Цели:
- создать условия для погружения в мир гоголевского юмора;
- углубления и закрепления понятий о юморе;
- развития творческих способностей детей, их фантазии через сплочение классного коллектива, формирование умения слушать и общаться.
Предварительная подготовка: учащиеся готовят сценки
- Оксана перед зеркалом.
- Вакула и Черт.
- Кум, кумова жена и ткач.
Оборудование:
- в центре доски – тема урока, рядом стенд с фотопортретами Н.В.Гоголя, его родителей, друзей;
- текст повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”;
- выставка иллюстраций к повести;
- письменные работы детей;
- костюмы участников инсценировок;
- месяц, звезды, макет хаты, посуда;
- толковый словарь;
- фонограмма украинской народной музыки “Гопак”.
Оформление: класс украшен звездами, висит месяц, около доски воссоздан интерьер украинской хаты.
Словарь понятий: юмор, сатира, колядки, посиделки.
Тип урока: повторение-обобщение.
Оргформа : урок-театр.
ХОД УРОКА
1. Погружение в тему урока.
Звучит музыка.
Входят колядующие и поют колядки.
Как ходила Коляда
Накануне Рождества.
А кто даст пирога?
Тому двор живота,
Кто не даст пирога -
Тому двор чертей,
Огород червей.Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку
Масляну головку.
Масляну головку…
Дай Бог всего тому,
Кто в этом дому.Пришла Коляда
Накануне Рождества…
Хозяюшка, родная матушка,
Не ленись, подымись!
Ты подай пирога…
Как подашь пирога
Целый двор живота.
(После пения, учитель угощает колядующих конфетами, они – всех).
- Ребята, как называются песни, которые только что прозвучали? С каким народным обычаем они связаны? (C Рождеством.)
- Что вам известно о празднике Рождество Христово?
- Как его справляли на Руси?
(В Рождество ходили славить. Пели песни прославляющие Христа. А встречали Рождество колядками. Обычай колядовать на Руси появился с давних времен.
Обязательно угощали певцов. Чем щедрее было подарение – тем ближе казалось исполнение желания. Колядки включали в себя мысли об урожае, богатстве, природе.)
2. Зимние посиделки.
Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок. Назовем его “Посиделки на хуторе близ Диканьки”. Мы закончили изучение повести “Ночь перед Рождеством” и собрались здесь, чтобы вслушаться в язык гоголевской повести, понять, почему мы улыбаемся, когда читаем повесть, а иногда безудержно хохочем…
Всегда на посиделках в долгие зимние вечера собирались ребята, девушки, каждый со своей работой. Там говорилось о каких-то тайнах, кто с кем дружит, кто кого любит. А нам с вами сегодня предстоит разговор о тайне- тайне нашей любви к Гоголю, тайне юмора его повести.
Прежде, чем мы перейдем к разговору о гоголевском юморе, предлагаю ответить на вопросы небольшого теста.
Запишите, пожалуйста, в тетради тему урока.
Чтобы погрузиться во время эпохи, где происходит содержание сюжета, нам необходимо владеть понятийным рядом, лексикой того времени.
Давайте проверим, знаем ли мы гоголевскую лексику.
Предлагаю тест по повести “Ночь перед Рождеством”. Запишите номер вопроса и буквой вариант ответа.
1) Что означает слово колядовать?
А) веселиться перед Новым годом;
Б) петь накануне Рождества;
В) собирать сплетни.
(1-А)
2) Что означает выражение строить куры?
А) строить дом;
Б) ухаживать;
В) разводить куриц.
(2-Б)
3) Черевички это:
А) чайные чашки;
Б) тарелки для супа;
В) башмаки.
(3-В)
4) Ковзаться это:
А) целоваться;
Б) кататься на коньках;
В) обниматься.
(4-А)
5) Чернец это:
А) монах;
Б) черный кот;
В) черный платок.
(5-А)
6) Смалец это:
А) машинное масло;
Б) мазь;
В) бараний жир.
(6-В)
7) Кутья это:
А) хлеб;
Б) каша;
В) лапша.
(7-Б)
8) Таратайка это:
А) повозка;
Б) шапка;
В) верхняя женская одежда.
(8-А)
А теперь проверим, как вы ответили на вопросы теста. За каждый правильный ответ вы получите звездочку. Я читаю вопрос и правильный вариант ответа. У кого так, те поднимут руки и получат звездочки.
3. Изучение мира юмора гоголевской деревни Диканьки.
Мы с вами освежили в памяти значения некоторых слов из словаря Н.В.Гоголя. На посиделки к нам пришли некоторые герои повести, но прежде чем они встретятся с нами, запишите в тетрадях слово “юмор” и объясните, как вы понимаете значение этого слова.
Рефлексия: Давайте посмотрим, как Н.В.Гоголь в повести “Ночь перед Рождеством” использовал искусство украинского народного юмора.
К нам пожаловали гости с Украины.
Давайте посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка.
Инсценировка:
1. Оксана перед зеркалом.
…По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим, в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою.
Оксана: -Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?
- Лгут люди, я совсем не хороша.
- Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж равных им нет и на свете?
- Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах?
- Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!
- Нет, хороша я!
- Ах, как хороша!
- Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!
- Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.
2. Вакула и Черт.
Черт: -Это я – твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам, сколько хочешь, Оксана будет сегодня же наша…
Кузнец стоял размышляя.
Вакула: – Изволь, – сказал он наконец, – за такую цену готов быть твоим!
Черт: – Ну, Вакула! – ты знаешь, что без контракта ничего не делают.
Вакула: – Я готов!
-У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! – Тут он заложил назад руку – и хвать черта за хвост.
Черт:- Вишь, какой шутник! –
- Ну, полно, довольно шалить!
Вакула:- Постой, голубчик! – а вот это как тебе покажется? – При этом он сотворил крест, и черт сделался тих, как ягненок.
- Постой же, будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан!
Черт: -Помилуй, Вакула!
- Отпусти душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!
Вакула: – А, вот каким голосом запел, немец проклятый! Теперь я знаю, что делать. Вези меня сей же час на себе! Слышишь, неси, как птица!
- Куда?
- В Петербург, прямо к царице!
3. Кум, кумова жена и ткач.
Кум: – Здравствуй, Остап!
Ткач: – Здравствуй!
- Куда идешь?
- А так. Иду куда ноги идут.
- Помоги, человек добрый, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. Добром разделимся пополам.
- Мешки? А с чем мешки, с кнышами или паляницами?
Кум: – Да, думаю всего есть.
Ткач: – Куда ж мы понесем его? В шинок?
Кум: – Оно бы и я так думал, чтобы в шинок; но ведь проклятая шинкарка не поверит, подумает еще, что где-нибудь украли; к тому же я только что из шинка. Мы отнесем его в мою хату. Нам никто не помешает: жинки нет дома.
Ткач: – Да точно ли нет?
Кум: – Слава Богу, мы не совсем еще без ума, – черт ли бы принес меня туда, где она. Она, думаю, протаскается с бабами до света.
Кумова жена: – Кто там?
Ткач: – Вот те на!
Кумова жена: – Вот это хорошо!
- Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают добрые люди; только нет, я думаю, где-нибудь подцепили. Покажите мне сей час, слышите, покажите сей же час мешок ваш!
Кум: – Лысый черт тебе покажет, а не мы.
Ткач: – Тебе какое дело? – мы наколядовали, а не ты.
Кумова жена: – Нет, ты мне покажешь, негодный пьяница!
- Но ткач и кум мужественно отстояли мешок и заставили ее попятится назад.
- Э, да тут лежит целый кабан!
- Пошла прочь! Пошла прочь! – кричали оба.
Кума принялась за кочергу, но в это время из мешка вылез Чуб.
Мы познакомились с жителями Диканьки, такими разными по характеру, открытыми, жизнерадостными.
Рефлексия: Какие качества характера вызывают у нас смех?
4. “Юмор” (работа со словарями).
Но оказывается юмор не просто смех, а еще и литературный прием. А как же тогда можно определить, что такое юмор?
А ведь у нас есть верный помощник, который может нам подсказать, точное значение юмора.
Давайте обратимся к источникам, которые нам помогут определить толкование понятия “юмор”. Откроем словари и посмотрим. Слово юмор происходит от англ. humour, которое переводится: нрав, настроение.
Ребята, слова “юмор” и “сатира” очень близки по значению. Найдем определение понятия “сатира”.
Чем отличается юмор от сатиры?
Что такое юмор?
Как он создается в лексике, в общении?
Назовите способы юмористического повествования?
(Неожиданность, несоответствие, гипербола).
Какие способы юмористического повествования использует автор?
(1 – неожиданность; 2 – гипербола; 3 – несоответствие).
Где применяется гипербола?
Что мы называем гиперболой?
(Гипербола- преувеличение до неправдоподобия).
5. Итоговые вопросы.
В чем тайна нашей любви к Гоголю?
Что притягивает нас к сюжетам гоголевских произведений?
Хочется ли отдельные фрагменты или произведение в целом прочитать еще раз?
А сейчас мы определим лучшего знатока повести.
- Я предлагаю вам отведать украинского борща.
(В красивой кастрюле лежат карточки с цитатами из текста. Нужно угадать героя повести.)
- Давайте посчитаем звездочки. Призы лучшим участникам урока-оценки в журнал.
6. Подведение итогов конкурса на лучшую иллюстрацию.
Вы попытались передать красками те моменты, которые произвели на вас наибольшее впечатление. А почему именно эти эпизоды вы изобразили на рисунках. Расскажите, что вы хотели подчеркнуть в своем рисунке.
КАРТОЧКИ.
1. Ей от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж, она так умела причаровать к себе самых степенных казаков…
2. …Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру…
3. …Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу.
4. …Ей не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее.
5. …В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха.
6. Он был богобоязливый человек и писал часто образа святых, и теперь еще можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку.