Давно без родины живем,
Забыты там, и здесь чужие.
В.Диксон
Цели:
- формирование представления о масштабах русской эмиграции, выявление корней и сути трагедии людей;
- воспитание патриотизма;
- развитие навыков выразительного чтения, коллективного творчества.
Оборудование.
- аудио - и грамзаписи,
- видеоряд с видами России, Москвы,
- портреты поэтов-эмигрантов,
- подборка книг,
- а также керосиновая лампа,
- свечи для театрализации.
Звучит мелодия вальса. Танцуют 1-2 пары.
Стихотворение Г.Иванова “Над розовым морем вставала луна” звучит в исполнении двух участников.
Над розовым морем вставала луна,
Во льду зеленела бутылка вину,
И томно кружились влюбленные пары
Под жалобный рокот гавайской гитары.
Послушай… О, как это было давно
Такое же море и то же вино.
Мне кажется, будто и музыка та же…
Послушай, послушай, - мне кажется даже…
Нет, вы ошибаетесь, друг дорогой.
Мы жили тогда на планете другой,
И слишком устали, и слишком мы стары
Для этого вальса и этой гитары.
Продолжает звучать мелодия вальса. Постепенно затихает.
З.Ковалевская
Мы жили тогда на планете другой,
Нам звезды другие светили,
Года проносились, как “сон золотой”,
А мы все о чем-то грустили.
Хоть жизнь беспредельна была хороша,
Нам горя и муки хотелось.
“Разбитое сердце”, “больная душа” -
И прочая всякая ересь.
Мы помним теперь, оглянувшись назад,
Как было приятно когда-то
Средь бархата ложи, грызя шоколад,
Оплакивать смерть Травиаты.
Лить слезы над книгой, в театре, в кино.
И даже не знать – чего ради,
И грустный романс “Отцвели уж давно”
Записывать в общей тетради.
Звучит романс “Отцвели уж давно хризантемы в саду”.
Ведущий После 1917 года у всей русской литературы появилась одна общая черта: русская литература этого периода сидела.
В темных углах…
В эвакуации…
В лагерях…
В эмиграции…
Ведущий Эмиграция – временное или окончательное выселение, оставление отечества вследствие религиозных, политических или каких-либо других причин.
Ведущий События октября 1917 года и последовавшая затем гражданская война привели к тому, что значительное число ее граждан оказались за рубежом. (Их было около 9 млн)
Ведущий Для поэта-эмигранта в России XX века путь к дому закрыт. Лишь чужая земля способна дать жизнь его поэзии.
Ирина Сабурова
Больше, чем когда-либо, в наши дни в силе библейское: все мы странники на этой земле. Мы в особенности: для нас солнце всходило в одной стране, а заходит в другой, и ветер не возвращается на круги своя…
И.А.Бунин
Позвольте, любезнейшая. Я иного мнения. Мы не странники и не изгнанники, мы именно эмигранты, то есть люди, добровольно покинувшие родину, ибо так или иначе не приняли жизни, воцарившейся в России, были в несогласии, в борьбе с этой жизнью и, убедившись, что дальнейшее сопротивление грозит нам бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину.
И. Северянин
Ты потерял свою Россию.
Противопоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить –
Россию надо заслужить
3 участника за одним из столиков ведут разговор:
- Господа, что это вы сегодня настроены так решительно. Эдак недолго и в горло друг другу вцепиться. - И право, господа, мы сделали все, что смогли. Наш исход из России был инстинктивным протестом против душегубства и разрушительства. Произошло великое падение России, а вместе с тем и падение человека. Давайте же мы останемся людьми. Мы – люди искусства, творцы прекрасного. Это только может спасти нас.
- Давайте по обыкновению пить кофе, читать стихи, спорить, говорить о России.
- Давайте попросим Татьяну спеть, пусть ее пение перенесет нас в Россию, согреет душу.
Звучит романс в исполнении одной из участниц.
С.Дубнова – Эрлих
Бормотанье ночного ветра
В мое окно:
Неужели не все равно,
Где ты ляжешь горсточкой пепла?
Не кори меня, жесткий ветер,
Что хожу по твоей земле,
А черемуха мне милей
Всех пальм на свете.
Улетела Жар-птица прочь,
И не поймать ее…
Эмигрантка? Нет, просто дочь,
Разлученная с матерью.
А.Браиловский
Изнеженное поколение
Вдраздробь, врасплох, в недобрый час
Постигло кораблекрушенье,
И в чашу бурь швырнуло нас.
И вот событий тяжких сила
Нас подхватила, понесла,
Без звезд, без смысла, без ветрила,
Без капитана, без весла.
Наш плот и тонет и не тонет.
Им потешаясь, демон вод
То в бездну черную уронит,
То вверх, взметнувши, вознесет.
То накренит над пропастями
Почти отвесною стеной,
И кажется, что гибнет с нами,
С орбиты сброшен, шар земной.
И нас, покинутых судьбою,
На погибающем плоту
Уносит гулкою волною
Поодиночке в пустоту.
Одна из участниц
Господа, а в России сейчас зима. Сугробы по колено. По утрам снег скрипит и слепит глаза так, что невозможно смотреть. Бабушка, бывало, затопит печку. Дрова трещат. Сидишь, смотришь на огонь, а за окном мороз.
Л.Бердяева
Мне снилась русская зима,
Сугробы снега в переулках.
Полозьев хруст морозно-гулкий,
Москва, укутанная в снег.
И я иду и вспоминаю
Былые зимы, былые дни.
А хлопья снега завевают мои шаги…
Вот Кремль! Вот башни вековые,
Часовни Иверской уж нет,
Но золотом развалины сияют.
Вся в золотом снегу
Иду и вижу:
Косматая клячонка, сани.
Ванька в шапке меховой
Кнутом мне машет:
“Барыня! А, барыня!
Садись! Куда везти велишь?”
Куда? Пока – в Париж!
К.Бальмонт “Разлучность”
Звучит грустная мелодия или романс.
И.Северянин
О России петь – что стремиться в храм.
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессметным быть.
И.А.Бунин
Была Россия великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный огромным, могучим семейством, освященный богопочитанием, памятью о прошлом. Тому, что происходит с Россией, нет имени на человеческом языке. Выродок, нравственный идиот от рождения, русский Каин разорил величайшую в мире страну, убил несколько миллионов человек…
М.Волошин “С Россией кончено”
Н.Теффи
В чужой стране, в чужом и старом доме
На стене повешен ее портрет,
Ее, умершей, как нищенка, на соломе,
В муках, которым имени нет.
Но здесь на портрете она вся, как прежде,
Она богата, она молода,
Она в своей пышной зеленой одежде,
В какой рисовали ее всегда.
На лик твой смотря, как на икону…
“Да святится имя твое, убиенная Русь!”
Одежду твою рукой тихо трону
И этой рукою перекрещусь.
Звучит мелодия “К Элизе” Бетховена.
Один из участников
Игорь Васильевич, что-то вы утратили лоск. Где же ваша корона короля поэтов? Тоска?
И.Северянин
Безденежье, друг мой. Это постоянная петля на моей шее. Мои сирени и ноктюрны обновленной родине уже не нужны. Да и сам я ей не нужен.
Постоянная нужда, вопиющая, ужасающая, мать жены совершенно измучилась с ведением хозяйства, а я ничем не могу помочь. А просить, унижаться я не умею. Всю жизнь я прожил свободным, и лучше мне в нищете погибнуть, чем своей свободы лишиться.
Ведущий Судьба была милосердна к Северянину в том, что он не вернулся в Россию. Кому был нужен в СССР Северянин? А тем временем здоровье его катастрофически ухудшилось. “Невыразимо трудно болеть в безденежье”, - признавался Северянин. А в печать почти ничего не брали, даже сонет о Чайковском. Там была такая строка: “Безумье. Боль. Неврастения. Жуть”. Это противоречило бодрому и светлому стилю советской литературы. Последние полгода он прожил в оккупированном фашистами Таллинне. За 20 лет до смерти он писал: “Меня положат в гроб фарфоровый. Все будет весело и солнечно”. Не угадал. Он умер в возрасте 54 лет в 1941 году, проведя 23 года в эмиграции. Все было хмуро, морозно и горько.
И.Северянин “Как хороши, как свежи будут розы.”
Звучит романс на эти стихи в исполнении Ж.Бичевской.
И.А.Бунин
Когда-то я стал вести список моих знакомых, умерших на чужбине. Горько сказать, смерть то и дело косила моих друзей и близких или просто тех, с кем я был знаком. И я долго недоумевал, в чем дело: умирали не только от старости и болезней, гораздо чаще уходили в цветущем возрасте. В чем же загадка? И однажды я понял горькую истину: русский человек плохо приживается на чужой почве.
Звучит полонез “Прощание с Родиной” Огиньского.
В.В.Набоков
Думаешь, весело я живу, Иван Алексеевич. Я не могу теперь весело! На миг забудешься, сейчас какой-то мистраль дует, и во мне дрожь внутри, и тоска, тоска… Доживаем свои дни в стране роскошной, но чужой. Все–чужое. Души-то родной нет.
И.А.Бунин “У птицы есть гнездо”.
Один из участников
Владислав Фелицианович, а вы любите Россию?
В.Ф.Ходасевич
Люблю очень. Россию надо любить.
Без нашей эмигрантской любви
России – крышка.
Там ее никто не любит.
Я родился в Москве. Я дыма
Над польской кровлей не видал,
И ладанки с земли родимой
Мне мой отец не завещал.
России – пасынок, а Польше –
Не знаю сам, кто Польше я.
Но: восемь томиков, не больше, -
И в них вся родина моя.
Вам – под ярмо ль поставить выю
Иль жить в изгнании, в тоске.
А я с собой свою Россию
В дорожном уношу мешке
Ведущий Владислав Фелицианович родился в мае 1886 года в Москве. С детства его окружало искусство, особенно поэзия, театр, живопись. В детстве он увлекался балетом, но не стал профессионалом из-за слабого здоровья. В гимназии он учился вместе с Брюсовым, это не могло не оказать влияние на его увлечение поэзией. По окончании гимназии Ходасевич поступает в Московский Университет на историко-филологический факультет. Уже тогда ясно, что для него – “стихи навсегда. Университет – это внешнее, а главное – это поэзия”.
Ведущий В апреле 1922 года Ходасевич вместе с Ниной Берберовой (поэтесса, писательница) покидает Россию, прибывает в Берлин. Для него начинается жизнь, полная скитаний, поисков работы, часто почти нищенская и почти всегда – трагическая.
Он живет в Праге, Венеции, Риме, Турине, Лондоне.
C 1925 года поселяется в Париже и с этого момента окончательно переходит на положение эмигранта. Уже первые стихи, появившиеся в западных изданиях, отрезали ему путь к возвращению на Родину.
В.В.Набоков
В России талант не спасает, в изгнании спасает только талант. Как бы ни были тяжелы последние годы Ходасевича, как бы ни томила его наша безрадостная эмигрантская судьба, Ходасевич для России был спасен. Он оказался прозорлив.
В.Ф.Ходасевич
Во мне конец, во мне начало.
Мной совершенное так мало!
Но все ж я прочное звено:
Мне это счастие дано.
В России новой; но великой
Поставят идол мне двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок.
Ведущий Он умер в возрасте 53 лет, проведя 14 лет в эмиграции, не отводя свой взор от Родины. Только к ней, к России, были устремлены все взгляды, все мысли.
В.В.Набоков “К России”
Ведущий Владимир Владимирович Набоков родился в 1899 году в Петербурге в родовитой семье. Его отец, видный деятель кадетской партии, в 1922 году был убит в Берлинской филармонии, заслонив собой выступавшего там лидера партии Милюкова. К этому времени семья уже жила за границей. После смерти отца начинающий писатель жил в полунищете, перебиваясь переводами.
Ведущий В.Набоков, печатавшийся под псевдонимом В.Сирин, до сих пор остается феноменом, неразгаданной загадкой. Это явление, причем явление сразу двух литератур: русской и англоязычной.
Он оставил огромное наследие (10 романов, стихи, эссе, переводы). В 20-е – 30-е года был обласкан славой, его признавали выдающимся художником Запада, известным американским писателем. В Россию он так и не вернулся. Умер в 1977 году в Швейцарии.
Музыкальная заставка.
К.Д.Бальмонт “Я – изысканность…”
Ведущий Это один из самых ярких символистов - Константин Дмитриевич Бальмонт. За эпиграмму на царя был выслан из столицы в 1901 году. Опасаясь дальнейших преследований, поэт уезжает за границу.
За пределами России Бальмонт находился более десяти лет. Ему не сиделось на месте: он долго странствовал, совершил несколько кругосветных путешествий. И при этом много писал. Рукописи новых книг посылал на родину.
В революционном 1905 году поэт приезжает в Россию. Он становится свидетелем декабрьского вооруженного восстания в Москве. Под впечатлением этих событий им были написаны стихи, обличающие самодержавие и прославляющие российский пролетариат. Несколько его стихотворений было напечатано в большевистской газете “Новая жизнь”. В годы реакции, опасаясь преследований охранки, Бальмонт живет в эмиграции и приезжает на родину лишь в 1914 году после амнистии, объявленной по случаю 300-летия царствования дома Романовых.
Ведущий К этому времени изменились взгляды поэта, исчезло увлечение революционной романтикой, он стал консервативнее, осмотрительнее. Октябрьскую революцию 1917 года Бальмонт не принял, полагая, что диктатура пролетариата несет с собой подавление личности, преграждает дорогу развитию творческих, созидательных сил, угрожает интеллигенции. Результатом таких настроений был разрыв с родиной. В 1920 году он выехал в заграничную командировку и не вернулся. Годы эмиграции стали тяжелым испытанием для поэта. Ностальгия разъедала душу, подтачивала духовные и физические силы, выливалась в наполненные болью и смятением стихи:
К.Д.Бальмонт
Ни Рим, где слава дней еще жива,
Ни имена, чей самый звук – услада,
Тень Мекки, и Дамаска, и Багдада, -
Мне не поют заветные слова,
И мне в Париже ничего не надо.
Одно лишь слово нужно мне: Москва.
Ведущий И в нем тоскует душу поэта, прислушивается к “отзвуку гармоники”, раздавшемуся “где-то за дальним холмом”, к “бронзовым струнам”, звенящим “в некоей подземности”, к каждому шороху, шелесту… В каждом звуке чудится ему родная и далекая Россия…
К.Д.Бальмонт “Безглагольность”
Ведущий Бальмонт остался чужд русскому зарубежью. Позже М.Цветаева писала: “Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я не задумываясь сказала: “Поэт”. Пройдут годы. Бальмонт есть литература, а литература есть история. И пусть не останется на русской эмиграции несмываемого пятна: равнодушия, с которым она позволяет страдать больному поэту.
Ведущий Умер поэт в 1942 году в возрасте 75 лет в Париже, проведя 22 года вне России.
Музыкальная заставка.
З.Гиппиус
До самой смерти… Кто бы мог подумать?
(Санки у подъезда. Вечер. Снег.)
Никто не знал. Но как было думать,
Что – это совсем? Навсегда? Навек?
Молчи! Не надо твоей надежды!
(Улица. Вечер. Ветер. Дома.)
Но как было знать, что нет надежды?
(Вечер. Метелица. Ветер. Тьма.)
Ведущий Зинаида Гиппиус с детства писала стихи, увлекалась музыкой, танцами, живописью. Главная тема ее поэзии – глубокий конфликт в душе человека, окончательно потерявшего веру в себя. В ее лирическом герое живет равнодушная, усталая, несвободная, бессильная душа. Всю жизнь находилась она в религиозно-философских исканиях.
Ведущий В возрасте 30 лет Зинаида Николаевна выходит замуж за Дмитрия Сергеевича Мережковского, с которым она прожила “52 года, не разлучаясь ни на один день”.
В 1919 году Мережковские уехали из России, восприняв Октябрьскую революцию, Брестский мир, большевистскую диктатуру как надругательство над Россией.
В эмиграции, в Париже, она призывала к бойкоту всех отношений с СССР. То, что происходило на родине, она называла не иначе, как “Мировое зло”, “Всемирная катастрофа”. Со временем она отошла от политической борьбы и погрузилась в литературную работу.
Но в Россию, в свою Россию всегда верила. Умерла З.Гиппиус в возрасте 76 лет в Париже, в 1945 году, прожив за границей 26 лет. Она пережила мужа на 4 года. Он тоже умер в Париже, в 1941 году.
З.Гиппиус
Она не погибнет, - знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте!
Поля ее золотые.И мы не погибнем – верьте!
Но что нам наше спасенье.
Россия спасется, - знайте!
И близко ее воскресенье.
Музыкальная заставка.
Д.Мережковский
Зина, что тебе дороже: Россия без свободы или свобода без России?
З.Гиппиус
Свобода без России. И поэтому я здесь, а не там.
Д.Мережковский
Я тоже здесь, а не там, потому что Россия без свободы для меня невозможна. Но на что мне свобода, если нет России? Что мне без России делать с этой свободой?
Ведущий Любой из эмигрантов мог повторить вслед за Гиппиус:
З.Гиппиус
Господи, дай увидеть!
(Молюсь я в часы ночные)
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию
Звучит 6 симфония П.И.Чайковского (отрывок).
Необходимые пояснения.
Литературная гостиная может быть проведена в рамках учебных часов или как внеклассное мероприятие. Все участники, исполняющие роли поэтов-эмигрантов, размещаются за несколькими столиками. Перед каждым участником необходимо поставить визитку с указанием фамилии того поэта, роль которого он исполняет, чтобы зрители и слушатели понимали, кому принадлежат те или иные мысли, кем написаны стихи.
Ведущие размещаются за отдельным столом.
Учитель может внести элементы театрализации, а также сопровождать композицию показом видеоряда.