Урок внеклассного чтения в 9-м классе на тему: "Человек должен следовать своей мечте?!" (по роману Пауло Коэльо "Алхимик")

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Пробудить интерес к творчеству бразильского писателя П. Коэльо.
  2. Проанализировать образную систему романа “Алхимик” с целью выявления смысла жизни.
  3. Развитие речемыслительной деятельности учащихся.
  4. Воспитание толерантности, осознания нравственных ценностей, приобщение к мировой художественной литературе.

Средства обучения:

  • презентация “П. Коэльо – больше чем писатель…”, (Приложение)
  • выставка книг писателя,
  • иллюстрации к роману “Алхимик”,
  • эпиграф:

“Добиться воплощения своей мечты – это единственная подлинная обязанность человека”. (П. Коэльо.)

Ход урока

I. Слово учителя.

- Ребята, вы знаете историю о Нарциссе – прекрасном юноше, который днями напролёт любовался своим отражением в ручье? Что с ним произошло?

- Нарцисс до того загляделся, что в конце концов упал в воду и утонул, а на берегу вырос цветок, названный в его память.

- Оскар Уайльд, английский писатель, эту историю рассказывал по-другому. Послушайте её:(сообщение ученика)

“Когда Нарцисс погиб, нимфы леса - дриады – заметили, что вода в ручье сделалась от слёз солёной.

- О чём ты плачешь? - спросили дриады.

- Я оплакиваю Нарцисса, - отвечал ручей.

- Не удивительно, - сказали дриады. - В конце концов мы ведь всегда бежали за ним вслед, когда он проходил по лесу, а ты единственный, кто видел эту красоту вблизи.

- А он был красив? - спросил тогда ручей.

- Да кто же лучше тебя может судить об этом? - удивились лесные нимфы. - Не на твоём ли берегу, склоняясь над твоими водами, проводил он дни от зари до ночи?

- Ручей долго молчал и наконец ответил:

- Я плачу по Нарциссу, хотя никогда не замечал, что он – прекрасен. Я плачу потому, что всякий раз, когда он приходил на мой берег и склонялся над моими водами, в глубине его глаз отражалась моя красота”.

- С этой чудесной истории начинается роман бразильского писателя П. Коэльо “Алхимик”. Роман, тираж которого превысил 10 млн. экземпляров. Роман, который назвали книгой года, очаровательным примером безграничного изящества философской глубины. П. Коэльо – какой это писатель? Почему мы обратились именно к его произведению? Послушайте сообщение о жизненном и творческом пути этого писателя.

Сообщение ученика. “Жизненный и творческий путь П. Коэльо – это поиски Света, Солнца, Добра. Родившись в 1947 году в Рио-де-Жанейро в семье инженера, он с детства мечтает стать писателем. Но в 60-е г. в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой. Пытаясь оградить от преследований властей, родители отправляют 17-летнего Пауло в психиатрическую больницу. После больницы он становится хиппи. Читает всё подряд: от Маркса до “Бхагават – гиты”. Затем выписывает журнал “2001”, в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис. Одновременно пишет тексты архаических песен, становится в одночасье богатым и знаменитым. Коэльо продолжает искать себя: работает журналистом, пробует себя в режиссуре и драматургии. Темы его стихов привлекли внимание властей. Его обвиняют в антиправительственной деятельности, трижды арестовывают. Подвергают пыткам. Выйдя из тюрьмы, он перестает писать и пробует себя в СВS Records. Но в один прекрасный день его увольняют без объяснений. И тогда он отправляется путешествовать. Случайная встреча в Амстердаме приводит его в католический орден, где он начинает понимать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на нашем пути. Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое путешествие в Сантьяго де Компостелла. Преодолев 80 км по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это путешествие в своей первой книге “Паломничество”(1987). Вскоре за ней последовала вторая – “Алхимик”, принёсшая автору мировую известность.

Сегодня Пауло Коэльо – всемирно известный бразильский писатель, чьи книги переведены на 56 языков и являются бестселлерами в 140 странах мира. Он самый читаемый зарубежный писатель в России. Сейчас на русский язык переведены 8 из 13 романов писателя. Коэльо удостоен множества престижных наград Франции, Италии, Бразилии, Испании, Германии, Польши.

- Книги Коэльо привлекают внимание читателей прежде всего тем, что в них писатель поднимает извечные нравственные проблемы: его герои стремятся постичь любовь, претворить мечту в явь, найти своё предназначение на Земле…

Всю жизнь свою Нарцисс и ручей потратили на самолюбование. Ничто в жизни их больше не привлекало и не интересовало. Значит, свою жизнь они прожили бессмысленно, бесцельно.

- А в чём заключается смысл жизни, как вы думаете?

-. . .

- Сегодня на уроке мы должны найти ответы на этот вопрос. И поможет нам в этом роман “Алхимик”.

II. Анализ романа “Алхимик”. Философия образов.

- О чём этот роман?

- О судьбе, о поисках и обретении истины, о дружбе, о любви, о богатстве…

- Кто такой Сантьяго?

- Сантьяго – молодой испанец, до 16 лет получал образование в духовной семинарии, где изучал латынь, испанский и богословие. Однажды он набрался смелости и признался родителям, что не хочет быть священником, а хочет путешествовать. Он на деньги отца покупает отару овец, и уже несколько лет с овцами бродил с места на место в поисках воды и корма.

- Он доволен своей жизнью?

- Да, ему нравится такая жизнь. Он обрёл много друзей, научился узнавать на земле и на небе приметы того, что его ждёт впереди. Всему этому его научили овцы.

- Что же нарушает его покой?

- Ему снится 2 раза один и тот же сон, и цыганка говорит ему, что он должен оказаться у пирамид и найти там сокровища.

- Юноша готов отправиться на поиск этих сокровищ?

- Конечно, нет: он не знает, как до них добраться, и у него нет денег.

- Кто такой Мельхиседек? Почему он появляется на жизненном пути Сантьяго?

- Мельхиседек – царь Салима. Он появляется в тот момент, когда юноша готов отступиться от своего пути – он разочарован в своих снах и в цыганке-гадалке.

- Как царю удаётся переубедить Сантьяго?

- Мельхиседек приводит ему примеры из жизни тех людей, которые не пошли по своему пути, что такой шанс даётся человеку только один раз в жизни. И если человек по-настоящему чего-то желает, то это обязательно исполнится, потому что ему в этом будет помогать вся Вселенная.

- Почему за свой совет царь просит десятую часть отары?

- Всё на свете имеет свою цену.

- Почему С. не совсем доволен этой встречей?

- Ему жалко расставаться со своей отарой, с привычным укладом жизни.

- Какой подарок делает ему царь на прощанье?

- Он дарит 2 камня: Урим и Туммим – белый и чёрный. Царь говорит, что когда он не сумеет разобраться в знаках, они ему пригодятся. Но С. не должен забывать, что всё на свете – одно целое, чтобы он сам старался принимать решения. И самое главное – он должен следовать своей Судьбе до конца.

- Какую историю рассказывает ему М.? Почему?

- Историю о двух каплях масла в чайной ложке. Потому что секрет счастья в том, чтобы видеть всё, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о том, что ты имеешь.

- Почему на пути С. появляются торговец сластями и торговец хрусталём?

- Во-1-х, С. обокрали, и он, помогая им, зарабатывает кусок хлеба. Во-2-х, у него прекрасная возможность познакомиться с человеком, который нашёл своё место в жизни и человеком, отказавшимся воплотить свою мечту в явь.

- Почему С. остаётся работать именно у торговца хрусталём?

- Ему есть о чём рассказать и посоветовать С.; так же ему надо заработать деньги, чтобы вернуться домой и купить новое стадо.

- Чему научился С. за время работы у торговца хрусталём?

С. научился:

1) всем тонкостям этой работы, и сам теперь мог открыть такую же лавку;

2) арабскому языку, мог свободно разговаривать;

3) заработал деньги на покупку овец вдвое больше того, что у него было.

- Почему С. не вернулся в Испанию? Что ему помогло продолжить свой путь?

- Два камня, подаренные царём М. Юноша вспоминает слова царя “не отказывайся никогда от своей мечты, следуй знакам…”. С. размышляет и понимает, что вернуться домой он сможет в любой момент и что он должен попытаться найти сокровища.

- Следующий герой, встречающийся на пути С. – это Англичанин. Что вы о нём узнали?

- А. всю свою жизнь посвятил тому, чтобы отыскать тот единственный язык, на котором говорит Вселенная. Вначале он увлёкся эсперанто, потом религиями мира и, наконец, алхимией. Теперь А. свободно говорит на эсперанто, досконально знает историю разных вероучений, только алхимиком ещё не стал. Он уже истратил часть отцовского наследства на свои бесплодные поиски. Рыскал в лучших на свете библиотеках. Покупал самые важные книги по алхимии, но достичь совершенства ему так и не удавалось.

- Почему он оказался в караване?

- В одной из книг А. вычитал об одном знаменитом арабском алхимике, что ему 200 лет, что он нашёл Философский Камень и Элексир Бессмертия и что он живёт в оазисе Эль-Фаюм. Англичанин решил своими глазами увидеть этого алхимика и с этой целью собрался идти с караваном через Сахару, на пути которого будет оазис Эль-Фаюм.

- Чему научились А. и С. друг у друга? Что они поняли?

- У каждого человека своя дорога, свой способ учиться. Каждый из них ищет свой путь, и за это они не могут не уважать друг друга.

- Кто такая Фатима? При каких обстоятельствах они встречаются?

- Фатима – девушка, живущая в Эль-Фаюме. Когда Сантьяго и Англичанин оказались в оазисе, они занялись поиском Алхимика и стали расспрашивать людей, которые приходили к ручью за водой. Там Сантьяго и познакомился с ней.

- Почему Фатима не удерживает Сантьяго в оазисе?

- Для нее важно, чтобы Сантьяго обрел себя – только в этом случае они смогут быть счастливы.

- Последняя знаковая встреча Сантьяго – встреча с Алхимиком. Как Алхимик понял, что Сантьяго тот человек, которого он поджидал все эти годы?

- У Сантьяго было видение, и он предупреждает вождей оазиса о надвигающейся беде.

- Почему Алхимик убеждает Сантьяго не оставаться в оазисе, а продолжить свой путь?

- Алхимик обрисовывает ему его дальнейшую жизнь…

- Почему Сантьяго смог превратиться в ветер?

- Он достиг своего духовного совершенства: постиг Душу мира, научился говорить на этом языке, и он знал, что если чего-то захочет, вся Вселенная будет этому способствовать. Он стал алхимиком.

- Зачем же Сантьяго продолжает поиск сокровищ?

- Алхимик говорил ему, что “сокровища нужно найти для того, ибо только тогда все, что ты понял и прочувствовал на пути к ним, обретет смысл”.

- Как вы думаете: почему его путь лежит именно к пирамидам?

Пирамиды

1) это одно из чудес света;

2) символ мудрости;

3) символ могущества;

4) символ человеческих возможностей.

III. Выводы.

- Ребята, какой вывод вы для себя сделали, прочитав роман “Алхимик”?

- Человек счастлив тогда, когда следует своему пути, т. е. когда находит свое место в жизни, свое предназначение.

- Какие уроки жизни вы извлекли из романа?

1) Человек должен следовать своей Судьбе.

2) У каждого человека свой путь познания истины.

3) Если ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось.

4) Все в мире имеет свою цену.

5) Любовь – это часть Судьбы, и она не преграда, а поддержка.

6) Жизнь притягивает жизнь.

7) Никогда не забывать о том, что у тебя есть.

8) Никогда не отчаиваться, идти смело вперед.

IV. Д/З:

Написать сочинение-эссе (рассуждение) на тему “О чем я задумалась(ся), прочитав роман П. Коэльо “Алхимик”?

Заключительное слово учителя:

- В заключение нашего урока я хочу вам пожелать, чтобы вы никогда не забывали прекрасную историю о Нарциссе. Пусть эта история будет вам напоминанием того, что в жизни человека может быть несколько дорог. По какой дороге пойти, чему посвятить свою жизнь, как ее прожить – будет зависеть только от вас. Но если вы найдете свое истинное место в жизни, не будете ее растрачивать по пустякам, ваша жизнь всегда будет озарена смыслом.