Методическая идея
Интеграция истории и литературы при изучении поэмы Лермонтова в 7 классе призвана обеспечить более глубокое понимание литературного материала за счёт повторения известных учащимся исторических сведений об эпохе Ивана Грозного и привлечения новых исторических фактов.
Исторический комментарий открывает урок и готовит учащихся к аналитической (эвристической) беседе по тексту третьей главы.
Интеграция позволяет подавать исторические знания пропедевтически, интенсифицирует урок и в целом даёт возможность для реализации множества целей в их единстве.
Интегрированный урок задуман как занятие с высокой практической направленностью, которая достигается благодаря взаимодействию дисциплин, заставляющему учащихся “осваивать” жизнь, размышлять над её вечными проблемами, переживать и воспринимать художественный текст не как литературную условность, а как отражение реальной жизни с понятными семиклассникам проблемами.
Объединение в одном уроке двух дисциплин помогает созданию особого вида мотивации - проблемной ситуации, активизирует аналитическое мышление учащихся в обсуждении исторически правдоподобных вопросов при изучении литературного произведения, развивает умение видеть за отдельными жизненными фактами, явлениями закономерности.
Учебный видеофрагмент должен помочь учащимся ответить на один из самых сложных вопросов урока: “В чём смысл обращения Лермонтова к эпохе Ивана Грозного?”
Осмысление сложных вопросов бытия в седьмом классе на уроке литературы и истории не отвлекает от решения других, не менее важных задач: изучения литературного произведения, наблюдения над мастерством Лермонтова, развития речевых (коммуникативных) навыков: совершенствования выразительного чтения, монологического высказывания.
Работа с репродукцией картины В. Васнецова и с иллюстрацией Билибина не только активизирует исторические знания и речевые умения семиклассников, но и обращает их внимание на возможности живописи в отражении и осмыслении жизни.
Контроль имеет диагностический характер. Заполняя таблицу, учащиеся показывают навыки работы с текстом, уровень понимания текста, умений сравнивать героев литературного произведения, делают самостоятельный вывод об идейно-композиционном значении сцены кулачного боя в поэме М.Ю. Лермонтова. Так урок готовит семиклассников к сочинению на литературную тему.
Домашнее задание носит дифференцированный характер. Темы предложенных сочинений, к которым учащиеся должны составить планы, рассчитаны на разный уровень способностей детей, но каждая из них предполагает обращение не только к литературному, но и к историческому материалу.
Воспитательный и научный потенциал урока реализуется в анализе литературного материала и осмыслении исторических фактов, в размышлениях учащихся о сложности человеческих характеров, в попытке соотнести эпоху Ивана Грозного и 30-40-е годы XIX века, в слове-предостережении учителей об опасности тоталитарного строя, о нравственном значении уроков отечественной истории.
Цели урока
а) образовательные:
- Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана
- Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
- Раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода.
- Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера.
- Дать понятие о способах раскрытия авторского отношения к изображаемому.
- Активизация литературоведческих понятий в аналитической беседе по тексту (см. Словарь урока).
- Углубление знаний о теме, идее, композиции художественного произведения, о фольклоре как одном из источников художественной литературы.
- Повторение и обогащение знаний об эпохе Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца.
- Беседа о многообразии и сложности человеческих характеров.
б) развивающие:
- Совершенствование выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания.
- Пополнение словаря учащихся нравственно-этической лексикой, синтаксическими конструкциями со значением сопоставления образов, характеров, эпизодов.
- Развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров.
- Обучение анализу эпизода, сопоставлению параллельных эпизодов.
в) воспитательные:
- Побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение.
- Воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.
- Формирование сотруднических отношений.
г) общепредметные (научный потенциал урока):
- Развитие аналитических способностей, умения соотносить исторические эпохи, видеть закономерности исторического развития, осознавать жизненные явления в из взаимосвязи.
Тип урока: интегрированный урок-семинар литературы и истории.
Методы:
- частичного поиска,
- проблемного изложения,
- репродуктивный,
- наглядно-иллюстративный.
Оборудование:
- вопросы семинара,
- словарь и эпиграфы урока,
- портрет М.Ю. Лермонтова,
- репродукция картины в. Васнецова “Иван Грозный”,
- иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю. Лермонтова,
- видеосюжет (материалы из “Истории государства Российского” Н.М. карамзина).
Внутрипредметные связи:
- история (эпоха Ивана Грозного, эпоха мрачной реакции 30-40-х г.г. XIX в, время сталинских репрессий),
- литература (Гибель Пушкина, стихотворение Лермонтова “Смерть Поэта”).
Словарь понятий:
Кульминация
Антитеза
Конфликт
Пейзаж
Художественная деталь
Характер литературного героя
Национальный характер
Эпиграфы урока:
И не уйдёшь ты от суда мирского,
Как не уйдёшь от божьего суда.
(А.С. Пушкин)
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата.
И мысли, и дела он знает наперёд.
(М. Ю. Лермонтов)
Ход урока:
Орг.момент . Запись темы. Знакомство с эпиграфами.
Словарная работа (см. Словарь урока).
Первая учебная ситуация.
“Идейно-художественное содержание сцены в доме купца Калашникова”.
Устное развёрнутое высказывание по плану.
Вторая учебная ситуация. Исторический комментарий к поэме Лермонтова. Повторение и углубление знаний об эпохе Ивана Грозного, о личности самодержца.
Учитель истории
- Каковы причины учреждения опричнины?
- Какие исторические лица упоминаются в поэме?
- Что вы знаете о Малюте Скуратове?
- Кто мог стать опричником?
- Какие привилегии имели царские опричники?
- Исключительным или ординарным событием времени Ивана Грозного является кулачный бой? В чём заключался смысл такого поединка? Какая причина могла привести к кулачному бою? Или это всего лишь зрелище?
- Мог ли простой купец, человек из народа сразиться в такой схватке с царским опричником?
- Что говорилось в “Домострое” об отношениях мужа и жены?
- В чём заключаются противоречия личности Ивана Грозного?
Третья учебная ситуация. Анализ художественного текста.
Учитель литературы
а) вопросы текстологам:
- Что и как говорится о власти царя в поэме Лермонтова и в отрывке из трагедии Пушкина “Борис Годунов”?
- Какая власть выше царской власти?
- Какой суд самый неподкупный, самый справедливый?
б) анализ сцены кулачного боя. Обучение идейно-художественному анализу эпизода.
Слово учителя литературы о требованиях к идейно-художественному анализу эпизода.
- Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в третьей главе? Выразит. чтение.
- Каким смыслом наполняется эта сравнительная параллель из жизни природы и человека? Что ждёт участников кулачного боя? (Символ вечной красоты мира, его способности к возрождению. Антитеза: скоротечность человеческой жизни на фоне вечности.)
- Чем они отличаются по социальному положению?
- Зачем выходит на кулачный бой каждый из героев? Как и почему называет Калашников Кирибеевича?
- Как ведут себя герои перед поединком? Сравните психологическое состояние героев. Что они чувствуют, переживают?
- Как оценивает свой поступок Калашников? Считает ли себя правым?
- Как показано поведение Ивана Грозного? В чём он нарушает обычаи? В чём соблюдает их? (Правила кулачного боя исключали вмешательство в ход поединка. Но царь “награждает” победителя царской милостью: он не оставит жену и сиротинушек-детей.)
Работа с репродукцией.
- Сравните царя в поэме и на картине Васнецова. Какие черты самодержца, на ваш взгляд, передал художник?
- Какова народная оценка поступка Калашникова? Найдите в тексте ключевые слова, выражающие народную точку зрения.
- Что объединяет в этом эпизоде царя и Калашникова?
- Сопоставьте обращение к царю Кирибеевича и Калашникова.
- Чем отличается поведение Калашникова в разговоре с царём от поведения Кирибеевича в сцене царского пира?
- Мог ли спасти себя купец, сказав царю правду истинную?
- Почему Калашников молчит, не говорит правды царю, которого обманул опричник?
- Что спасает Калашникова от смерти в кулачном бою?
Работа с иллюстрацией Билибина.
- Прочитайте выразительно сцену боя. Почему Лермонтов называет этот бой богатырским? Кто такие богатыри?
- Почему героев можно сравнить с богатырями?
- Имеем ли мы право говорить, что Калашников защищает только личное достоинство? Или кулачный бой имеет общественный смысл?
- На чьей стороне чувства автора? Ответ обоснуйте.
- Отметьте эпические способы изображения главного героя Лермонтовым и Билибиным.
- Какое идейно-композиционное значение имеет эта глава поэмы? Можно ли её назвать кульминационной? Почему? Запись в тетрадь.
Четвёртая учебная ситуация. Видеоподдержка. Просмотр учебного фильма (фрагмент).
- Почему Лермонтов обратился к этому периоду русской истории? Случайно ли это?
1. Вывод.
Учитель истории о соотношении двух эпох: эпохи Ивана Грозного и эпохи мрачной реакции после восстания декабристов, в которую жил Лермонтов. Пропедевтика: размышления о связи эпох: сталинские репрессии как проявление тоталитарной власти.
2. Контроль.
Заполнение таблицы. Работа в парах.
Характеристика героя | Калашников | Кирибеевич |
Социальное положение | Молодой купец… Степан Парамонович… |
А из роду ты ведь Скуратовых… |
Отношение к Алёне Дмитриевне | Не на то пред святыми иконами Мы с тобой, жена, обручалися, Золотыми кольцами менялися!.. Как запру я тебя за железный замок, За дубовую дверь окованную, Чтобы свету божьего ты не видела, Моё имя честное не порочила… |
Как увижу её, я и сам не свой: Опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие… |
Зачем выходит на поединок? | И жил я по закону господнему… Не шутку шутить, не людей смешить… Вышел я на страшный бой, на последний бой!.. |
Потешить царя нашего батюшку… |
Как ведёт себя перед поединком? | Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому. |
…похаживает, Над плохими бойцами посмеивает... Царю в пояс молча кланяется… |
Отношение к сопернику | Горят очи его соколиные, На опричника смотрят пристально… Не позорил я чужой жены… |
Ты каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться… |
Психологическое состояние ( Что чувствует, переживает герой?) |
Постою за правду до последнева… | …Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч побежал мороз, На раскрытых устах слово замерло… |
Поведение с царём | Я скажу тебе, православный царь: Я убил его волей вольною, А за что про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому. |
Государь ты наш Иван Васильевич! Не кори ты раба недостойного… |
Отношение царя | Прогневался гневом, топнул о землю И нахмурил брови чёрные... |
…мово верного слугу, мово лучшего бойца Кирибеевича… |
Смерть героя | И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною… |
Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка… Под смолистый корень подрубленная… |
Народная оценка поступка героя | Пройдёт стар человек – перекрестится, Пройдёт молодец – приосанится, Пройдёт девица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку. |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
Вывод: (смысл сопоставления героев) |
Калашников бьётся “на смерть” за святую правду-матушку. Простой человек выступает защитником не только семейной чести и личного достоинства, но и национальных традиций. Это придаёт его поступку общественный смысл: герой отстаивает справедливость в её народном понимании. |
3. Домашнее задание.
1) Составить план к сочинению.
1 группа. “Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера”.
2 группа. “В чём смысл столкновения купца Калашникова с царским опричником Кирибеевичем?”
2) Внекл. чтение. Рекомендация учителей. “Князь Серебряный” А.К. Толстого.