Урок-игра по басням И.А. Крылова для 5-го класса

Разделы: Литература


К уроку пятиклассники должны были перечитать следующие басни И.А.Крылова:

  • “Ворона и Лисица”;
  • “Ларчик”;
  • “Волк и Ягненок”;
  • “Мартышка и Очки”;
  • “Волк на псарне”;
  • “Стрекоза и Муравей”;
  • “Петух и Жемчужное Зерно”;
  • “Слон и Моська”;
  • “Квартет”;
  • “Демьянова уха”;
  • “Лисица и Виноград”;
  • “Кукушка и Петух”;
  • “Зеркало и Обезьяна”;
  • “Свинья под Дубом”;
  • “Лебедь, Рак и Щука”.

В игре принимают участие две команды, которые приготовили к уроку свою визитную карточку, эмблемы, инсценировку басни Крылова (домашнее задание).

1-й конкурс – Представление команд.

Защита эмблем, связанных с темой урока.

2-й конкурс – Конкурс капитанов.

Вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов и письмо. Вот оно (показываю ребятам письмо):

“Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы, что иллюстрируют эти рисунки.
С благодарностью ученики 5 “Б” класса СОШ № 1.” (Приложение 1, Приложение 2)

Капитаны, я думаю, помогут разобраться с предметами (каждому по три).

Предметы из посылки Название басни
Жемчужина “Петух и Жемчужное Зерно”
Сыр “Ворона и Лисица”
Очки “Мартышка и Очки”
Ларец “Ларчик”
Тарелка и ложка “Демьянова уха”
Зеркало “Зеркало и Обезьяна”

А команды в это время сделают надписи к рисункам и вспомнят названия басен (по четыре иллюстрации каждой команде).

“Лебедь, Рак и Щука” “Квартет”
“Ворона и Лисица” “Демьянова уха”
“Волк и Ягненок” “Волк на псарне”
“Свинья под Дубом” “Мартышка и Очки”

3-й конкурс – “РОМАШКИ”.

Команды получают “РОМАШКИ”. На каждом лепестке слова из басен Крылова. Вы должны прочитать их и назвать басню.

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!,,

(Ворона и Лисица”)

А Ларчик просто открывался.

(“Ларчик”)

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

(“Волк и Ягненок”)

У сильного всегда бессильный виноват.

(“Волк и Ягненок”)

Ты сер, а приятель, сед.

(“Волк на псарне”)

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?..

(“Стрекоза и Муравей”)

Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!

(“Слон и Моська”)

Стой, братцы, стой!

(“Квартет”)

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

(“Квартет”)

Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.

(“Демьянова уха”)

Хоть видит око, да зуб неймет.

(“Лисица и Виноград”)

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

(“Кукушка и Петух”)

4-й конкурс – НАЗОВИ ГЕРОЯ.

Теперь, когда мы вспомнили названия басен И.А.Крылова, пришло время поговорить и о героях. Вы должны определить, кто из персонажей басен сказал следующие слова (помощники ведущего читают наизусть).

Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку!..

(Демьян, “Демьянова уха”)

Тьфу пропасть! – говорит она –
И тот дурак, кто слушает людских всех врак:
Все про очки лишь мне налгали,
А проку на волос нет в них.

(Мартышка, “Мартышка и Очки”)

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней прокорми и обогрей.

(Стрекоза, “Стрекоза и Муравей”)

И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право, сказки!

(Лисица, “Ворона и Лисица”)

5-й конкурс – ОТГАДАЙ КРОССВОРД.

Каждая команда получает кроссворд, побеждает в этом конкурсе тот, кто сделает быстро и правильно.

По горизонтали.

1. Злая насмешка (литературоведческий термин).

2. Изображение неживого предмета как живой.

3. Известный русский баснописец ХIХ века.

4. Насмешка (литературоведческий термин).

По вертикали.

1. Главная мысль басни, которая находится в начале или в конце произведения, высказана автором в форме нравоучительного вывода.

2. Иносказание, изображение чего–либо со скрытым смыслом.

3. Аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

6-й конкурс – ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока-игры, награждение победителей.