Интегрированный урок по русскому языку, литературе, информатике по теме: "Памяти Бунина"

Разделы: Литература, Информатика


Урок по теме “Памяти Бунина” является интегрированным и входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”.

Урок посвящен жизни и творчеству нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина и проводился в 11-ом классе. Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам русского языка, литературы и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Сам урок, предшествующий ему подготовительный этап, направлены на:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию как особому информационному процессу, воспитание у них стремления к самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа- и Интернет- ресурсов;
  • подготовку школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
  • формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа, в которой принимали участие, как учителя, так и учащиеся. На уроке литературы учащимся при изучении темы “Творчество Ивана Бунина” было дано задание найти в дополнительной литературе, энциклопедиях, справочниках, Интернете информацию, связанную с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича. Найденная учащимися информация: фотографии, сайты, биографические сведения были использованы на уроках литературы в качестве основы для докладов и сообщений, на уроках информатики как текстовый и графический материал при повторении и совершенствовании навыков работы со следующими программными приложениями:

  • Текстовый редактор Microsoft Word;
  • Графический редактор Paint;
  • Microsoft Power Point;
  • Adobe Photoshop.

Так, например, на уроках информатики при повторении темы “Создание презентаций Microsoft Power Point” учащиеся были разделены на творческие группы, итогом работы которых стали презентации на темы: “Биография И.А. Бунина”, “Неизвестный Бунин: страницы автобиографии”.

При повторении темы “Графические редакторы” учащимся было дано творческое задание: создать средствами любого известного им графического редактора рисунок, коллаж, отражающий их ощущения, возникающие при чтении любимого стихотворения И.А. Бунина.

При работе с текстовым редактором, осваивая технику работы с колонками и таблицами, учащимся было дано задание создать открытку – посвящение любимому стихотворению, где в одной колонке было набрано стихотворение, а в другой размышления учащегося об этом произведении (литературный анализ).

Продолжительность урока – 2 часа.

Первая часть урока – демонстрация, созданных творческими группами учащихся презентаций, посвященных известным и малоизвестным фактам биографии И.А. Бунина, чтение любимых стихов, которое сопровождается музыкальным сопровождением, подобранным учениками и представлением графических работ, отражающих эмоциональное состояние человека, вызванное стихотворением.

Вторая часть – выполнение разнообразных проверочных заданий:

  • на знание орфографии и пунктуации (текст “с точками” “Захар Воробьев”);
  • диктант (текст из рассказа “Темные аллеи”);
  • компьютерное тестирование с помощью программы “Творчество Ивана Бунина”;
  • анализ стихотворения “Разлука” и рассказа “Темные аллеи”.

При проведении тестирования и контроля орфографии и пунктуации задания выполняются индивидуально каждым учащимся (с помощью компьютера (отключается режим проверки правописания в Word’e) и по карточкам-заданиям). Анализ предложенных произведений – групповая работа, когда перед каждой группой ставится своя проблема, результат оформляется как текстовый файл.

Технические требования к технике и программному обеспечению:

  • для проведения урока использовались компьютеры “Aquarius”;
  • ОС Windows XP;
  • Microsoft Office 2003;
  • программа дистанционного управления компьютерами NetOP School (с помощью которой учитель имеет возможность проследить со своего компьютера за работой каждого учащегося или группы, а также выполнить проверку выполняемых заданий);
  • тестовая программа “Творчество Ивана Бунина”, реализованная на языке Visual Basic, содержащая базу данных вопросов по теме с пятью вариантами ответов (вопросы выбираются случайным образом, имеются вопросы как с одним правильным вариантом ответа, так и с несколькими).

Интегрированный урок на тему: “Памяти Бунина”.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний полученных на уроках русского языка, литературы, информатики, при изучении тем “Творчество Ивана Бунина” (литература), “Текстовый редактор Word ”, “Компьютерная графика” (информатика).

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с подробностями биографии и автобиографии И.А. Бунина, с ранее незнакомыми произведениями поэта;
  • проверить с помощью компьютера знания учащихся по русскому языку, литературе;
  • отработать умения анализа текста художественных произведений;

Воспитательные:

  • прививать интерес к языку;
  • -воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;
  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе;

Развивающие:

  • развивать творческое мышление при выполнении нестандартных графических заданий;
  • развивать навыки тестирования при помощи компьютера;
  • закрепить, углубить приемы и навыки работы в текстовом редакторе: отработать технику редактирования, форматирования текста, использования различных вставок, эффектов оформления текста, открытия и сохранения текстового документа.

Здоровьесберегающая:

  • соблюдать правила и нормы при работе на компьютере, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.

Наглядность: портрет писателя, газета, рисунки, книги, компьютерные программы-приложения: презентации, тестовая программа, текстовые файлы с заданиями.

Оборудование: мультимедийные ПК.

План проведения урока.

  1. Организационный момент.
  2. Памяти Ивана Бунина.
    1. Вступительное слово учителя.
    2. Биография И.А. Бунина.
    3. Любимые стихи.
    4. Анализ стихотворения “Разлука”.
    5. Тестирование.
    6. Работа по тексту.
    7. Анализ рассказа “Темные аллеи”.
  3. Итог урока.
  4. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись числа, темы урока: “Памяти Бунина”. Проверка отсутствующих.

2. Памяти Ивана Бунина.

2.1. Вступительное слово учителей литературы и информатики. Звучит музыка Рахманинова.

2.2. Перелистывая страницы биографии и автобиографии.

Учащиеся выступают по очереди, рассказывая о жизни и творчестве И.А. Бунина, дополняя свои выступления, заранее подготовленными компьютерными презентациями “И.А. Бунин. Биография”, “И.А. Бунин. Автобиография”.

2.3. Любимые стихи. Чтение наизусть стихотворений поэта (3-4 стихотворения). Истолкование прочитанного. Чтение сопровождается музыкальным сопровождением, подобранным учениками и демонстрацией графических работ, отражающих эмоциональное состояние человека, вызванное стихотворением.

2.4. Анализ стихотворения “Разлука”.

Анализ стихотворения выполняется учащимися на компьютере в текстовом редакторе Word с использованием заранее созданными заготовками с текстом стихотворения и следующими проблемными вопросами:

  1. Какие темы прослеживаются в стихотворении?
  2. Назовите особенности поэтической лексики.
  3. Выявите особенности поэтической фонетики.
  4. Как лирический герой воспринимает разлуку?
  5. Какие тропы использует поэт?
  6. Охарактеризуйте особенности синтаксиса.
  7. Определите размер стиха. Как он связан с ритмом? Что бы вы нарисовали к стихотворению?
  8. Определите жанр. Какие особенности поэтики позволяют отнести его к эпохе символизма?

2.5. Тестирование.

Тестирование учащихся проводится на компьютерах с использованием специально составленной программы-теста, в базе данных которой содержатся вопросы, проверяющие знание фактов биографии И.А. Бунина, его поэтических и прозаических произведений.

2.6. Работа по тексту “Захар Воробьев”.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания в тексте. Помимо орфографии и пунктуации проверяется умение редактировать имеющийся текст (режим проверки правописания в Word’e отключен). (В это время учитель объявляет оценки за первое и второе задания с комментарием).

2.7. Анализ текста “Темные аллеи” (групповая работа).

Предлагается сообща найти ответы на следующие вопросы:

  1. Сопоставьте два типа поведения в одинаковой ситуации: генерала и Надежды. Чем они отличаются. Почему?
  2. Полностью ли раскрывает содержание рассказа его название? Дайте свои варианты названия.
  3. Актуальны ли проблемы, затронутые в рассказе в наши дни или нет? Почему?
  4. Чехов сказал: “Никогда ничего не бывает потом. Это только кажется, что жизнь длинна и все впереди, что потом можно все исправить, что сейчас можно сделать начерно. Ничего нельзя исправить потом. Достаточно раз солгать, предать то, во что верил, назад уже не выбраться”.

Как эта мысль соотносится с рассказом?

Свои микросочинения ребята также оформляют в виде текстовых файлов.

3. Итог урока. Выставляются оценки за грамотность в наборе текстов. За проведенный анализ предложенных произведений. Подводятся итоги урока.

4. Домашнее задание. Учащиеся получают творческое задание: проанализировать любое понравившееся, но не прозвучавшее на уроке стихотворение И.А. Бунина или прозаическое произведение и оформить свое сочинение в форме текстового файла или презентации.

Приложение