Интегрированный урок литературы и истории "Вышел я на страшный бой, на последний бой!" ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова")

Разделы: Литература


Методическая идея

Интеграция истории и литературы при изучении поэмы Лермонтова в 7 классе призвана обеспечить более глубокое понимание литературного материала за счёт повторения известных учащимся исторических сведений об эпохе Ивана Грозного и привлечения новых исторических фактов.

Исторический комментарий открывает урок и готовит учащихся к аналитической (эвристической) беседе по тексту третьей главы.

Интеграция позволяет подавать исторические знания пропедевтически, интенсифицирует урок и в целом даёт возможность для реализации множества целей в их единстве.

Интегрированный урок задуман как занятие с высокой практической направленностью, которая достигается благодаря взаимодействию дисциплин, заставляющему учащихся “осваивать” жизнь, размышлять над её вечными проблемами, переживать и воспринимать художественный текст не как литературную условность, а как отражение реальной жизни с понятными семиклассникам проблемами.

Объединение в одном уроке двух дисциплин помогает созданию особого вида мотивации - проблемной ситуации, активизирует аналитическое мышление учащихся в обсуждении исторически правдоподобных вопросов при изучении литературного произведения, развивает умение видеть за отдельными жизненными фактами, явлениями закономерности.

Учебный видеофрагмент должен помочь учащимся ответить на один из самых сложных вопросов урока: “В чём смысл обращения Лермонтова к эпохе Ивана Грозного?”

Осмысление сложных вопросов бытия в седьмом классе на уроке литературы и истории не отвлекает от решения других, не менее важных задач: изучения литературного произведения, наблюдения над мастерством Лермонтова, развития речевых (коммуникативных) навыков: совершенствования выразительного чтения, монологического высказывания.

Работа с репродукцией картины В. Васнецова и с иллюстрацией Билибина не только активизирует исторические знания и речевые умения семиклассников, но и обращает их внимание на возможности живописи в отражении и осмыслении жизни.

Контроль имеет диагностический характер. Заполняя таблицу, учащиеся показывают навыки работы с текстом, уровень понимания текста, умений сравнивать героев литературного произведения, делают самостоятельный вывод об идейно-композиционном значении сцены кулачного боя в поэме М.Ю. Лермонтова. Так урок готовит семиклассников к сочинению на литературную тему.

Домашнее задание носит дифференцированный характер. Темы предложенных сочинений, к которым учащиеся должны составить планы, рассчитаны на разный уровень способностей детей, но каждая из них предполагает обращение не только к литературному, но и к историческому материалу.

Воспитательный и научный потенциал урока реализуется в анализе литературного материала и осмыслении исторических фактов, в размышлениях учащихся о сложности человеческих характеров, в попытке соотнести эпоху Ивана Грозного и 30-40-е годы XIX века, в слове-предостережении учителей об опасности тоталитарного строя, о нравственном значении уроков отечественной истории.

Цели урока

а) образовательные:

  • Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана
  • Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
  • Раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода.
  • Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера.
  • Дать понятие о способах раскрытия авторского отношения к изображаемому.
  • Активизация литературоведческих понятий в аналитической беседе по тексту (см. Словарь урока).
  • Углубление знаний о теме, идее, композиции художественного произведения, о фольклоре как одном из источников художественной литературы.
  • Повторение и обогащение знаний об эпохе Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца.
  • Беседа о многообразии и сложности человеческих характеров.

б) развивающие:

  • Совершенствование выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания.
  • Пополнение словаря учащихся нравственно-этической лексикой, синтаксическими конструкциями со значением сопоставления образов, характеров, эпизодов.
  • Развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров.
  • Обучение анализу эпизода, сопоставлению параллельных эпизодов.

в) воспитательные:

  • Побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение.
  • Воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.
  • Формирование сотруднических отношений.

г) общепредметные (научный потенциал урока):

  • Развитие аналитических способностей, умения соотносить исторические эпохи, видеть закономерности исторического развития, осознавать жизненные явления в из взаимосвязи.

Тип урока: интегрированный урок-семинар литературы и истории.

Методы: 

  • частичного поиска,
  • проблемного изложения,
  • репродуктивный,
  • наглядно-иллюстративный.

Оборудование:

  • вопросы семинара,
  • словарь и эпиграфы урока,
  • портрет М.Ю. Лермонтова,
  • репродукция картины в. Васнецова “Иван Грозный”,
  • иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю. Лермонтова,
  • видеосюжет (материалы из “Истории государства Российского” Н.М. карамзина).

Внутрипредметные связи:

  • история (эпоха Ивана Грозного, эпоха мрачной реакции 30-40-х г.г. XIX в, время сталинских репрессий),
  • литература (Гибель Пушкина, стихотворение Лермонтова “Смерть Поэта”).

Словарь понятий:

Кульминация

Антитеза

Конфликт

Пейзаж

Художественная деталь

Характер литературного героя

Национальный характер

Эпиграфы урока:

И не уйдёшь ты от суда мирского,
Как не уйдёшь от божьего суда.

(А.С. Пушкин)

Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата.
И мысли, и дела он знает наперёд.

(М. Ю. Лермонтов)

Ход урока:

Орг.момент . Запись темы. Знакомство с эпиграфами.

Словарная работа (см. Словарь урока).

Первая учебная ситуация.

“Идейно-художественное содержание сцены в доме купца Калашникова”.

Устное развёрнутое высказывание по плану.

Вторая учебная ситуация. Исторический комментарий к поэме Лермонтова. Повторение и углубление знаний об эпохе Ивана Грозного, о личности самодержца.

Учитель истории

  • Каковы причины учреждения опричнины?
  • Какие исторические лица упоминаются в поэме?
  • Что вы знаете о Малюте Скуратове?
  • Кто мог стать опричником?
  • Какие привилегии имели царские опричники?
  • Исключительным или ординарным событием времени Ивана Грозного является кулачный бой? В чём заключался смысл такого поединка? Какая причина могла привести к кулачному бою? Или это всего лишь зрелище?
  • Мог ли простой купец, человек из народа сразиться в такой схватке с царским опричником?
  • Что говорилось в “Домострое” об отношениях мужа и жены?
  • В чём заключаются противоречия личности Ивана Грозного?

Третья учебная ситуация. Анализ художественного текста.

Учитель литературы

а) вопросы текстологам:

  • Что и как говорится о власти царя в поэме Лермонтова и в отрывке из трагедии Пушкина “Борис Годунов”?
  • Какая власть выше царской власти?
  • Какой суд самый неподкупный, самый справедливый?

б) анализ сцены кулачного боя. Обучение идейно-художественному анализу эпизода.

Слово учителя литературы о требованиях к идейно-художественному анализу эпизода.

  • Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в третьей главе? Выразит. чтение.
  • Каким смыслом наполняется эта сравнительная параллель из жизни природы и человека? Что ждёт участников кулачного боя? (Символ вечной красоты мира, его способности к возрождению. Антитеза: скоротечность человеческой жизни на фоне вечности.)
  • Чем они отличаются по социальному положению?
  • Зачем выходит на кулачный бой каждый из героев? Как и почему называет Калашников Кирибеевича?
  • Как ведут себя герои перед поединком? Сравните психологическое состояние героев. Что они чувствуют, переживают?
  • Как оценивает свой поступок Калашников? Считает ли себя правым?
  • Как показано поведение Ивана Грозного? В чём он нарушает обычаи? В чём соблюдает их? (Правила кулачного боя исключали вмешательство в ход поединка. Но царь “награждает” победителя царской милостью: он не оставит жену и сиротинушек-детей.)

Работа с репродукцией.

  • Сравните царя в поэме и на картине Васнецова. Какие черты самодержца, на ваш взгляд, передал художник?
  • Какова народная оценка поступка Калашникова? Найдите в тексте ключевые слова, выражающие народную точку зрения.
  • Что объединяет в этом эпизоде царя и Калашникова?
  • Сопоставьте обращение к царю Кирибеевича и Калашникова.
  • Чем отличается поведение Калашникова в разговоре с царём от поведения Кирибеевича в сцене царского пира?
  • Мог ли спасти себя купец, сказав царю правду истинную?
  • Почему Калашников молчит, не говорит правды царю, которого обманул опричник?
  • Что спасает Калашникова от смерти в кулачном бою?

Работа с иллюстрацией Билибина.

  • Прочитайте выразительно сцену боя. Почему Лермонтов называет этот бой богатырским? Кто такие богатыри?
  • Почему героев можно сравнить с богатырями?
  • Имеем ли мы право говорить, что Калашников защищает только личное достоинство? Или кулачный бой имеет общественный смысл?
  • На чьей стороне чувства автора? Ответ обоснуйте.
  • Отметьте эпические способы изображения главного героя Лермонтовым и Билибиным.
  • Какое идейно-композиционное значение имеет эта глава поэмы? Можно ли её назвать кульминационной? Почему? Запись в тетрадь.

Четвёртая учебная ситуация. Видеоподдержка. Просмотр учебного фильма (фрагмент).

  • Почему Лермонтов обратился к этому периоду русской истории? Случайно ли это?

1. Вывод.

Учитель истории о соотношении двух эпох: эпохи Ивана Грозного и эпохи мрачной реакции после восстания декабристов, в которую жил Лермонтов. Пропедевтика: размышления о связи эпох: сталинские репрессии как проявление тоталитарной власти.

2. Контроль.

Заполнение таблицы. Работа в парах.

Характеристика героя Калашников Кирибеевич
Социальное положение Молодой купец…
Степан Парамонович…
А из роду ты ведь Скуратовых…
Отношение к Алёне Дмитриевне Не на то пред святыми иконами
Мы с тобой, жена, обручалися,
Золотыми кольцами менялися!..
Как запру я тебя за железный замок,
За дубовую дверь окованную,
Чтобы свету божьего ты не видела,
Моё имя честное не порочила…
Как увижу её, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие…
Зачем выходит на поединок? И жил я по закону господнему…
Не шутку шутить, не людей смешить…
Вышел я на страшный бой, на последний бой!..
Потешить царя нашего батюшку…
Как ведёт себя перед поединком? Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
…похаживает,
Над плохими бойцами посмеивает...
Царю в пояс молча кланяется…
Отношение к сопернику Горят очи его соколиные,
На опричника смотрят пристально…
Не позорил я чужой жены…
Ты каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться…
Психологическое состояние

( Что чувствует, переживает герой?)

Постою за правду до последнева… …Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч побежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло…
Поведение с царём Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его волей вольною,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Государь ты наш Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного…
Отношение царя Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови чёрные...
…мово верного слугу,
мово лучшего бойца Кирибеевича…
Смерть героя И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною…
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка…
Под смолистый корень подрубленная…
Народная оценка поступка героя Пройдёт стар человек – перекрестится,
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.
 

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Вывод:

(смысл сопоставления

героев)

Калашников бьётся “на смерть” за святую правду-матушку. Простой человек выступает защитником не только семейной чести и личного достоинства, но и национальных традиций. Это придаёт его поступку общественный смысл: герой отстаивает справедливость в её народном понимании.

3. Домашнее задание.

1) Составить план к сочинению.

1 группа. “Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера”.

2 группа. “В чём смысл столкновения купца Калашникова с царским опричником Кирибеевичем?”

2) Внекл. чтение. Рекомендация учителей. “Князь Серебряный” А.К. Толстого.