Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Конспект урока по теме: "Стили речи" 2005

    Автор: Ануфриева Татьяна Николаевна

    Урок "Стили речи" проводится в 7-м классе перед изучением творчества Н.В.Гоголя. Количество учебных часов в неделю - 4. Поэтому часто провожу уроки словесности; это экономит время и позволяет глубже изучать тему. В основе данного урока - работа по тексту с элементами лингвистического анализа. Небольшие по объему тексты (отрывки из художественного произведения, статьи и автобиографии) позволяют увидеть и сопоставить стилевые различия. Полученные на предыдущих уроках знания о стилях речи закрепляются практически. Лингвистический анализ позволяет обращать внимание на конкретное слово, выяснить причину его употребления. Повторяется пройденный материал: грамматические категории глагола, виды наречий по значению, структура словосочетаний, лексическое значение слова, устаревшие слова и их употребление. На уроке проводятся различные виды работ: чтение и анализ, разбор ключевых слов и понятий, ответы на вопросы, творческая работа. Уроки такого типа нравятся ребятам и позволяют разнообразить учебный процесс.

  • Урок развития речи "Идет-гудет Зеленый Шум…" Н. Некрасов (интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе) 2005

    Автор: Юшманова Любовь Александровна

    В методической разработке интегрированного урока развития речи в 5-м классе с использованием национально-регионального компонента сделана попытка адаптации материала к уровню развития учащихся среднего звена и привития интереса к познанию родного края, его особенностям, воспитанию чувства патриотизма, любви к своей малой родине. Урок нацелен на развитие творческих способностей учащихся, расширение их кругозора, повышение интеллектуального уровня и художественного вкуса.

  • Анализ лирического стихотворения на уроках литературы 2005

    Автор: Горбунова Ольга Николаевна

    Анализ лирического стихотворения - работа сложная. Перед учеником стоит трудная задача - написать о том, как он понимает лирическое произведение. Роль учителя не менее сложная. Универсального ключа к любому стихотворению нет, и педагог должен найти в каждом отдельном случае такой ключ. В течение нескольких лет я использую на уроках логические схемы, которые помогают мне организовать работу учащихся. При разборе стихотворения выстраивается определенная схема, которая помогает понять стихотворения, сделать анализ более осмысленным.

  • Литературный бал "Твой XVIII век" 2005

    Автор: Нюшкова Виктория Федоровна

    В течение нескольких лет работаю над темой "Нестандартные формы и методы работы как средство повышения уровня знаний и развития интереса к предмету" и внеклассную работу по литературе считаю составной частью своей деятельности. Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературного бала "Твой XVIII век", который проводила в параллели восьмых классов после изучения соответствующего раздела литературы (работаю по программе А.Г. Кутузова). Конечно, подготовка к такому мероприятию требуется огромная, но затраченные силы и время, безусловно, окупаются.

  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Проблема лидерства"(на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") 2005

    Автор: Никитина Светлана Николаевна

    Изучая комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль", мы выполнили задачу предметную: проанализировали эпоху, основные образы комедии, разобрались в проблемах классицизма, языковых и сюжетно-композиционных особенностях пьесы. А что дальше? Неужели фраза Митрофана "Не хочу учиться:" станет для ребят единственным запомнившимся моментом из текста? Ведь девятый класс особенный - предпрофильный, и надо учить ребят делать выбор (самое трудное в жизни). Значит необходимо поставить в изучении комедии не точку, а многоточие, даже "многовопросие". И мы провели урок "Проблема лидерства (на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")". Урок получился не просто ярким и запоминающимся, а современным и нужным ребятам, а текст комедии прозвучал как одно из современных произведений.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Поэтический мир Марины Цветаевой" 2005

    Автор: Лисканог Вера Михайловна

    Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, близкого к лирическому "Я", и показывает разнообразие тем и мотивов поэтических произведений Марины Цветаевой.

  • Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского как святочный рассказ 2005

    Автор: Фомина Татьяна Николаевна

    Рождество Христово - светлый праздник, нашедший яркое отражение в святочных рассказах, которые удивительным образом соединили в себе бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. Цель данного урока - познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; через приобщение к классической литературе, классической музыке способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся


  • Сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству С.А. Есенина "Душа моя — поле безбрежное" 2005

    Автор: Мишина Людмила Ивановна

    "Душа моя - поле безбрежное" - это сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству С.А.Есенина. Содержание материала рассчитано на учащихся старших классов. Композиция выполняет задачу расширить представление школьников о художественном мире поэта, воздействовать на сознание и чувства, как участников творческого мероприятия, так и зрителей.

  • Лабораторная работа на уроках словесности 2005

    Автор: Феофанова Любовь Андреевна

    С целью создания условий для непосредственного общения читателя с художественным текстом на уроке литературы мы предлагаем использовать практику проведения лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют увлечь читателя самим процессом чтения, а также развивают навыки самостоятельной работы с текстом: письменное выполнение заданий по тексту развивает речь школьника, формирует умение лаконично и точно излагать свои мысли.

  • Урок-конференция к 200-летию казахского поэта XIX в. Махамбета Утемисова по теме: "Певец во стане казахских воинов" 2005

    Автор: Жанисова Роза Нурахметовна

    Одна из современных форм проведения урока – пресс-конференция – помогает систематизировать знания учащихся о поэте, создает благоприятную атмосферу для свободного общения, приобщает к богатому духовному наследию казахского народа. Материал предназначен для учащихся 9–10-х классов. Вопросы были рассчитаны на знание биографии поэта, его творчества, места поэта в истории народа. В ходе пресс-конференции звучат поэтические строки из наследия Утемисова, подтверждающие ответы участников пресс-центра.

  • Развитие интеллектуальных способностей старшеклассников в системе внеклассной деятельности 2005

    Авторы: Герберг Анна Николаевна, Картохина Елена Михайловна, Феофанова Любовь Андреевна

    Интеллектуальный клуб "ВУНДЭР" создан шесть лет назад. Основной формой игры является интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", кроме того создана богатая методическая копилка с разработками других форм (сюжетных викторин, ролевых игр, литературных балов, брейн-рингов). Деятельность клуба позволяет расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным проблемам и повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.

  • Открытый урок (мастерская) по русскому языку (развитие речи), литература: "Родники" 2005

    Автор: Пухарева Вера Николаевна

    Каким должен быть педагогический процесс в своем существе? Как полнее помочь становлению и социализации полноправного члена общества? Эти вопросы встают сегодня перед каждым педагогом. Весьма привлекательна идея представить педагогическую деятельность как "целостный процесс вызревания духа человека". Духовное сегодня становится предметом исследования всех сфер деятельности человека, в том числе и педагогики. Урок-мастерская "Родники" ставит своей задачей дать ценностную ориентацию глубинным свойствам внутренних процессов человека на совершенные образы, помогает раскрытию духовного начала личности. Может быть использован как развитие речи по русскому языку, на уроках этики, как внеклассное мероприятие, на родительском собрании совместно с учащимися, для педагогического коллектива - все это опробовано, имеет положительный результат.

  • Урок в 6 классе по теме: "Строки из застенок" 2005

    Автор: Корнилова Евгения Николаевна

    Цели: * Ознакомить учащихся произведениями, написанными в немецко-фашистских концлагерях, тюрьмах. * Формировать навыки выразительного чтения. * 3.Воспитать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества.

  • "Сон Обломова"— мир заспанной и поэтической души 2005

    Автор: Изотова Анастасия Петровна

    Урок по теме «Cон Обломова» предназначен для 10-го класса. Он входит в систему уроков по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Анализируя одну из самых интересных и загадочных глав романа «Обломов», выявляя основные аспекты жизни обломовцев, ученики приходят к выводу о двойственной природе героя. Соединение поэтического сознания и бездеятельности, апатии в главном герое помогают учащимся глубже проникнуть в идею всего произведения, осознать многогранность трактовки самого Обломова.


  • Заключительные уроки по творчеству А. Блока: "Изучение поэмы "Двенадцать" 2005

    Автор: Соловьева Надежда Николаевна

    Представлены конспекты двух уроков по поэме А. Блока "Двенадцать".

  • Библиотечный урок "Человек на войне" 2005

    Автор: Сулейманова Лариса Николаевна

    Основная идея урока - прививать любовь к Родине, воспитывать чувство гордости за человека на войне. Такие уроки возвращают к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

  • Литературная игра для старшеклассников по произведениям И.С. Тургенева 2005

    Автор: Кудинова Нина Андреевна

    Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка. Данная форма урока позволяет систематизировать знания учащихся, сформировать умение работать в творческой группе, вызвать интерес к изучаемому предмету. Данная литературная игра может быть организована в 10 классе как итог изучения темы "Творчество И.С.Тургенева". Проведению игры предшествует серьезная подготовительная работа, так как учащиеся должны вспомнить то, что изучили в 5-9 классах ("Муму", "Ася", "Первая любовь").

  • Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме: "Имен таинственная власть" 2005

    Автор: Панасюк Ольга Михайловна

    Данная форма проведения урока может быть итогом по крупному разделу темы или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Учащиеся знакомятся с миром древнерусских христианских имен, именами-трансформерами, с их историей, своеобразием, значением; развивать умение работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, выступать перед аудиторией; развивать интерес к особым "словам-именам".

  • Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Дети в романе. Урок в 10-м классе 2005

    Автор: Горбунова Зоя Алексеевна

    Основные цели урока - познакомить учащихся с изображением детей на страницах романа, через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей воспитывать в учащихся чуткость и сострадание к чужой беде; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать монологическую речь учащихся; учить делать выводы по своей микротеме.

  • Памяти Андрея Баранова… Урок литературы в 11-м классе о жизни и творчестве композитора, музыканта, барда Андрея Баранова 2005

    Автор: Жибрик Людмила Геннадьевна

    На уроке учащиеся знакомятся с личностью и творчеством А. Баранова, использут музыкальные инструменты, в том числе, национальные.

  • Урок-концерт в 5 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова" 2005

    Автор: Селезнева Ольга Владимировна

    Основные цели урока - развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования, анализа игры "артистов"; обобщить знания учащихся по теме "Басня"; вызвать интерес к басням, желание читать их.


  • Биоадекватная методика преподавания на уроках литературы в 10-м классе 2005

    Автор: Дашковская Наталья Юрьевна

    Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся. В данной статье обобщен опыт работы автора в использовании б/а методики на уроках литературы.

  • Урок-презентация книги "Подснежник" 2005

    Автор: Трофимова Нина Родионовна

    Представлена стенограмма открытого урока-презентации книги "Подснежник".

  • Конспект урока литературы в 11 классе на тему: "Любовная лирика Есенина" 2005

    Автор: Селиванова Тамара Владимировна

    Разработка урока, направленного на показ динамики развития любовной лирики Есенина, совершенствование навыков выразительного чтения, воспитание интереса к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному

  • Урок литературы в 6 классе по теме: «"Анализ произведения М. Пришвина "Кладовая солнца"» 2005

    Автор: Белоконь Виктория Анатольевна

    Цель урока: на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев, анализировать поступки детей, их поведение в природе; повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение); развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

  • Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева 2005

    Автор: Радиченко Валерия Брониславна

    Разрыв тесной связи человека с природой, в результате которого происходит нравственное оскудение людей и увеличение природных катаклизмов, - одна из основных тем в творчестве В. П. Астафьева. Еще раз взглянув на эту проблему не только с точки зрения человека, но и с точки зрения природы, обобщив философские взгляды автора, определим место человека в этом мире.

  • Разработка урока детской литературы по теме "Удивительные приключения в книгах В.В. Бианки" 2005

    Автор: Шапкина Лариса Леонидовна

    Урок по учебной дисциплине "Детская литература" содержит элементы интеграции с предметами "Выразительное чтение" и "Методика преподавания чтения" и предназначен для студентов отделения начальных классов средних специальных учебных заведений.

  • Сценарий поэтической гостиной по творчеству Н. Гумилева 2005

    Автор: Комаровская Юлия Константиновна

    Сценарий поэтической гостиной, посвященной творчеству поэта "серебряного века" Николая Гумилева расширяет знания учеников об этом периоде развития русской культуры, побуждает обратиться к творчеству поэта и его современников, делает их непосредственными участниками внеурочной литературной деятельности школы. Сочетание разных видов искусств оформляет биографические и мемуарные материалы о поэте. Судьба поэтов рубежа XIX и XX становится ближе, понятнее.


  • Воспитание нравственных качеств учащихся путем интеграции учебной и внеучебной работы 2005

    Автор: Сурина Людмила Валентиновна

    Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры. Воспитание - второй важнейший после обучения элемент. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Для развития человека требуется организация двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. На взаимосвязи этих двух процессов построена работа с классом.

  • Конспект урока "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы 2005

    Автор: Иванова Светлана Анатольевна

    Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова "Ионыч" строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.