Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
1) познакомить учащихся с основными этапами биографии поэтессы;
2) определить основные мотивы творчества З.Гиппиус;
3) развитие устной речи учащихся, знакомство с поэзией Серебряного века.
Оформление доски: тема урока, даты жизни Гиппиус, отдельно записаны фамилии Мережковский, Гиппиус.
Оформление комнаты:
- Портреты З.Гиппиус, Д.Мережковского, других поэтов Серебряного века.
- Пейзажные картины русских художников.
- Столик, за которым сидят учащиеся, играющие роли Гиппиус и Мережковского.
- На столике стоят свеча и ваза с алой розой, на отдельном столике – магнитофон.
Урок ведет учитель, ему помогают 2 ученика: один в роли Мережковского, второй в роли Гиппиус. Заранее необходимо подготовить их к тому, чтобы они смогли донести чувства этих людей до сегодняшних учеников. Несколько учащихся заучивают стихи наизусть. Учащиеся в роли Мережковского и Гиппиус сидят за столиком, когда они произносят свои слова, встают по очереди, подходят ближе к классу.
1. Организационный момент
Учитель: На уроках, посвященных поэзии Серебряного века, мы говорили, что в то время в России была очень неспокойная политическая обстановка. Давайте вспомним основные события того времени. (Реформы, Первая Мировая война, полный разгром русского флота под Цусимой, революции 1905 и 1917 годов.) В то время интеллигенция, которая находилась в самом невыгодном положении, как бы между небом и землей, особо ценила дружбу, любовь. Говоря о поэтах Серебряного века, мы говорим о трагедии человеческих судеб. О такой трагической судьбе прекрасной поэтессы XIX - начала XX века мы и будем сегодня говорить.
Ваша задача: подготовиться к самостоятельной работе, которая пройдет в конце пары.
2. Объяснение нового материала
Звучит мелодия “Серенады для струнного оркестра” П.И.Чайковского, через несколько аккордов она становится глуше и умолкает совсем.
Учитель: Зинаида Гиппиус… Современники оставили о ней множество свидетельств в письмах, дневниках, воспоминаниях. О ней в разное время писали А.Блок, В.Брюсов, М.Цветаева, С.Есенин.
Гиппиус была загадкой для окружающих. И они пытались в меру своей психологической проницательности разгадать этот ребус, найти ключ к пониманию ее личности. Лучше всех знал ее, конечно же, Мережковский, который был трогательно влюблен в свою жену до последних дней.
Звучат аккорды романса Римского-Корсакова “Мой голос для тебя”, так же понемногу затихает. Мережковский встает из-за стола, подходит к учителю.
Мережковский:
Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею,
Я только радуюсь, страдаю и молчу:
Как будто стыдно мне – я говорить не смею.
И в близости ко мне живой души твоей
Так все таинственно, так все необычайно,
Что слишком странною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.
В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И все священное объемлет тишина:
Пока шумят вверху сверкающие волны,
Безмолвствует морская глубина.
Мережковский возвращается на место, выходит З.Гиппиус.
З. Гиппиус: Наша семья ведет свое начало от Адольфуса фон Гингста, переменившего свою фамилию на фон Гиппиус, и переселившегося в Россию, в Москву, в XVI веке, кажется, из Мекленбурга.
З.Гиппиус возвращается за стол.
Учитель: Несмотря на долгое пребывание в России, семейство это в большинстве своем немецкое: браки с русскими не давали прочных ветвей. Дед Карл-Роман фон Гиппиус был женат на москвичке Аристовой. Отец, Николай Романович, юрист по профессии, в январе 1869 года женился на дочери екатеринбургского полицмейстера Степанова – Анастасии и обосновался в городе Белеве Тульской губернии. В этом городе в ноябре 1869 года и родилась Зинаида Гиппиус. Детство прошло в постоянных переездах, вызванных служебными назначениями отца. Он умер, когда Зинаиде было 11 лет. Многодетной семье часто приходилось менять место жительства, а потому образование Зинаиды было, в основном, домашним. Литературные наклонности в ней пробудились рано. Девочка пыталась писать стихи, вела дневники, увлекалась музыкой и живописью.
1 ученик:
Если ты не любишь снег,
Если в снеге нет огня,
Ты не любишь и меня,
Если ты не любишь снег.
Если ты не то, что я,
Не увидим мы Лицо,
Не сомкнет оно нас в кольцо,
Если ты не то, что я.
Если я не то, что ты,
В пар взлечу я без следа,
Как шумливая вода,
Если я не то, что ты.
Если мы не будем в Нем,
Значит, рано, не дано,
Значит, нам не суждено,
Просияв Его огнем,
На земле воскреснуть в Нем.
Учитель: В этом стихотворении поэтесса говорит: “Лицо, в Нем, Его”. Все слова с большой буквы. Кого она имеет ввиду? (Бога) А почему она вспоминает о Боге, когда пишет о любви? (Для нее любовь – дар небес, божественное благословение.)
Летом 1888 года происходит знакомство с Мережковским, за него она через несколько месяцев выходит замуж.
З.Гиппиус: Этот брак оказался решающим событием каждого из нас. Мы прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу ни на один день…
Д.Мережковский:
Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни ради игры.
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.
Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь,
Любовь не терпит земных разлук.
Учитель: Поселились они после свадьбы в Петербурге и целиком отдались литературной работе. Началась их совместная творческая работа, но не соавторство. Современников занимал вопрос: кто в их союзе является главным, ведущим? Многие отводили эту роль Гиппиус. Георгий Иванов вспоминал: “Зинаида Гиппиус гораздо талантливее Мережковского и как поэтесса, и как автор художественной прозы. Многие идеи Мережковского зародились в душе Зинаиды Николаевны, а Дмитрию Сергеевичу принадлежат их развитие и разнесение”.
Из воспоминаний Валерия Брюсова: “Роль его не менее ответственная, чем ее. Что касается идейных приоритетов, то между мужем и женой третьему разбираться сложно. Есть много такого, что составляет тайну только двоих” Муж и жена – единая плоть. Можно сказать, что не всем писателям так повезло с женой, как Мережковскому”.
Истинное лицо Зинаиды Гиппиус яснее проступает в ее творчестве, прежде всего в стихах. Свой путь в литературе она начала как поэт. В ее ранней поэзии звучат те ноты, которые характерны для “усталого” поколения 1880-х годов: меланхолия, пессимизм, неверие в жизнь.
2 ученик:
Небеса унылы и низки,
Но я знаю: дух мой высок.
Мы с тобою так странно близки,
И каждый из нас одинок.
Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога,
Любовь мою душу спасет.
Если я на пути устану,
Начну малодушно роптать,
Если я на тебя восстану
И счастья осмелюсь желать –
Не покинь меня без возврата
В туманные трудные дни,
Умоляю: слабого брата
Утешь, пожалей, обмани.
Мы с тобой единственно близки,
Мы оба идем на восток.
Небеса злорадны и низки,
Но я знаю: дух мой высок!
Учитель: На протяжении долгого времени творчество Зинаиды Гиппиус было основой русского декадентства. Между тем, отдав дань декадентству в ранний период творчества, Гиппиус стремилась изменить этот тип мироощущения, распознав его изъяны и бесперспективность.
З.Гиппиус: Европейское движение декадентства не оказало на меня влияния. Французскими поэтами я никогда не увлекалась. Меня занимало не декадентство, а проблема индивидуализма... Путь к новой религии оказался для меня путем преодоления мучительного раздвоения между светом и мраком, между потребностью в Боге и тяготения к жизни. Хотим ли мы смерти Бога? Нет, мы Бога любим. Но и жизнь мы тоже любим. Значит, жить нам надо.
3 ученик:
Мы не жили – и умираем
Среди тьмы.
Ты вернешься… Но как узнаем
Тебя - мы?
Все дрожим и себя стыдимся.
Тяжел мрак.
Мы молчаний Твоих боимся…
О, дай знак!
Если нет на земле надежды,
То все - прах!
Начинает звучать мелодия песни “Вихри враждебные веют над нами”, постепенно ее звук становится глуше.
Учитель: Февральскую революцию 1905 года они встретили с величайшим воодушевлением. С головой окунулись в политическую жизнь. Но действительность оказалась далека от ожиданий. Гиппиус безмерно отчаивается, видя, как вырождается революция из-за политических ошибок ее лидеров, разброда в среде интеллигенции, нарастания разрушительных сил. Октябрь 1917 Гиппиус восприняла как контрреволюционный путч. Октябрь для нее – это и конкретное преступление революционных проходимцев, и великий общий грех народа, допустившего их к власти.
4 ученик:
Блевотина войны –
Октябрьское веселье!
От этого зловонного вина
Так омерзительно твое похмелье,
О бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянным сном
Народ, безмолвствуя, убил свою свободу
И даже не убил, засек кнутом?
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевают рты…
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь…
Учитель: Долгие годы на примере этих строк советского человека уверяли в том, что она ненавидела свой народ, готова была вершить над ним расправу. Политические стихи Гиппиус, наполненные гневом, шокировали многих ее современников. Продолжая жить в первые послереволюционные годы в Петрограде, семья в полной мере испытала на себе все беды военного коммунизма: голод, разруху.
5 ученик:
Не знаю, плакать ли, молиться,
Дождаться ль дня, уйти ли в ночь,
Какою верой укрепиться,
Каким неверием помочь?
И пусть вины своей не знаем,
Она в тебе, она во мне,
И мы горим и не сгораем
В неочищающем огне.
Будь что будет. Нейти назад.
Покоримся мы Божьей власти,
Подымайся на брата брат!
Разрывайся, душа, на части!
Учитель: 24 декабря 1919 года Мережковский и Гиппиус выехали из Петербурга в Гомель, а в январе 1920 года нелегально перешли польскую границу, потом был Париж.
З.Гиппиус:
Там я люблю иль ненавижу,
Но понимаю все равно:
И лгущих, и обманутых,
И петлю вьющих,
И петлей стянутых…
А здесь я никого не вижу,
Мне все равны,
Мне все равно.
Учитель: Ее стихи, статьи, заметки постоянно появляются в крупнейших изданиях русской эмиграции. Она при жизни пользовалась репутацией живого классика. С довоенных пор у них была в Париже своя квартира. И все же чувство утраты Родины и чувство катастрофы, которая случилась с ней, делало горьким их внешнее благополучное существование. Их парижская квартира на Колонель-Боне стала одним из центров литературы русского зарубежья. От пяти до семи по воскресеньям здесь устраивались шумные литературно-мистические чаепития, на которых намечались проблемы, выносившиеся затем на обсуждение в организованном Мережковским и Гиппиус обществе поэтов “Зеленая лампа”.
Адамович вспоминал, что она была там не просто писательницей, а еще и вдохновительницей, центром преломления и скрещивания разных путей. И эта роль важнее ее литературных путей.
Гиппиус притягивала к себе людей не только поэтической славой, но и внешностью, необыкновенной энергией, политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью. Ее острый интерес к новым людям быстро сменялся презрительным безразличием, которого она не скрывала. Сама же она оставалась равнодушной к многочисленным оскорблениям в свой адрес, на которые критики не скупились. Гиппиус выглядела в глазах людей такой, какой хотела выглядеть. При ее уме и властной натуре ей это удавалось.
6 ученик:
Совсем неплох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Ее и мудрость не заменит.
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
И если нет в раю игры,
Скажу, что рая не приемлю.
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю.
З.Гиппиус: Я думаю, я недолго буду жить, потому что, не смотря на все усилия моей воли, жизнь непереносимо меня оскорбляет. Говорю без определенных фактов. Их, собственно, нет. Боль оскорблений, чем глубже, тем отвратительнее, она похожа на темноту, которая должна быть в аду.
Учитель: Дневники Гиппиус показывают, как трудно она училась создавать систему психологической защиты столь ранимой своей души. Гиппиус – красавица, умница, поэт. Но в ней не было теплоты и нежности, а был лермонтовский “холод тайный, когда огонь кипит в крови”.
С годами она научилась властвовать собой, выработала в себе замечательные бойцовские качества. В трудных случаях она демонстрировала невозмутимое спокойствие, отлично зная дурные качества своего характера, научилась их сглаживать.
Скончалась Зинаида Гиппиус 9 сентября 1945 года, похоронена под одним надгробием с Дмитрием Мережковским на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа.
3. Проверка знаний.
Учитель: Мы познакомились с основными этапами биографии Зинаиды Гиппиус. А сейчас проведем трехуровневую проверочную работу по теме нашего урока. Напоминаю, что третий уровень самый сложный, правильно выполнив его задания, вы получите “5”. Второй уровень чуть проще, он оценивается на “4”, и первый уровень для тех, кто был не очень внимателен на нашем уроке, он оценивается на “3”. Вы должны прочитать задания всех трех уровней и выбрать тот, ответы на который вы можете дать. Желаю успеха.
Проверочная работа по творчеству З.Гиппиус
3 уровень
Напишите письмо от имени З.Гиппиус мужу или на Родину из эмиграции. Постарайтесь передать ее чувства и мысли, основываясь на творчестве поэтессы. (Учащимся, выполняющим это задание, необходимо предоставить тексты стихотворений – сборники или распечатанные)
2 уровень
Охарактеризуйте отношение поэтессы к революционной России на примере стихотворения, приведенного ниже. Какое чувство является главным, почему? Свой ответ проиллюстрируйте строками из стихотворения.
Блевотина войны –
Октябрьское веселье!
От этого зловонного вина
Так омерзительно твое похмелье,
О бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянным сном
Народ, безмолвствуя, убил свою свободу
И даже не убил, засек кнутом?
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевают рты…
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь…
1 уровень
Тест
1. Укажите годы жизни З.Гиппиус:
А) 1869-1945
Б) 1870-1920
В) 1860-1935
2. Кто был мужем З.Гиппиус:
А) В.Брюсов
Б) В.Иванов
В) Д.Мережковский
3. Укажите литературное течение, в котором поэтесса начинала свое творчество:
А) Символизм
Б) Декадентство
В) Реализм
4. Революцию какого года З.Гиппиус восприняла?
А) 1905
Б) 1917
5. В каком городе жили Гиппиус и Мережковский в эмиграции?
А) В Берлине
Б) В Праге
В) В Париже
6. Ностальгия – это
А) тоска по родине; тоска по чему-нибудь утраченному, ушедшему.
Б) грусть, тоска, одиночество
В) желание приехать на Родину
7. Какие чувства испытывала поэтесса, написав:
Небеса унылы и низки,
Но я знаю: дух мой высок.
Мы с тобою так странно близки,
И каждый из нас одинок
А) угрызения совести, раскаяние
Б) тоска, скука
В) пессимизм, неверие в жизнь, меланхолия