колонистов?
- Что увидел Саймон ночью в тёмном лесу?
- Кого испуганные дети принимали за «зверя» в романе Голдинга?
- Почему в романе «Остров на карте на обозначен» Костя остался один?
- На скольких островах побывал Гулливер?
- Какова идея романа Джонатана Свифта?
- На какие два сектора были разделены военнопленные на безымянном острове, который на карте не обозначен?
- Что помогает Борщенко стать «своим» у немцев?
- Какое животное является героем повести «Остров на карте не обозначен»?
- Из-за чего фашисты считают, что боцман Кузьма Кузьмич не в себе, «заговаривается»?
- Какое главное «сокровище» обретает Джим в «Острове сокровищ»?
- Герой какого современного романа имел своего прототипа в реальной жизни?
- В каких романах мы видим приёмы разжигания огня без спичек?
- Как звали главного пирата в «Острове сокровищ»?
- Кто из авторов родился в Шотландии?
- Какие произведения не имеют героико-романтического флёра?
Написание эссе и тестирование были завершающими этапами.
Второй модуль был назван «Лишние люди». Предварительно дети должны были прочитать книги:
8-е классы
- А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- И.С.Тургенев « Ася»
9-е классы
- А.С.Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
11-е классы
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»
- А.И.Солженицын «В круге первом»
Работа началась с дискуссии «Может ли быть человек лишним?»
В дальнейшем принцип работы оставался таким же, но немного видоизменилась таблица сравнения. Удлинившись вертикально, она укоротилась горизонтально.
Произведения |
Главная линия сюжета |
Главный герой |
Проблематика |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
общее |
|
|
|
различное |
|
|
|
вывод |
|
|
|
Итоговый тест по модулю «Лишние люди»
- Почему Онегин спрятался в деревне?
- Каков был повод для дуэли Онегина и Ленского?
- Что помешало Онегину стать успешным?
- Чем Печорин отличался от Онегина?
- Что является причиной неуспешности Печорина?
- Кого погубил Печорин?
- Чем Чацкий отличается и от Печорина и от Онегина?
- Почему Чацкого объявили сумасшедшим?
- Умна или глупа Софья? Почему?
- Какое качество Аси определяет её странное поведение?
- Почему Н. в романе «Ася» упустил свой шанс?
- Если все люди нужны, то зачем нужны Пугачёвы?
- Какую стихию олицетворяет Пугачёв?
- Если бы Пугачёв победил, было бы справедливое правление?
- К какому произведению прилагается сборник стихов главного героя?
- Герои каких из 9 романов, потеряв всё, ищут надежду в любви?
- О чём роман «Доктор Живаго»?
- Кто из героев имел 4 «Георгиевских креста»?
- Какой судьбоносный выбор делает Глеб Нержин? Почему?
- Почему Глеб отказывается от любимой и верной ему жены?
- Какие чувства владели Мцыри при встрече с барсом?
- Какова идея «Мцыри»?
- Что роднит «Доктора Живаго» и «Тихий Дон»?
- Кто написал повесть «Ася»?
- В каких произведениях для героя честь равна жизни?
Ответьте письменно на один вопрос из трёх:
- Для команды № 1:
Почему «Герой нашего времени» - произведение реалистическое, а «Мцыри» - романтическое?
- Для команды № 2:
Григорий Мелехов борется и отстаивает. Юрий Живаго уходит от борьбы, отступает. Но финал одинаков у обоих. Почему?
- Для команды №3
Глеб Нержин и Лев Рубин – идеологические враги. Но почему же они лучшие друзья? Так бывает?
Вывод
Плюсы | Минусы |
Развивались все компетенции: базовые, функциональные, социальные
|
|
Произведения, «обозрённые» таким образом, должны быть всё время на слуху. К ним нужно будет прибегать при сравнении с другими произведениями, с последующими героями. Возвращение к модулям должно стать постоянным и на уроках литературы, и на уроках русского языка, и на уроках ОРТ.
Высокий результат итогового теста детей, прочитавших книги, показывает устойчивую мотивацию к изучению литературы. Все поняли: только прочитав книгу, ты будешь абсолютным победителем. Заявления многих детей о том, что «вот это они точно прочтут», обнадёживают.
Считаю, что потерь при использовании метода - точно не было. А преимуществ много.