Литература
-
Мультимедийный проект по литературе: "Образ Вечной Женственности в поэтическом мире А.Блока" 2007
Цели проекта: постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока; создание речевого художественного видеообраза стихотворений; овладение приемами обработки информации; совершенствование навыков компьютерного дизайна.
-
Этнографическое положение России и разнообразие культурных миров. Интегрированный урок (география + литература) в 9-м классе "Население и хозяйство России" 2007
География-наука особая, её нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам. Именно уникальная природа географии должна определять цели географического образования в школе, формировать у учащегося правильные пространственные представления о природных, социальных, экономических системах разного ранга. Область географического значения комплексна. Она интегрирует биологические, геологические, экономические, социальные, политические и другие науки. Перестройка народного образования стимулирует активные поиски совершенствования форм и методов обучения. В современной школе складывается новая форма учебного занятия - интегральный урок, где предметом анализа выступает многоплановые объекты и информация, содержащаяся в различных учебных предметах.
-
"Я испытываю жалость ко всему человечеству". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.С. Улицкой "Дочь Бухары" 2007
Цели урока: научить учащихся интерпретировать текст через высокую степень объективного повествования; развитие аналитических умении в процессе художественного текста; формирование нравственных качеств у школьников.
-
Творческая проектная работа "Поэтические листы. Серебряный век" 2007
Представлен опыт создания проекта: поэтические листы о поэтах Серебряного века. На каждом – портрет поэта, высказывание, отражающее особенности его творчества и личности, сведения о биографии и творческом пути, стихотворение-"визитка". Описание листов можно использовать как слово учителя или сообщение ученика. Поэтические листы – это наглядное пособие на уроках литературы, оформление кабинета. Они, безусловно, помогут школьникам закрепить в памяти образ поэтов Серебряного века.
-
Урок-портрет. "Речевая характеристика героев произведения И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007
Данный урок по развитию речи является продолжением изучения произведения И.С.Тургенева "Бежин луг" и предполагает использование составления психологического портрета. Обращаясь к художественным средствам выразительности, шестиклассники учатся работать с текстом по плану, развивают языковую наблюдательность, умение аргументировано высказывать собственную точку зрения.
-
"Из-под каких развалин говорю, из-под какого я кричу обвала" (Поэзия А.А. Ахматовой) 2007
"Она заслужила глубокое признание мужеством души и величием таланта", – сказал об А.А.Ахматовой поэт Е. Евтушенко. Точнее не скажешь!
-
Урок-мастерская "Заканчиваем роман А.С. Пушкина "Дубровский" 2007
Урок-мастерская "Заканчиваем роман А.С. Пушкина "Дубровский" проводился в 7-м классе, где литература изучается по программе Т.Ф. Курдюмовой. Учащимся было предложено придумать окончание романа, но, понимая всю трудность этого, мы дали возможность детям проследить судьбы лишь трёх главных героев произведения А.С. Пушкина. Каждая группа обучающихся получила карточки с вопросами, помогающими выполнить это задание, при этом предлагалось выдержать стиль автора (работа над стилем проводилась в процессе изучения романа). Проведённое в конце урока-мастерской сочинение по выбранному афоризму позволило нам оценить продуктивность работы над романом, выяснить, как усвоена проблематика произведения, его идейный смысл.
-
Урок литературы по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" на тему: "Дуэль". Анализ эпизода (гл. 24) 2007
Анализ эпизода "Дуэль Базарова и Павла Петровича" обычно не рассматривается на отдельном уроке. Но обращение к этому материалу, на мой взгляд, необходимо. Интерактивный урок позволяет привлечь внимание учащихся к художественным особенностям текста, к различным способам раскрытия характеров персонажей, к особенностям композиции романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Поиск ответов на свои же вопросы, желание поделиться своими маленькими открытиями, серьезная работа с текстом помогают глубже осмыслить идейное содержание произведения, понять авторскую позицию. Учитель на таком уроке выступает в роли координатора, обозначая только главные направления беседы, помогая прийти к самостоятельным выводам.
-
Урок чтения "Урок поэзии" 2007
Урок чтения в 4-м классе с использованием технологии коллективного способа обучения позволяет раскрыть идею и смысл стихотворений, познакомить с литературоведческими терминами и выучить одно стихотворение наизусть за один урок.
-
Тема урока: "Крушение теории Раскольникова" 2007
Учебная и воспитательная цели урока взаимосвязаны: крушение безнравственной теории Раскольникова есть ненавязчивая беседа учителя, целью которой является формирование терпимого отношения к людям, отличающимся интеллектуальным уровнем и социальным статусом. Результаты социологического опроса, проведённого среди подростков, свидетельствуют о том, что учителю словесности необходимо усилить воспитание таких качеств, как толерантность, т.к. сегодня молодёжные настроения отличаются агрессивностью. Логическое переплетение результатов социологического опроса с нравственными принципами Достоевского и применение информационных технологий на уроке является мощным эмоциональным фактором, усиливающим восприятие нравственного уровня класса. В данном случае речь идёт о том, что современная техника является не украшением урока или данью моде: таким видится современный урок литературы, о чем свидетельстует проведение после развенчания теории Раскольникова повторного социологического опроса и подведения его итогов в присутствии учащихся.
-
Программа элективного курса "Очерк в русской литературе: жанровая специфика, история развития" 2007
Современное переломное время вызвало расцвет жанра очерка, поэтому его изучение сегодня является востребованным и актуальным. Данная программа знакомит учащихся с историей появления и развития очерка в русской литературе, классификацией очерков, жанровой спецификой на примере произведений авторов от древнерусской литературы и до наших дней. В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений жанра.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Диалог о литературе XX века. Художественный мир в поэзии Василия Федорова. Восприятие, анализ, оценка стихотворения "Прощай, село!" 2007
Урок открывает силу таланта В.Фёдорова - огромный поэтический мир. Мотивы лирики актуальны. Лексика темы "родина" представлена многопланово. Звучание патриотических строк подчеркивает общечеловеческую значимость стихотворения, в котором предстаёт образ Кузбасса, его величие и красота. Чувство Родины воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Решение тестовых задач направлено на выявление восприятия поэзии В.Федорова.
-
Проектная деятельность на уроках литературы в 5-м классе. Устное сочинение на тему: "Главный герой повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" - это…" 2007
В данной статье раскрывается применение проектного метода обучения. Показано, каким образом ученики развивают у себя исследовательские умения и навыки, учатся работать в группах, самостоятельно приобретают дополнительные знания, готовят и защищают проект на уроке.
-
Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева (на материале повести "Иуда Искариот" и рассказа "Правила добра") 2007
Леонид Андреев - один из немногих в русской литературе писателей, посвятивших своё творчество поиску парадоксальных ответов на сложнейшие этико-философские вопросы. Диалектика добра и зла, преданности и предательства особенно ярко представлена в творчестве Леонида Андреева произведениями "Правила добра" и "Иуда Искариот". В статье даётся анализ названных произведений Л.Н.Андреева в контексте эволюции понятий добра и зла в литературе и философии XX века, развития темы добра и зла в творчестве писателя, стиля и художественных особенностей произведений. Уделяется внимание философскому и литературному интертексту в произведениях Андреева.
-
Урок по литературе "Урок-обобщение по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2007
Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной для 8-го класса. Занятие предполагает работу в группах, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся. Урок рассчитан на 2 академических часа. Урок может быть использован при работе с программами других авторов. Методы, используемые на уроке: работа с текстом, работа в группах, заполнение таблицы.
-
"Не смейте забывать учителей!" (Внеклассное чтение по произведениям современных писателей и поэтов о школе и учителях) 2007
Урок проводится в 8-м классе после работы над рассказом В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Учитель заранее даёт список произведений для внеклассного чтения. Учащиеся выпускают стенгазеты о профессии учителя, учат стихотворения наизусть, готовят свои рисунки на конкурс "Мой любимый учитель".
-
Памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". 9-й класс 2007
"Слово о полку Игореве" с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени - отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны от все усиливавшегося нажима кочевых южных и восточных соседей Руси. "Слово о полку Игореве" возникло в сложной культурной обстановке. Оно не было одиноким памятником, при всей его исключительности. Русская культура накануне монголо-татарского нашествия отмечена энергичным поступательным движением. Культура Руси развивалась и крепла, проникалась народными началами и углубляла свою самобытность.
-
"Перекличка веков. Идеи просвещения, науки и образования в литературе России". Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников 2007
Цели урока: Проследить, какое выражение нашли идеи просвещения и науки в литературе XVIII-XIX веков. Подробнее познакомиться с творчеством писателей и поэтов XVIII-XIX веков, которым были близки идеи просвещения. Соотнести представления о человеке и его отношении к науке в XVIII-XIX веках и в наше время; определить, какие черты человеческой личности считались наиболее значимыми.
-
Использование метода учебного проекта на уроках литературы 2007
В работе поднимаются актуальные проблемы современного литературного образования, формирования информационной и коммуникативной компетентности учащихся на уроках литературы. Среди используемых форм и методов обучения (деятельностные, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и другие), направленных на формирование компетенций школьников, метод учебного проекта получил широкое распространение. Этим вызван интерес автора статьи к данной проблеме. В работе представлен как теоретический, так и практический материал. В теоретической части дается определение метода учебного проекта, алгоритм и этапы подготовки учебного проекта. В практической части представлен материал уроков по созданию учебных проектов в 5, 8, 10, 11-х классах.
-
О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007
Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.
-
Открытый урок литературы в 5-м классе по рассказу В.И. Белова "Скворцы" 2007
Рассказ В.И. Белова "Скворцы" из раздела курса программы для 5-го класса Т.Ф. Курдюмовой "Литература XX века". Особенность построения урока - педагогическая мастерская. Главное в мастерской - реализация творчества, формирование самооценки, умение ценить творчество другого, атмосфера сотрудничества. Развиваю познавательную самостоятельность через поисковый характер деятельности, методом проблемного обучения, диалогового общения.
-
Культурологическое прочтение повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист" 2007
Изучение повести "Фаталист" М.Ю. Лермонтова проходит как заключительный этап системы уроков по роману "Герой нашего времени". И ключевая философская проблема - вопрос о пределах свободы личности - получает здесь своё завершение.
-
"Как пламень жертвенный, чиста моя любовь" (А.С. Пушкин) 2007
Заседание литературного клуба учащихся 1-го класса, посвященного А.С. Пушкину.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 9-м классе по теме: "Как пламень жертвенный, чиста моя любовь…" 2007
Предлагаемый урок - плод совместного труда и координации работы учителей литературы и английского языка, это попытка активизировать интерес девятиклассников к творчеству А.С. Пушкина, к его жизни. Урок развивает интеллектуальные и творческие способности, стимулирует желание высказываться, читать стихи, петь песни как на русском языке, так и на английском.
-
Тема урока в 6-м классе: "Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника" 2007
На отрытом уроке по изобразительному искусству учащиеся знакомятся с народными костюмами и выполняют эскиз кокошника.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Сопоставительный анализ рассказов В.Пелевина "Ника" и И.Бунина "Легкое дыхание" 2007
Урок литературы в 11-м классе проводит сопоставительный анализ рассказов И.Бунина и В.Пелевина.
-
Семинарское занятие по литературе в 11-м классе "Октябрьская революция глазами современников и потомков. Путь прозрения" 2007
Урок-семинар по литературе в 11-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов, об отношении к революции ее современников и потомков.
-
Интегрированный урок литературы и истории по теме: "Я частица России" 2007
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции.
-
Тема урока: "Темные пятна на страницах детских воспоминаний" 2007
В современном мире школьникам не уйти от вопросов: что такое добро и зло, любовь и ненависть, как жить в обществе. Немаловажной проблемой является и так называемое "стадное" чувство, когда из ложной гордости, из-за боязни показаться "слабаком", "рохлей" подростки совершают поступки, о которых могут сожалеть, будучи взрослыми людьми. Урок является попыткой подсказать ученикам выход из положения, на опыте других избежать ошибок.
-
Игра "Кто хочет стать миллионером" (по творчеству А.С. Пушкина). 9-й класс 2007
Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Такие уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны. Одним из таких уроков является разработанная мною игра "Кто хочет стать миллионером" для 9-го класса по творчеству А.С. Пушкина.