Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Слово о математике 2005

    Автор: Ковтюх Марина Кимовна

    Урок посвящен первой русской женщине-математику - Софье Ковалевской.

  • Урок на тему: Д.Г. Байрон "Портрет на фоне истории и литературы" 2005

    Автор: Блохина Наталья Михайловна

    Разработка интегрированного урока, цели которого исследовать и дать оценку личности лорда Байрона, выяснив, какие обстоятельства влияют на поэтов и писателей; развивать навык публичного выступления с докладом, сообщением, обучать выразительному чтению стихов; воспитывать уважение к мировой истории и культуре, мужество и патриотизм.

  • Литературно-музыкальная композиция на тему: "Любимые женщины А.С. Пушкина" 2005

    Автор: Зограбян Лариса Геворковна

    Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с основными этапами жизни великого поэта, его умением любить и восхищаться красотой. Данная разработка подходит для любого внеклассного мероприятия: музыкально-поэтического вечера, литературной гостинной и т.д.

  • Урок литературы в 6-м классе по теме: «"Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком…"» 2005

    Автор: Дикун Татьяна Анатольевна

    Урок строится по технологии "Обучение в сотрудничестве". В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по "вертушке". Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.

  • Анималистические сюжеты в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2005

    Автор: Братцева Людмила Александровна

    Человек, которому посчастливилось много раз перечитывать "Войну и мир", может находить в этой книге новые грани, новые смыслы, новое звучание известных эпизодов. Учащиеся средней школы чаще всего читают книгу один раз, самые дотошные - летом, до изучения её в классе, а затем лишь "просматривают", "читают по диагонали". Как же сделать так, чтобы эпизоды этого грандиозного произведения не слились в сплошной поток "картин войны" или "мирных сцен"? Обратимся к характеристике героев через образы животных. Мне кажется, такое обращение помогает ребятам воспринимать характеры живо, эмоционально, помогает запоминать такие эпизоды и такие детали, на которые при обычном чтении текста мало кто обращает внимание.

  • Стихи? Проза? Стихотворения в прозе. Мастерская по сопоставительному анализу стихотворений в прозе Ш. Бодлера и И.С. Тургенева для 10-го класса 2005

    Автор: Занько Лариса Владимировна

    Урок-мастерская - средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта участник мастерской будет находить в её содержании своё, интерпретировать свой жизненный духовный опыт. Это форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Сопоставительный лингвистический анализ художественных текстов производится путём измерения лексической близости текстов, анализа лексико-семантической структуры, сравнения интонационно-синтаксических особенно-стей, звукописи. Участники мастерской создают собственные интерпретации.

  • "…Есть материнства женская работа…". Урок-размышление по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2005

    Автор: Воркунова Ольга Михайловна

    Предлагается описание урока-размышления. Урок поможет сделать комплексный анализ текста, задуматься над такими проблемами, как война и материнство, война и детство, война и стремление к добру.


  • Портрет русской литературы второй половины XIX века 2005

    Автор: Косолапова Татьяна Константиновна

    Вводный урок способствует развитию познавательного интереса у учащихся, умению ориентироваться в информационных потоках и интегрировать полученные знания. Участники мастерской становятся в активную позицию проектировщиков собственной программы курса литературы 10-го класса.

  • Формирование литературоведческих понятий как одно из условий полноценного анализа художественного произведения. Тропы художественной речи. Эпитет. Урок в 5-м классе 2005

    Автор: Власова Валентина Ивановна

    Процесс восприятия художественного произведения должен способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию. Для этого необходимо внутреннее сопереживание. Для анализа художественного произведения требуется совокупность различных научных дисциплин и определенный уровень психологического развития школьника. Поэтому формирование литературоведческих понятий является одним из условий полноценного анализа художественного текста.

  • Современный читатель. Урок русской литературы в 11-м классе 2005

    Автор: Швецова Людмила Викторовна

    Обобщающий урок по творчеству поэтов Серебряного века, построенный в форме презента-ции поэтических сборников, составленных учащимися, позволяет не только систематизиро-вать знания о поэзии Серебряного века, но и раскрыть индивидуальность каждого ученика в восприятии поэтического текста близкого ему автора.

  • И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе". Модель изучения темы в 10-м классе 2005

    Автор: Вологжанина Валерия Владимировна

    Уроки по "Стихотворениям в прозе" И.С. Тургенева в десятом классе подводят итоги изучению творчества писателя. Одной из главных задач этих двух уроков была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. На таком уроке-полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЁ открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими.

  • Гражданственность в лирике А.А. Ахматовой. Открытый урок по литературе в 11-м классе. Метод проектов 2005

    Автор: Захарова Тамара Валерьевна

    Этому уроку в системе уроков по творчеству А. Ахматовой отведена аналитическая роль с большой опережающей самостоятельной работой по чтению лирических произведений поэтессы. Групповая форма работы. Социологический опрос и анкетирование учащихся старших классов - причина обращения к исследованию. Доказывается гипотеза о гражданственности лирики поэтессы на протяжении всей жизни и творчества.

  • Открытое мероприятие. Масленица 2005

    Автор: Вольных Алла Анатольевна

    Выбирая тему своей работы, я опиралась на то, какие русские праздники почитали на Руси? Когда родились эти слова и эти суеверия, эта исконно русская вера в чудеса, ворожбу, приметы и знамения? Ответы эти мы находили, отправляясь с учениками в воистину чудесный и неизведанный мир наших далёких предков – в страну славянской языческой мифологии, страну загадочную, причудливую и такую родную. В празднике принимали участие все ребята школы. Были приглашены родители и жители микрорайона. В первом потоке зрители-участники – ученики начальных классов, во втором потоке зрители-участники – ученики старших классов. Они все справились с различными соревнованиями, заданиями. А также с домашним заданием (костюмы ряженых, подготовили пословицы, поговорки, загадки, песни, накрыли столы с угощением, провели конкурс “Самый вкусный блин”). А после организованно всей школой вышли во двор и торжественно сожгли чучело. Я думаю, что это мероприятие позволяет развивать личность и творческие способности учащихся через приобщение к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей русской культуры.

  • Формирование смысложизненных ориентиров у школьников при изучении творчества Ф.И. Тютчева 2005

    Автор: Думитраш Оксана Владимировна

    Духовное становление личности начинается в школьные годы. Поэтому уроки литературы как уроки нравственного прозрения необычайно значимы. И особая роль отводится поэтическому слову, ведь "в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией". Поэзией Ф.И.Тютчева, - говорим мы. Изучению творчества этого замечательного русского поэта программа отводит до обидного мало времени. А жаль... Тютчев заслуживает большего. Школьники перечитывают его стихи, испытывая радость общения с личностью оригинальной, особенной. И чувства, и воля, и ум, и слово этой личности волнуют, будят мысли, влекут к познанию себя и мира. Да, Тютчев, по меткому выражению И.С. Тургенева, "создал речи, которым не суждено умереть". Они помогают вырастить душу. А разве не в этом смысл нашей жизни?


  • Использование проектной технологии на уроках литературы 2005

    Автор: Сулейманова Наиля Мансуровна

    Современная школа требует от учителя новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В последние годы вырос интерес к проектной технологии в обучении. Опыт работы показывает, что данная технология приемлема и при проведении уроков литературы. Большой объем изучаемого материала по литературе, сокращение учебных часов, отсутствие интереса учащихся к чтению, низкая мотивация - все эти проблемы приводят к снижению качества обучения. Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и дает возможности для самореализации школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.п. Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.

  • Урок литературы по теме "Л.Петрушевская "Котенок Господа Бога": сказка или рассказ?"5-й класс 2005

    Автор: Хорькова Л. Ю.

    Этот урок - первое знакомство с творчеством Л.Петрушевской. Учащиеся анализируют прозаическое произведение, особое внимание уделяя его жанровому своеобразию. Предложена система вопросов, позволяющая выявить жанровые черты произведения, опираясь на собственные впечатления и наблюдения пятиклассников, способствующая формированию гуманистического мировоззрения.

  • Мастерская построения знаний по литературе "А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?" 2005

    Автор: Зубарева Татьяна Геннадьевна

    Задача мастера на этом занятии - организовать самостоятельную работу обучающихся по систематизации имеющихся знаний и построению знаний новых; дать участникам мастерской возможность усомниться в уже известном (к моменту начала работы каждый "знаком" с Базаровым, каждый так или иначе отнёсся к нему), откорректировать, а может быть, и пересмотреть свои позицию по отношению к герою Тургенева.

  • Тема: «Пейзаж в повсти Гоголя "Тарас Бульба"» (урок развития речи) 2005

    Автор: Кайтаз Наталья Александровна

    Вашему вниманию предлагается урок развития речи, на котором отрабатываются навыки по умению ориентироваться в тексте, сравнивать эпизоды; дается объяснение таким понятиям, как цветопись, звукопись; образы: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Показана работа ребят в группах. Большое внимание уделяется изобразительным средствам языка. Воспитательной целью урока является работа над нравственными проблемами повести и её эстетической стороной.

  • Урок-размышление по теме "Слышать боль каждого"(В.П. Астафьев "Затеси") 2005

    Автор: Бутакова Инга Викторовна

    Урок, предлагаемый вашему вниманию, посвящён творчеству писателя-классика XX века В.П. Астафьева, представляет собой урок-размышление, позволяет не только знакомить учащихся 8-9 класса с современной русской литературой, но и воспитывать нравственную личность, способную видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека. Данный урок можно провести в рамках уроков внеклассного чтения по современной русской литературе в 8 либо 9 классе

  • Урок по произведению И.С. Тургенева "Бирюк", 8 класс 2005

    Автор: Горбачева Лариса Геннадьевна

    Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые бы открывали тайну художественной детали, её глубокий смысл. В центре внимания читателя при анализе художественного произведения всегда будет образ и способы его создания (портрет, пейзаж, интерьер, речь, поступки). Уровень интеллектуального развития ученика определяется, главным образом, степенью сформированности таких умений, как сравнивать явления, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном. Овладение знаниями в значительной мере связано с умением пользоваться различными источниками: дополнительной литературой, словарями и справочниками по литературе.

  • Урок-мастерская в 8-м классе по теме: "Прошлое — родина души человека"(по рассказу В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет") 2005

    Автор: Домская Татьяна Аркадьевна

    Урок-мастерская в 8-м классе по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста рассказа на уроке (групповые задания), а также обращение к семейному прошлому учащихся (через старые фотографии, воспоминания родителей, семейные реликвии).


  • Способы активизации деятельности учащихся на уроках литературы 2005

    Автор: Фереферова Галина Александровна

    Как сделать так, чтобы ученики участвовали в действии, название которому – урок литературы? Как получить обратную связь? Для того, чтобы помочь ученику справиться с поставленными перед ним задачами, была разработана система заданий, помогающих, на наш взгляд, понять произведение, его идею и, главное, суметь высказать свои мысли, выразить свое отношение. Выполняя разнообразные, порой нестандартные задания, ученик получает возможность «прорваться» сквозь текст, который он прочитал, а «что писать-то», не знает. После «прорыва» работа на уроке станет для него более доступной.

  • Урок-семинар: Поэзия "Серебряного века" 2005

    Автор: Самедова Маргарита Владимировна

    Урок, цели котoрого: рассмотреть характерные черты поэзии «серебряного века», познакомить ребят с творчеством поэтов этого периода, развивать умение учащихся самостоятельно работать с текстом, анализировать художественное произведение, работать с критической и мемуарной литературой.

  • Литературная игра "Умники и умницы"по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2005

    Автор: Абрамова Ольга Анатольевна

    Детальная проработка литературного произведения может быть осуществлена в ходе учебной игры. Урок проходит в форме телеигры "Умники и умницы". Учащиеся вчитываются в текст произведения, запоминая детали, анализируют сюжет и делают выводы, позволяющие ответит на вопросы игры. Мотивация учебной деятельности в ходе такого урока повышается.

    умники и умницы

  • Урок "Читательская конференция по произведениям Л.Е. Улицкой" по теме: "Искусство жить" 2005

    Авторы: Никишина Елена Викторовна, Новицкая Людмила Николаевна

    Представляем Вашему вниманию опыт проведения читательской конференции по произведениям Л.Улицкой, представляющей литературу 90-х годов, литературу «новой волны». Занятие проводилось для трех десятых классов после изучения романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», очень современного произведения, главная мысль которого – «мысль семейная». Мы считаем , что обращение старшеклассников к творчеству Л.Улицкой прекрасно вписывается в систему роков по литературе второй половины 19 века, так как её проза – это чаще всего семейные истории, вмещающие в себя, как в жизни, все: теплоту воспоминаний, горечь разрывов, преданность, неожиданное предательство, любовь.

  • Урок, завершающий изучение раздела "Устное народное творчество"по теме: "Посиделки (сценарий)". 6—7 классы 2005

    Автор: Горланова Татьяна Владимировна

    Праздник предполагает возможность окунуться в яркий, выразительный Мир русской действительности, вмещающий праздники и будни. Это занятие предполагает возможность продемонстрировать знания и умения учащихся, полученные на уроках не только литературы, но и русского языка, истории, Мировой художественной культуры, музыки. Праздник включает в себя несколько разделов: знатоков частушек, народных игр, русского костюма и национальной кухни, пословиц и поговорок. Задания позволяют ребятам прикоснуться в активной форме к национальным обычаям и традициям русского народа.

  • Урок-исследование "Проблема выбора: "я"или "мы"? (по роману Е.Замятина "Мы") 2005

    Автор: Клочева Светлана Николаевна

    На примере романа Е. Замятина "Мы" рассматривается государство и личность.

  • Открытый урок "Жизнь и творчество Иосифа Бродского" 2005

    Автор: Елисеенко Наталья Михайловна

    Урок посвящен знакомству школьников с поэзией одного из замечательнейших поэтов ХХ века, лауреатом Нобелевской премии, эмигрантом Иосифом Бродским. На уроке ребята не только получают сведения о жизни поэта, но и знакомятся с его стихами, анализируют их.


  • План-конспект урока литературы в 7-м классе по теме "Дети и война" (час мужества). Посвящается 60-летию Великой Победы 2005

    Автор: Садикова Альмира Назимовна

    На данном уроке рассказывается о роли детей военного времени в приближении великой Победы, обсуждаются книги о войне, герои которых - дети.

  • "Такими были наши дали…" 2005

    Автор: Кривушина Елена Викторовна

    На уроке литературы изучаем повесть Б.Васильева "Завтра была война", поднимаем проблемы, поставленные автором в произведении. Учащиеся на уроке самостоятельно анализируют литературный текст, дают характеристику героям, их поступкам, раскрывают истоки их мужества, героизма.