Оборудование:
- портреты А.Г.Алексина,
- Н.Заболоцкого,
- “Портрет юноши” Ж.Тьеполо,
- “Портрет матери”А.Дюрера.
Эпиграфы.
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травою;
пусть же он своевременно поливает первое и
истребляет вторую. (Ф.Бэкон)
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов)
Учитель. Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что “в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую”.
- Как вы понимаете эти слова английского философа?
- Прочитайте второй эпиграф, объясните его значение.
Определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают интересные и своеобразные повести Анатолия Георгиевича Алексина. Послушаем небольшую справку о самом писателе.
Заранее подготовленный ученик дает краткую справку о писателе, дети в тетрадях записывают необходимые сведения. Слушая сообщение, дети должны выделить его ключевую фразу, ответить на вопросы, как она перекликается с эпиграфом и как соотносится с темой “Я и другие”.
Анатолий Георгиевич Алексин родился в Москве в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны работал ответственным секретарем ежедневной газеты “Крепость обороны” на строительстве завода-гиганта. Первая книга писателя появилась в 1950 году, и с тех пор его произведения издавались много раз и переведены на многие языки мира. Всем известны его повести “А тем временем где-то”, “Мой брат играет на кларнете”, “Поздний ребенок”, “Очень страшная история”, “Безумная Евдокия” и многие другие. Писатель награжден многими премиями, а также двумя орденами Трудового Красного Знамени. Он удостоен Международного диплома Ханса Кристиана Андерсена, включен в Почетный список имени великого датского писателя.
Всем своим творчеством Анатолий Алексин утверждает нравственную норму, которая выражена в словах одной из его героинь: “С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата”.
(Каждый человек должен воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим. Эгоизм никогда никого не украшал. Думая о себе, не надо забывать об окружающих тебя людях и стремиться правильно оценивать свои и чужие поступки.)
Учитель. Послушайте стихотворение Н.А.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”
- Как оно связано с темой нашего разговора? Найдите ключевые слова, в которых выражена основная мысль стихотворения.
(Поэт говорит, что лица бывают разными: красивыми, безобразными, холодными, “есть лица-подобья ликующих песен”. Это добрые, живые лица. Ключевыми можно назвать последние четыре строки стихотворения.)
- Можно ли по лицу человека судить о его характере, о его душевном состоянии?
- Обратимся к дневниковой записи Алексея от 15 декабря (прочитать вслух).
- Что означает выражение “пустые глаза”?
- Можно ли доверять первому внешнему впечатлению о человеке?
- Рассмотрите иллюстрации учебника на стр.278-279. Что вы можете сказать об изображенных там людях?
(В грубоватом лице юноши с портрета Ж.Б.Тьеполо можно увидеть мечтательность, наивность, простодушие, задумчивость. На некрасивом и худом лице матери можно прочесть грусть).
- Можно ли судить о человеке по его друзьям, окружению?
- Из чего складывается ваше суждение о людях? Какое мнение о себе вам хотелось бы услышать?
Учитель. Всем вам хочется, чтобы окружающие почувствовали бы вашу доброту, отзывчивость, хорошие намерения. Никто из вас не думает о себе плохо. Но всегда ли вы правы, всегда ли поступаете справедливо? Над этим стоит задуматься.
Обратимся к повести Анатолия Алексина “Безумная Евдокия”.
- Как вы поняли ее название?
(Ключевым в названии является слово “безумная”. Прозвав так Евдокию Савельевну, ни Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом.)
РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
- Кто является повествователем в произведении? Что стало предметом повествования? В какой раздел могла бы войти повесть?
(Повествователь - отец Оленьки. Предмет повествования: “Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь”. Он пытается разобраться в истоках тех несчастий, которые обрушились на его семью, анализирует события, свои мысли, поведение, свое отношение к дочери и окружающим ее людям. Повесть могла бы войти в раздел “Я и я”).
- Что мы знаем об отце и матери Оли?
(Оба работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была непосредственной. Эта непосредственность была удивительной, покоряющей. Синонимом ей была честность.)
- Что было главным желанием их жизни? Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?
(Желание иметь дочь. Когда она родилась, Надюша написала в записке: “Спасибо ей”. Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы “спасибо ей” все началось. Эта фраза “перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца”. Сначала мы видим Оленьку глазами отца.)
- Какою он ее видит?
(Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации. “В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы”. “Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных”.)
- Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица? Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них?
(Нет, нельзя. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери”. Оля всегда “во всем была права”.)
- Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя?
(Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: “Надо считаться с людьми”; “Друзей легче потерять, чем найти”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”)
- Какою вы увидели Оленьку? (Это задание дети готовили заранее, разбившись на творческие группы.)
А) Отношение к классному руководителю и одноклассникам.
(Поступки Евдокии Савельевны не понятны Оле и ее родителям. Они называют ее “безумной”, потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Ослепленные любовью к дочери, родители не видят тех недостатков в ее характере, с которыми борется Евдокия Савельевна.)
Б) Отношение к Люсе.
(Люся нравилась до тех пор, пока носила за Олей папки с рисунками, восторгалась ею, предсказывая “судьбу Леонардо до Винчи”.Но как только Люся обиделась на Олю, она стала “опасным недругом”. Олин отец видит в Люсе человека, который относится к Оленьке “ по системе Евдокии Савельевны”. Он совершенно не задумался над тем, почему Люся обиделась на Олю.)
В) Отношение к Боре Антохину.
(“Вырос Боря нам на горе”,- вздыхает Оля, не замечая его любви. Она уверена, что он приходит к ним только для того, чтобы привлечь ее к общественной работе. Оля не замечает в нем “внутренней красоты”.)
Дети делают вывод, что главная черта ее характера - себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям.
- “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”,- сказал А.П.Чехов. Можно ли эти слова соотнести с Оленькой?
- Кого отец винил в том, что Оля пропала? Почему?
(Отношения Оли с Евдокией Савельевной складывались сложно.Учительница ничем ее не выделяла, пыталась на родительском собрании раскрыть истинное лицо Оли
(“Лицом к лицу лица не увидать”), Она считала, что Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе. Она “забывает” о Люсе Катуниной во время встречи с художником, не замечает любви Бори, ничего не делает для школы, обуреваема желанием всегда и везде быть первой. “Жить только собой - это полбеды/ Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.
“Ей было некогда вникнуть. Недосуг!”
- Когда отец понял истину? К какому горькому выводу он пришел?
(Сначала он пытался найти оправдание ее поступку, но потом сказал: “Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”; “А может, ее любви хватало лишь на себя?”; “Безумие пришло к нам в дом”; “Мы с Надюшей боролись…” (и до конца повести”).
ИТОГ УРОКА.
- К чему призывает нас Алексин?
(Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой) неожидано для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Задание 14 (см. учебник) письменно.
ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ, ВГЛЯДЕВШИСЬ ВНИМАТЕЛЬНО?
Те, у которых мы учимся, правильно
называются учителями,
но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
(И.В.Гете)
Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети зачитывают ответы на 14 вопрос учебника, отмечают похожесть или отличие героев. Всех их (Олю, Петра, Колю) объединяет то, что они увлекаются искусством. Каждый из них талантлив, но талантлив по- своему. Оля талантлива “для себя”, она любуется собой, поэтому ее душа закрыта для других. Не зря ее отец в конце повести подумал: “А может, ее любви хватало лишь для себя?” Эгоизм Петра можно объяснить его слепотой: он ощущает собственную неполноценность. Но под влиянием и при помощи окружающих его людей он сумел преодолеть отрицательные черты своего характера. В отличие от Оли и Петра, Коля Дмитриев часто недоволен собой не только как художником, но и как человеком, к людям он относится с уважением, любит их.
- Что говорила Евдокия Савельевна о таланте человечности?
(“К человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию художника человечность…”)
-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Можно ли догадаться, о ком у нас сегодня пойдет разговор?
БЕСЕДА С КЛАССОМ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
- Какой мы видим Евдокию Савельевну в начале повествования?
( Мы видим ее глазами отца Оли. Это “женщина без возраста”.Любила, “чтобы все были вместе”, никого не выделяла, воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”, устраивала вечера, спектакли, предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости. Оля назвала ее “безумной”, родители согласились с этим).
- Для чего нужны были встречи “нынешних” с “бывшими”? Почему Евдокия Савельевна приглашала на встречи “не только героев, а и диспетчеров с поварами? Почему выделяла незаметных ребят? Чего добивалась учительница от своих учеников?
(Евдокия Савельевна хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии. Ведь каждый в своем деле должен быть мастером, художником. Нельзя унижать и презирать людей, а в каждом нужно найти то, что достойно уважения. Это понял в конце повести отец Оли: “Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверное, хотела объяснить нашей дочери и ее одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Она добивалась от своих учеников “таланта человечности”.)
- Понимала ли она душевное состояние своих учеников? Докажите это примерами из текста.
(Учащиеся приводят пример с Люсей, которая остро переживала домашние проблемы, была унижена Олей, нуждалась в поддержке. Сделав Люсю старостой класса, Евдокия Савельевна дала ей понять, что она ничуть не хуже Оли, что она уважаемый человек. Не секрет для учительницы и любовь к Оле Бори Антохина, да и душевное состояние Оли ей тоже хорошо понятно.) - Как Евдокия Савельевна относилась к Оле? Что в ее характере настораживало и порой раздражало учительницу? Почему она отказалась устраивать персональную выставку. Олиных работ?
(Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение девочки к одноклассникам, видела ее эгоизм. Оля верила в свое собственное величие и чувствовала превосходство над окружающими ее детьми. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только два рисунка. Она не хотела способствовать развитию Олиного самомнения.)
- Почему же Евдокия Савельевна не смогла изменить характер своей ученицы?
(Потому что родители Оли не поддерживали ее, а боролись с ней.)
- Как вела себя Евдокия Савельевна во время поисков Оли? Что выдавало ее волнение?
(Развила бурную деятельность, всюду звонила, нервно крутила диск телефона, говорила слишком уверенным тоном)
- Почему именно в конце повести Евдокия Савельевна раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, это чувство мщения?
(Нет, просто раньше отец не хотел прислушиваться к ее словам, верил только Оле.
Мстительной Евдокию Савельевну назвать нельзя. В трудную минуту она была рядом с Олей: “Оля может принять всю вину на себя”, и “эта ноша окажется для нее непосильной”. В конце повести отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”)
- Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне?
(Он чувствует вину перед ней: “Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, -говорит герой.- Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?”)
- Рассмотрите иллюстрации на странице 288, 289, 294. Кого напоминают вам эти портреты?
- Рассмотрите иллюстрации ваших одноклассников. Какие цитаты из повести можно написать под ними?
- Какое отношение к повести имеет картина Рембранта “Возвращение блудного сына”?
( Картина написана на сюжет из Библии. Учащиеся вспоминают этот сюжет и сравнивают с повестью. Блудный сын вернулся, раскаялся, его простили. Возвращение Оли не принесло радости в дом, хотя она и принесла цветы для “мамули”, которая оказалась в больнице по ее вине. Глубоко страдает и отец. Но, может быть, после случившегося Оля изменится и будет по- другому относиться к людям.)
- Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя,- сказал Гете. Заслуживает ли это имя Евдокия Савельевна?
(Безусловно!)
ИТОГ УРОКА.
- Над чем заставила задуматься вас повесть? (Привожу выдержки из ученических работ.)
Эгоизм постепенно превращается в жестокость, в злость не только по отношению к чужим, но и к близким. Так произошло с Олей. Я считаю, что одной из причин ее эгоизма стала слепая любовь ее родителей. (Шипилова Ирина.)
Прочитав произведение, я поняла, что прежде чем назвать человека другом, нужно с ним “пуд соли съесть”: понять его отношение к себе и к людям, чтобы не получилось так, что он предаст тебя в трудную минуту. (Симон Саша.)
После прочтения произведения, понимаешь, что Евдокия Савельевна была права.
Она боролась за Олин характер, хотела сделать ее человечней и добрей. Теперь я понимаю наших учителей. Они тоже хотят сделать нас добрей, они тоже хотят воспитать в нас талант человечности. (Савостин Влад.)
Учитель. Заканчивая разговор, хочется сказать вам, что не столько важно, кем вы станете, важно - какими. Помните слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”.
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен “к судьбам ближнего своего”
ДОМАШНЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать рассказ В.Распутина “Уроки французского”.
Использованная литература.
- А Алексин. “Безумная Евдокия”.
- Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева. “Путь к станции “Я”.
- Е.С Барова. Уроки литературы в 7-м классе по учебнику “Путь к станции “Я”.