Проблема современного преподавания литературы в школе – одна из важнейших. Мы пережваем не лучшие времена: программы меняются, они насыщенны, некоторые и перенасыщены (как, например, программа А.Г. Кутузова по литературе для 10 класса), часов в базисном учебном плане, выделяемых на изучение предмета литературы, немного, да и те сокращаются.
Однако умение убедительно говорить, отстаивать свою позицию, да и в целом гуманитарные знания, способствующие формированию нравственности, имеют в условиях современности большое значение.
Экзамен в форме ЕГЭ, часть “С”, требует особое внимание уделять развитию письменной речи, навыкам анализа текста и создания собственного. Решить все эти задачи в условиях стандартного урока бывает сложно. Если начинать плотную подготовку только в старших классах, то сталкиваешься с тем, что 1 часа русского языка в неделю в 10–11-х классах и факультатива совершенно недостаточно для полноценной подготовки к экзамену. За это время нужно не только усиленно повторять орфографию и пунктуацию, тренировать орфографическую зоркость, но и научить ребят выполнению части “С”, используя разнообразные речевые жанры, проявляя знание теории литературы.
Стало быть, необходимы новые формы, нестандартные подходы к изучению литературы и русского языка.
Как добиться ощутимых результатов? Как научить мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения? Как научить свободно, грамотно, логично, красиво излагать свои мысли?
Практика показывает, что наиболее подготовленными в этом отношении оказываются ребята тех классов, у которых в расписании уроков есть не только уроки русского языка и литературы, но и уроки риторики и ВТМ (курса “Вокруг тебя мир”). Именно в структуре занятий по риторике наибольшее внимание уделяется развитию речи, усвоению разнообразных речевых жанров, навыков свободной устной и письменной речи, работе с самыми различными текстами. Курс ВТМ предполагает обсуждение важных нравственных и общественных проблем, изучение основ международного гуманитарного права, вооружает ребят знанием актуальных проблем современности, способствует формированию нравственности.
В нашей школе преподавание риторики и ВТМ ведется до 8 класса, в значительной степени помогая обрести учащимся необходимые знания и навыки. Много значит и наличие факультатива “Литература Красноярского края”.
Как же привести во взаимодействие все эти предметы, чтобы достичь наибольшего эффекта?
Один из способов - проведение тематических декад, посвященных более глубокому изучению творчества писателей (у нас - Красноярского края). Такой вид деятельности не только расширит и углубит знания школьников о жизни и творчестве писателя, о его мировоззрении, но и позволит более эмоционально воспринимать сказанное им; на этом материале удобно прививать и развивать навыки устной и письменной речи, совершенствовать усвоение технологии написания рецензии, отзыва, эссе, выполнения творческой части к изложению. Здесь подготовка и к сочинению, и к изложению, и к устному экзамену, и к ЕГЭ. В целом же весь комплекс учебных занятий и внеклассной работы способствует привитию интереса к учебе, к литературе, в частности.
В качестве примера приведём опыт проведения подобной декады в нашей школе.
Весь цикл мероприятий был посвящен памяти В. П. Астафьева. Работа включала проведение нестандартных уроков, конкурсов и в качестве финального аккорда – литературного вечера памяти В. П. Астафьева.
Литературные вечера не так уж и часто проводятся в школах, чаще - развлекательные, сводящиеся к обычной дискотеке. Как бы ни были привлекательны досуговые мероприятия, тематические вызывают больший интерес у ребят. Во всяком случае, энтузиазм, с которым они берутся за дело в таких случаях, заставляет удивляться.
Проведение именно литературного праздника помогает активизировать творчество ребят, дает им возможность реализовать различные их дарования; такие мероприятия обладают мощным воспитательным воздействием, развивают эстетический вкус, да и вносят разнообразие в школьную жизнь. Чтобы запланированный вечер прошел на высоте и принес максимум удовлетворения и пользы, нужна большая предварительная подготовка.
Система такой работы представлена на схеме:
Тематическое планирование уроков литературы в ходе декады выглядит так:
Риторика
- 5 класс. Тема “Вторичный текст”. Текст для чтения и обсуждения - отрывки из рассказов “Зорькина песня” или “Хрустальный звон” (могут быть и другие). Ребята учатся краткому и подробному пересказу с элементами анализа.
- 6 класс. Тема “Аннотация”, “Предисловие”. Работа завершается созданием собственных аннотации и предисловия к одному рассказу или примерному сборнику из нескольких рассказов В. П. Астафьева на свой выбор.
- 7 класс. Тема “Коллективный дневник” (записи на странице “Литературные впечатления” в летописи класса и коллективном дневнике, который ведется во многих классах).
- Тема “От отзыва к рецензии” (сочинение “Мои впечатления от прочитанного” или “Мое любимое произведение В. П. Астафьева”, редактируются и рецензируются работы одноклассников).
8 класс. Тема “Речь экскурсовода”. Учащиеся не только создают свои варианты экскурсионной речи, но и на практике побывают в роли экскурсовода на выставке рисунков по произведениям В. П. Астафьева, оформленной из работ учащихся среднего звена и проводимой для младшеклассников с целью знакомства с личностью и творчеством В. П. Астафьева.
Литература
- 5 – 9 классы. Тема “ Мир природы в произведениях В. П. Астафьева” (по рассказам писателя на выбор. Мы взяли наиболее яркие из них: “Васюткино озеро”, “Капалуха”, “ Белогрудка”, “Зачем я убил коростеля?”, “Вороны”, “Конь с розовой гривой”, “ Орлан” и другие, “Затеси” - избранное).
- 10 – 11 классы. “Затеси”, “Царь – рыба”, “Ода русскому огороду”, “Пастух и пастушка”, главы из романа “Прокляты и убиты”.
Эти уроки носят разнообразный характер: урок – диспут, урок – панорама, интегрированный урок; на них совершенно особая атмосфера, особое состояние души, особое личностное отношение ко всему происходящему и обсуждаемому.
В качестве итога ученики пишут отзывы о прочитанном. А поскольку отзывы пишем с 5 класса, то этот вид работы выполняется во всех параллелях классов от 5-го до 11-го. Назвать работы можно по-разному: “Мои размышления о …”, “ Мои впечатления от …”, “Мой Астафьев” или иначе (Приложение 1)
Русский язык
10 – 11 классы. Тема “Рецензия”, “Эссе”.
(В ходе работы по этим темам учащиеся отрабатывают навыки написания рецензии по тексту затесей “ Костер возле речки”, “Записка” или другим. Можно использовать литературоведческий текст об особенностях творчества или творческого мастерства писателя. Ребята учатся использованию в собственной речи разнообразных средств художественной выразительности, элементов публицистического стиля речи)..
В 9 классе можно провести аналогичную работу по подготовке к экзаменационному изложению (текст № 26, 27, отрывки из рассказов “Весенний остров”, “Мелодия”, “И прахом своим”).
Творческие работы разных жанров являются эффективным средством воспитания гражданской позиции. Они заставляют размышлять, переживать прочитанное, развивают наблюдательность, аналитические и творческие способности учащихся. Эмоциональное восприятие помогает учителю избежать стандартного подхода, односторонности в изучении литературных произведений (Приложение 2). В поле зрения попадает эстетическая природа произведения, нравственные проблемы, волнующие писателя, а это необходимое условие, чтобы ребята стремились говорить не потому, что дано такое задание, а по желанию.
Обязательно проводится конкурс рисунков, который как бы закрепляет эмоциональное восприятие прочитанного.
Выставка рисунков и творческих работ позволяет не только эстетически оформить зал в день проведения литературного вечера. Это великолепная возможность попрактиковаться в произнесении речи экскурсовода, роль которых выполняют 8-классники. Слушателями будут ребята подшефных начальных, а также 5-х классов. Около выставки можно провести литературные викторины на закрепление прочитанного, рассказывать о самом писателе, о его произведениях.
Ежегодно проводимый конкурс чтецов позволяет не только определить кандидатов на районный и городской конкурс, но и выбрать участников постановки школьного спектакля или тематического вечера. Ребята читают отрывки из рассказов и воспоминаний В. П. Астафьева, а ведь читать наизусть прозаический текст куда сложнее, чем стихи.
В этом помощь окажет кружок выразительного чтения, если в школе нет драматической студии. Казалось бы, такой обычный, совсем не новый вид работы, но от желающих выступить отбоя не бывает, равно, как и от желающих петь на сцене или исполнить другой музыкальный номер.
Такого рода мероприятие по сути своей – интегрированное. Нам помогают учителя информатики: консультируют ребят, подготавливающих презентацию (Приложение 3), манипулирующих аппаратурой во время сценического действия, создающих компьютерный журнал – сборник, посвященный В.П. Астафьеву; учитель музыки репетирует с 11-классниками музыкальные фрагменты – песни, инструментальные вставки. Под руководством учителей – словесников были подготовлены инсценировки отрывков из рассказов “Зорькина песня”, “Конь с розовой гривой”, “Васюткино озеро” - своеобразная изюминка вечера.
Ребята сами оформляют сцену (кстати, и разрабатывают проект оформления), выставку ученических работ, рисунков, книг В.П. Астафьева.
Участники постановки читают стихи, посвященные писателю, отрывки из его прозы, воспоминаний, рассказывают о нем, поют под гитару и “минусовку”, исполняют музыкальные произведения, играют в инсценированных эпизодах из рассказов.
Но и после окончания подобного мероприятия ребята, как правило, не спешат расходиться, делятся впечатлениями, обсуждают удачи и неудачи своих выступлений, стремятся просто “поговорить о жизни”. И это тоже успех, так как сотворчество сближает ребят.
Таким образом, такой вид урочной и внеурочной, общешкольной деятельности не только обеспечивает методическое разнообразие, но и устанавливает живую и свободную взаимосвязь между учениками и учителями, будоражит мысль, пробуждает творческую активность, способствует более глубокому изучению литературы, воспитанию художественного вкуса, помогает подготовиться и к экзаменам (в том числе к ЕГЭ, части “С”).