УРОК-СУД.
Целеполагание:
- Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения: вычленение фактологической основы произведения (примеры бездумного обращения с природой).
- Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании повести.
- Побуждение детей к размышлению о сущности природы на основе их сегодняшнего экологического опыта, переосмысление лозунга: “Человек – царь природы”.
- Развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения.
ХОД УРОКА
Учитель: Вы уже понимаете, что
литература – это отражение жизни общества и
личности, реакция на события в истории
человечества.
Сегодня мы с вами подводим итог нашему
проектному исследованию и проводим урок-суд,
который должен ответить на вопрос: находит ли
общество в литературе свою действительную жизнь.
(звучит тихая музыка)
Основную свою задачу “воспитание человеческих душ” Распутин осуществляет своими художественными произведениями. Чувство тревоги за человека и землю, на которой он живет, постоянно чувствуется в его работах, настойчиво повторяет Распутин свое убеждение: роль литературы не в том, чтобы “изменить мир”, а в том, чтобы изменить человека. “Нарушитель любви к ближнему- первым из людей предает самого себя...” (Б.Л. Пастернак). Сегодня нам предстоит провести судебное заседание, Задача судьи вынести свой приговор назначению урока литературы в школе, нужно ли сегодня изучать произведения Распутина, Астафьева и других писателей XX века.
СУД ИДЕТ
Судья: “Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство” (Б.Ш. Окуджава).
Передо мной книга В. Распутина “Прощание с Матерой”.
Кому и почему необходимо исчезновение острова Матеры? Чем является природа для “ строителей будущего? Можем ли мы утверждать, что природа –это храм? Зачем человеку помнить прошлое? Для кого из персонажей повести оно значимо? Сегодня нам предстоит разобраться с этими вопросами. Слово прокурору.
Прокурор
Сегодня - век технического прогресса и
компьютеризации, он вытесняет книгу как друга,
учителя и советчика человека. Мы читаем, чтобы
отвлечься, занять время, получить удовольствие.
Второе предназначение литературы и писателя как
её творца – искусство предугадывать,
предчувствовать ход развития цивилизации и
предупреждать нас, о грозящих непоправимых
бедах. В повести В. Распутина “Прощание с
Матёрой” автор обвиняет человечество,
потерявшее душу и подводит читателя к самому
краешку бездны. Что дальше, должен решить сам
человек, а ведь это мы с вами, сегодняшние
школьники. Думай, человек!
Автор видит первопричины разлада человека с миром. Мы с вами просто обязаны знать эти причины, ведь за будущее всегда в ответе ныне живущие. Именно поэтому предлагаю проанализировать конфликт повести, ощутить опасность и гибельность этого разлада для человечества, и осудить тех, кто не читает сам, не пытается на опыте прошлого не совершать опрометчивых поступков, тех, кто использует природу лишь в качестве мастерской.
Секретарь
На сегодняшнее заседание суда приглашаются герои повести “ Прощание с Матерой”: “распутинские” старухи, жители острова, Богодул, АНДРЕЙ, Павел, Воронцов, Жук…
Прокурор
Человечеству необходимо знать свою историю, осознавать свои ошибки. Я осуждаю тех, кто не читает и не признает, что литература - учитель жизни. В книге Распутина утверждается, что Прогрессу и Государству необходимо исчезновение Матеры, но так ли нужна эта затопленная земля человечеству?
Судья
Прошу заслушать первого свидетеля.
Богодул
(зачитывается отрывок из 3 главы (можно наизусть) “ Мер-ртвых гр-рабют!”
“Как посмели над могилками галиться? ..Мертвые ишо сами спросят…” “К кладбищу боле не касайтеся. А то я берданку возьму, подо мной Земля, и не нахальте на ней” . (Размышления Богодула)
Инсценировка
(от слов: “Снова закипятились, закричали старухи, теснее сжимая в кольцо Воронцова, Жука и мужиков. Вера совала под нос Жуку фотографию матери …” до слов “..А старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки.”
Адвокат
Я положительно оцениваю поведение жителей Матеры, нежелающих покидать свою Родину. С 4 главы по-настоящему вступает в повествование мучительно вопрошающий, честно сомневающийся и размышляющий голос Дарьи.(дает краткий пересказ –знакомство с повестью (по необходимости).
Судья: Слово второму свидетелю:
Дарья
Смысл своей жизни вижу в исполнении завета отца : “ В горе, в зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь- нет, живи, шевелись, чтоб покрепче защепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были”.
Прокурор
Что нового стоит за уничтожением острова? ГЭС, поселок городского типа, удобства для человека, беззаботная личная жизнь. Это понимать надо. И мы понимаем, что прогресс необходим для любого государства. Но Государство должно проявлять истинную заботу о своих людях.
Судья
За хранителями Матеры душа и совесть. Что же предлагается материнцам взамен красоты, покоя, душевного комфорта и чистой совести? Слово свидетелю.
Павел
Читает цитату “не для себя строили” (пересказывает размышления Павла и его сына Андрея).
Адвокат
Павел - представитель среднего поколения семьи Пинигиных, самый мучительно распяленный и вместе усталый от раздвоенности и сомнений человек. Он полностью ни с матерью, ни с сыном (Андреем).
Павел
“И где правда, почему так широко и далеко ее растянули, что не найти ни начал, ни концов? Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда?! (пересказ размышлений… “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы? На смену Матере идет поселок, “ сработанный хоть и богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке, да поставленный так не по-людски и несуразно, что хоть руками развести”. Ни хлеба там толком не вырастишь, ни скота не разведешь. Чувствую облегченность городской жизни, а человека это делает легковеснее, “без твердости и надежности.”
Прокурор
Вдумайтесь в ужас предстоящего будущего. Народ другую привычку возьмет, жить для комфорта, полегче, без особого труда, боли и ответственности, не видя дальше сиюминутного довольства, а дальше будь что будет?
Настасья и ее муж Егор (рассказывает о беде, постигшей эту семью, после которой жена, словно умом тронулась.)
Судья
За всем, что в эти дни происходило на острове, безмолвно наблюдал Хозяин.
Свидетель (из зала) рассказывает о Хозяине острова с цитатами.
“В серой темноте улицы было пусто и спокойно. Тихо, ничем не выдавая своей жизни, стояли избы с бельмастыми окнами, но, когда Хозяин приближался к какой из них, она отзывалась протяжным, на свой голос, терпеливым вздохом, показывая, что все знает, все чувствует и ко всему готова. Были среди них и нестарые…(до слов
“Обежав из конца в конец деревню, Хозяин повернул за улицей влево к высокому над рекой голому берегу. Здесь было видней, в распахнутом просторе слоисто мерцали темные дали; стеклянно взблескивала и стеклянно же позванивала на нижнем перекате вода. Со струнным, протяжным шуршанием катилась Ангара; посреди острова шуршание расходилось на две струны, которые провешивались над водой, пока оно опять не смыкалось в одно. Хозяин любил прислушиваться к этому нутряному, струйному звучанию текущей реки, которое днем за посторонними шумами пригасало, а ночью становилось чище и ясней. Оно возносило его к вечности, к раз и навсегда заведенному порядку, но Хозяин знал, что скоро оно оборвется и будет здесь, над заглохшей водой, гудеть только ветер. Вспомнив об этом, Хозяин повернул в глубь острова.”).
Адвокат
Полдеревни вернулось на Матеру, чтобы провести последний сенокос. Истинному человеку не понятно, как может пропасть то, что будет полезно. Возвращаясь с покоса, люди поют прощальную-поминальную песню. Дарья обряжает избу к смерти (предлагается кому-то из зала -пересказ 20 главы). Те, кто покидают Матеру, понимают всю бессмысленность ситуации. Но Прогресс- вот необходимое условие для нас, главное - за большими делами не забывать… Предлагаю заслушать самих материнцев.
Инсценировка (Дарья и Андрей).
Дарья
“Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. (Размышления Дарьи в интерпретации ученика).
Андрей
Я живу лучшими лозунгами: “человек - царь природы”, “что захочет, то и сделает”, “надо не поддаваться судьбе, самому распоряжаться над ней”. Очень хочу на саму стройку.
Дарья
Господи, “воду на нас пускать”.
Андрей
“Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось, а там думают обо всех сразу.
Дарья.
Превозносится человек своими успехами в покорении природных сил, в развитии науки и техники: “загордел, человек, ох, загордел. Гордей, тебе же хуже. Тот малахольный, который под собой сук рубил, тоже много чего об себе думал.”
Прокурор
Дарья точно схватывает противоречия прогресса, односторонне направленного на технический путь, забывающего о необходимости органического усовершенствования самой физической природы человека.
Если 20-30 годы могли быть безудержно оптимистичны в своем пафосе преобразования природного мира, то на время с его экологическим кризисом, страшными, часто гибельными последствиями непродуманного вторжения человеческой, прежде всего промышленной деятельности в установившуюся взаимосвязь природных явлений и законов, может, внимательнее прислушаться к взгляду старой мудрой женщины, воплощающей духовный опыт народа.
Судья
Принес ли нам нечто новое голос Дарьи? Надо ли прислушаться к нему? Прошу выступить свидетелей из зала.
(Выступает Сима, которая рассказывает О себе и Коленьке.
(Могут высказаться даже те, кто не читал повести.)
Прокурор
Следует отметить иронические приметы созидаемого “новой” жизнью: жена Павла Соня, сразу обрюзгшая, стала тонко и гордо разбираться в своих вдруг обретенных болячках и сложных аптечных лекарствах против них. Совсем спивается Петруха. Совесть свою он сжег.
(Можно еще раз вспомнить этот эпизод, кто-то сможет пересказать и прокомментировать). В литературе мы видим свою действительную жизнь, а на ошибках надо учиться, чтобы не повторять их. Распутин говорит о том, что многие беды наши от безразличия, от равнодушия человека. Самый отвратительный афоризм – после нас хоть потоп. Придумали его равнодушные, эгоисты. Человек, если он царь природы, должен поступать разумно, адекватно, учитывать опыт прошлых лет, не повторять ошибок. Нет прощения тем, кто бездумно использует дары природы. Они теряют свою душу, тепло своего сердца. Они подвластны техническому прогрессу и зависимы от чужого мнения, формулирующегося с экрана телевизора.. Позор тем, кто считает природу лишь мастерской, поставляемой блага человечеству и не требующей любви к ней человека. Распутин назвал свое произведение прощанием, но мы обязаны возвращаться к этому памятнику наших прошлых ошибок, чтобы не повторять их. Позор людям, отодвигающим литературу на последний план . Мы должны сказать сегодня до свидания остров, мы будем помнить всех, кто погиб под водами ГЭС, несущей свет людям (как это не странно), прошлое значимо для человека, оно его учебник. Не должен сегодня человек бездумно обращаться с природой.
Судья
Может ли кто сказать, чем является природа для нас “строителей будушего”, Матеру все равно сожгли. Не смогла отстоять ее горстка старух. Но долго не поддавался огню и остался царский листвень, что хотел сказать автор?
(Выступление из зала)
Адвокат
Мужички сравнивают листвень с Богодулом. Он символ жизнеутверждающий. Но Распутин написал эту повесть не только для того, чтобы утвердить нас в этой мысли. Он предостерегает человека от легких и скорых решений там, где сталкиваются “надо и нельзя”, т.е. интересы разума и души.
Судья
Мыслите вы, представители нового поколения, очень похоже, чувствуете адекватно, значит у вас есть шанс - вы сможете слышать и понимать друг друга. Умение понимать окружающих – самое ценное, самое человеческое качество. Сегодня мы выносим приговор Государству и людям, которые бездумно пользуются природными благами, которых не волнует наше будущее, которые не уважают своего исторического прошлого. Но вот почему это происходит? Вспомним слова В.Г. Белинского: “Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека”. Всем, кто сегодня участвовал в заседании необходимо написать сочинение на одну из заданных нами сегодня тем. (Домашнее задание, записывается по ходу урока на доске, здесь темы выделены курсивом в конспекте урока).