Педагогическая мастерская по литературе в 11-м классе на тему: "Крайний"

Разделы: Литература


Тип урока: построения знаний

Цели:

  • побудить к поисковой деятельности, позволяющей учащимся продуктивно и эмоционально выстраивать свои знания о Поэте и его Мире методом собственных проб и ошибок на основе совместного поиска и творческого диалога;
  • содействовать созданию условий для творческого состояния ума и души, результатом которого будет индивидуальный текст, отображающий степень глубины и полноты открытого и пережитого на мастерской.

Ход мастерской:

1. – Запишите в тетрадь слово «крайний» и ниже – ваши ассоциации с ним.
- Покажите их соседу по парте, объясните друг другу «непонятные» ассоциации.
- Прочитайте все записи в группе и составьте «спектр» или «шкалу» ассоциаций своей группы.
- Прочитайте всему классу (интересное – запишите в свою тетрадь).

2.– Познакомьтесь с данным стихотворением («Надпись на книге») и набросайте портрет его автора.
- Расскажите о нем в группе и составьте общее впечатление о нём.
- Поделитесь с классом.

3.– Прочитайте это стихотворение («Электричество»), выпишите в два столбца «тёмные» и «светлые» слова.
- Прочитайте свои записи в группе.
- На основании этих записей составьте представление группы о мировосприятии автора этого стихотворения.
- Поделитесь этим представлением с другими группами.

4. – Познакомьтесь с отрывком из предложенного стихотворения («Посвящение»).
- Создайте словесный психологический портрет его автора (каждый в тетради).
- Прочитайте друг другу свои впечатления; выделите, на взгляд группы, главное в этом портрете.
- Расскажите об этом другим группам.

5. – Прочитайте размышления небезызвестного вам человека, имеющего непосредственное отношение к поэзии «серебряного века»

Предлагается следующий текст:

«Должна быть свобода, но перерожденная в высшее подчинение, свобода, нам ещё не доступная. Мы «чуем» «свободу», но, не понимая, заменяем пока её ребяческими вольностями, которые, конечно, есть самое беспомощное рабство, только в развевающихся свободных одеждах».

- Появились ли новые ощущения?
- Сформулируйте мнение группы.
- Расскажите об этом другим группам.

6. - Перед вами еще одно стихотворение – прочтите его («Оправдание»).
- Каждый опишите (отдельными словами или словосочетаниями) в столбик душевное состояние автора этого стихотворения.
- Прочтите друг другу.
- В соседний столбик запишите главные, характерные черты душевного состояния автора, которые определите в группе, отметьте, что помогает вам это понять.
- Поделитесь своими соображениями с другими группами.

7. – Через призму данного текста посмотрите ещё раз на стихотворение «Посвящение» и все возникшие вопросы запишите в свою тетрадь:

«Истинная, «священная свобода», начинается с любви к себе – через усилие воскресить в себе божественный образ, реализовать абсолютное значение своей личности. Только из такой, выдержавшей все испытания любви к себе, рождается действительно свободное «я», способное сказать другому достойное «ты», в этом «ты» открыть подлинное равенство «я» и «ты». Лишь через опыт такого равенства личность (отдельное «я») может осуществить правду любви и свободы как в символическом «ты», так и в общественном «мы».

Таким образом, не утрачивая своей индивидуальности, человек открывает ценность другого и начинает жить в другом, освобождаясь от изолированности, эгоизма, инстинктов обладания, погружающих его душу ещё при жизни в ледяное озеро ада».
- Поделитесь в группе; выделите, на взгляд группы, главные вопросы.
- Прочтите их другим группам.

8. – Познакомьтесь с этими материалами (Приложения № 3, 4, 5).

Что особенно поразило вас?

- Поделитесь главным удивлением вашей группы с другими группами.

9. – Если бы вам предложили выбрать между зеркалом и тёмным стеклом, что бы вы выбрали?
- Прочтите каждый два предложенных стихотворения («Стекло» и «Зеркала»).
- Читая в группе, отметьте интонационно, на ваш взгляд, важное.
- Попробуйте через выразительное чтение предложить свое понимание любого из этих стихотворений другим группам.

10. – Перечитайте понравившееся вам стихотворение еще раз; выпишите в тетрадь все словосочетания, в которых есть само слово, данное в заглавии, или однокоренные ему.
- Подчеркните то слово (словосочетание), которое вам «греет душу».
- Возьмите чистый лист бумаги, напишите вверху это слово (словосочетание).
- Оно и будет темой вашего текста.

11. – (После написания) Чтение нескольких работ авторами (по личному желанию).
- Остальные работы прошу дать мастеру до завтра.

12. Рефлексия.

- Как ты понял то, что происходило с тобой на этой мастерской?
- Какие моменты на этой мастерской особенно запомнились?
- Что было для тебя трудно на этой мастерской?

Текстовые приложения к мастерской

Надпись на книге

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю...

Я все уединенное,

Неявное люблю.

 

Я - раб моих таинственных,

Необычайных снов...

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов...

 1896

Посвящение

Небеса унылы и низки,

Но я знаю - дух мой высок.

Мы с тобою так странно близки,

И каждый из нас одинок.

Беспощадна моя дорога,

Она меня к смерти ведет.

Но люблю я себя, как Бога, -

Любовь мою душу спасет.

 1894

 

 

Электричество

Две нити вместе свиты,

Концы обнажены.

То «да» и «нет», - не слиты.

Не слиты - сплетены.

Их темное сплетенье

И тесно, и мертво.

Но ждет их воскресенье,

И ждут они его.

Концов концы коснутся -

Другие «да» и «нет»,

И «да» и «нет» проснутся.

Сплетенные сольются.

И смерть их будет — Свет.

 1901

Оправдание

Ни воли, ни умелости,

Друзья мне - как враги...

Моей безмерной смелости.

Господь, о помоги!

Ни ясности, ни знания.

Ни силы быть с людьми...

Господь, мои желания.

Желания прими!

Ни твердости, ни нежности...

 Ни бодрости в пути...

Господь, мои мятежности

И дерзость освяти!

Я в слабости, я в тленности

Стою перед Тобой.

Во всей несовершенности

Прими меня, укрой.

Не дам тебе смирения, -

Оно - удел рабов, -

 Не жду я всепрощения.

 Забвения грехов.

 

Я верю - в Оправдание...

Люби меня, зови!

 Сожги мое страдание

 В огне твоей любви!

 1904

 

 

Стекло

В стране, где все необычайно,

Мы сплетены победой тайной.

Но в жизни нашей, не случайно,

Разъединяя нас, легло

Меж нами темное стекло.

Разбить стекла я не умею,

Молить о помощи не смею;

Приникнув к темному стеклу,

Смотрю в безрадужную мглу,

И страшен мне стеклянный холод..

Любовь, любовь! О дай мне молот.

 Пусть ранят брызги, все равно.

Мы будем помнить лишь одно.

Что там, где все необычайно,

Не нашей волей, не случайно,

Мы сплетены последней тайной...

 

Услышит Бог. Кругом светло.

Он даст нам сил разбить стекло.

 1904

Зеркала

А вы никогда не видали?

В саду иль в парке - не знаю.

Везде зеркала сверкали.

Внизу, на поляне, с краю,

Вверху, на березе, на ели,

Где прыгали мягкие белки,

Где гнулись мохнатые ветки, -

Везде зеркала блестели.

И в верхнем - качались травы.

А в нижнем - туча бежала..

Но каждое было лукаво.

Земли иль небес ему мало, -

Друг друга они повторяли,

Друг друга они отражали...

И в каждом - зари розовенье

Сливалось с зеленостью травной;

И были, в зеркальном мгновеньи,

Земное и горнее - равны.

Приложения