К уроку пятиклассники должны были перечитать следующие басни И.А.Крылова:
- “Ворона и Лисица”;
- “Ларчик”;
- “Волк и Ягненок”;
- “Мартышка и Очки”;
- “Волк на псарне”;
- “Стрекоза и Муравей”;
- “Петух и Жемчужное Зерно”;
- “Слон и Моська”;
- “Квартет”;
- “Демьянова уха”;
- “Лисица и Виноград”;
- “Кукушка и Петух”;
- “Зеркало и Обезьяна”;
- “Свинья под Дубом”;
- “Лебедь, Рак и Щука”.
В игре принимают участие две команды, которые приготовили к уроку свою визитную карточку, эмблемы, инсценировку басни Крылова (домашнее задание).
1-й конкурс – Представление команд.
Защита эмблем, связанных с темой урока.
2-й конкурс – Конкурс капитанов.
Вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов и письмо. Вот оно (показываю ребятам письмо):
“Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы, что иллюстрируют эти рисунки.
С благодарностью ученики 5 “Б” класса СОШ № 1.” (Приложение 1, Приложение 2)
Капитаны, я думаю, помогут разобраться с предметами (каждому по три).
Предметы из посылки Название басни Жемчужина “Петух и Жемчужное Зерно” Сыр “Ворона и Лисица” Очки “Мартышка и Очки” Ларец “Ларчик” Тарелка и ложка “Демьянова уха” Зеркало “Зеркало и Обезьяна”
А команды в это время сделают надписи к рисункам и вспомнят названия басен (по четыре иллюстрации каждой команде).
“Лебедь, Рак и Щука” “Квартет” “Ворона и Лисица” “Демьянова уха” “Волк и Ягненок” “Волк на псарне” “Свинья под Дубом” “Мартышка и Очки”
3-й конкурс – “РОМАШКИ”.
Команды получают “РОМАШКИ”. На каждом лепестке слова из басен Крылова. Вы должны прочитать их и назвать басню.
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!,,
(“Ворона и Лисица”)
А Ларчик просто открывался.
(“Ларчик”)
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
(“Волк и Ягненок”)
У сильного всегда бессильный виноват.
(“Волк и Ягненок”)
Ты сер, а приятель, сед.
(“Волк на псарне”)
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?..
(“Стрекоза и Муравей”)
Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!
(“Слон и Моська”)
Стой, братцы, стой!
(“Квартет”)
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
(“Квартет”)
Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.
(“Демьянова уха”)
Хоть видит око, да зуб неймет.
(“Лисица и Виноград”)
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
(“Кукушка и Петух”)
4-й конкурс – НАЗОВИ ГЕРОЯ.
Теперь, когда мы вспомнили названия басен И.А.Крылова, пришло время поговорить и о героях. Вы должны определить, кто из персонажей басен сказал следующие слова (помощники ведущего читают наизусть).
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку!..
(Демьян, “Демьянова уха”)
Тьфу пропасть! – говорит она –
И тот дурак, кто слушает людских всех врак:
Все про очки лишь мне налгали,
А проку на волос нет в них.
(Мартышка, “Мартышка и Очки”)
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней прокорми и обогрей.
(Стрекоза, “Стрекоза и Муравей”)
И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право, сказки!
(Лисица, “Ворона и Лисица”)
5-й конкурс – ОТГАДАЙ КРОССВОРД.
Каждая команда получает кроссворд, побеждает в этом конкурсе тот, кто сделает быстро и правильно.
По горизонтали.
1. Злая насмешка (литературоведческий термин).
2. Изображение неживого предмета как живой.
3. Известный русский баснописец ХIХ века.
4. Насмешка (литературоведческий термин).
По вертикали.
1. Главная мысль басни, которая находится в начале или в конце произведения, высказана автором в форме нравоучительного вывода.
2. Иносказание, изображение чего–либо со скрытым смыслом.
3. Аллегорический рассказ с поучительным смыслом.
6-й конкурс – ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока-игры, награждение победителей.