Литература
-
"Умницы и умники" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2008
Обобщающий урок построен в форме игры «Умницы и умники». Школьники выступают в роли Геллы, Берлиоза, Понтия Пилата, Азазелло, Маргариты, Ивана Бездомного, Иешуа Га-Ноцри, Мастера, Бегемота, Левия Матвея, Коровьева и Воланда.
-
Урок-путешествие в 5-м классе "По стране Русского Языка" 2008
Через игру-путешествие прививается детям любовь к русскому языку, к чтению книг.
-
Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчев (урок литературы в 6-м классе) 2008
Анализ лирических произведений - сложный процесс, в котором взаимодействуют образное и логическое мышление. Поэтому очень важно, как будет построен урок литературы учителем, какие методы и приемы работы он выберет. Обучение грамотному анализу прочитанных лирических произведений лучше всего основывать на поисковой деятельности, так как устанавливаются ассоциативные связи с произведениями других видов искусства; обучающимися комментируются стихотворения, осуществляется самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Не менее важна продуктивная творческая деятельность, выразительное чтение художественных текстов, устное, словесное рисование. Только в этом случае знакомство с творчеством поэтов различных эпох для обучающихся становится занятием увлекательным и интересным.
-
Урок якутской литературы в 10-м классе "Кулаковский и Нострадамус — диалог через века" 2008
Урок посвящен жизни и деятельности основоположника якутской литературы, поэта и ученого, одного из теоретиков якутского стихосложения Алексея Елисеевича Кулаковского. Кроме этого, на уроке для сравнения изучается жизнь выдающегося французского пророка Мишеля Нострадамуса.
-
Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка", 8-й класс 2008
Представлен сценарий литературной игры по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
-
Ф.М. Достоевский. "Белые ночи" 2008
На уроке литературы учащиеся анализируют роман Ф.М. Достоевского "Белые ночи", выясняют позицию автора к главному герою романа.
-
Урок-игра в 10-м классе "Отечественная война 1812 года" 2008
Игра проводится в 10-м классе после изучения темы "Л.Н. Толстой. Роман "Война и мир" в качестве итогового урока. Взаимосвязь предметов - литература, история, МХК.
-
Литературный анализ поэтических произведений (на примере стихотворений А.Блока "Россия" и С.Есенина "Край любимый!..") 2008
Урок литературы в 11-м классе показывает, что тема России - основная в поэзии А.Блока и С.Есенина.
-
Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края 2008
Русский язык в старших классах - это особый и серьезный этап школьного курса. Родной язык мы постигаем всю жизнь. Учебник-практикум А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой - наш основной на уроках русского языка в 10-х и 11-х классах Нарышкинской средней общеобразовательной школы. Это практический курс, направленный на совершенствование речи учащихся.
-
Урок литературы по теме "Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи" 2008
Мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий храм природы, удивительный и неповторимый. Художники, композиторы, писатели не могли оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях.
-
Осенние мотивы в лирике русских классиков XIX–XX веков. Путешествие в сентябрьский лес 2008
Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело "вплетая" в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем - самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2008
С первой любовью человек открывает для себя новый этап жизни. У любви есть свои возрастные ступени: детская и юношеская, взрослая и "закатная". Любовь - это необыкновенное чувство. Любви все возрасты покорны. Как рождается в нас любовь? Почему именно этого человека ты хочешь видеть и не можешь жить без него? Эти вопросы волнуют часто девочек и мальчиков в 14–16 лет. Вот поэтому интересна для них тема любви в лирике поэтов. А лирика А.С. Пушкина особенно. Ведь дети должны ответить на вопрос, почему А.С. Пушкин писал много о любви?
-
"Лампада чистая любви…" Женщины в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Литературно-музыкальная композиция 2008
Работа представляет собой устный альбом, включающий в себя шесть страниц, каждая из которых посвящена одной из женщин в жизни А.С. Пушкина (Екатерине Бакуниной, Марии Волконской, Елизавете Воронцовой, Анне Керн, Анне Олениной, Наталье Гончаровой). Проводится в виде обобщающего урока после изучения любовной лирики А.С. Пушкина в 9-м классе.
-
Методическая разработка по современной литературе в 11-м классе "Из времен Чингисхана" 2008
Методическая разработка урока по литературе для учащихся 11-го класса "Из времён Чингисхана" - продолжение урока "Чингиз Айтматов - духовная опора народа", опубликованного в материалах Фестиваля 2006/2007 года. Повесть к роману "Белое облако Чингисхана" Чингиза Айтматова содержит богатейший духовно-нравственный, воспитательный материал, необходимый современному молодому человеку – выпускнику. Предлагаемая форма урока - компенсация отсутствия текстов в школьной библиотеке.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха" 2008
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.
-
Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Николай Васильевич Гоголь. Детские годы писателя. Начало творческого пути" 2008
Материалы данного урока можно использовать для проведения внеклассного мероприятия во время предметной недели. Цели урока: знакомство пятиклассников с личностью Н.В. Гоголя, побуждение интереса к творчеству писателя и воспитание чувства прекрасного, любви к слову.
-
Интегрированный урок литературы и физической культуры "Первый бал Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2008
Введение урока танца в учебное расписание — необходимое явление педагогической деятельности, так как смена умственной деятельности на физическую благотворно воздействует на наших учащихся. Цель открытого урока: приобщить учащихся к историческому прошлому России; найти взаимопонимание с учащимися через атмосферу любви и тепла, веры в честность и благородство, идеалы добра и справедливости; укрепить вестибулярный аппарат; повысить эстетический и культурный уровень учащихся.
-
Авторская песня. Татьяна Снежина 2008
Урок знакомит старшеклассников с творчеством Татьяны Снежиной, он посвящен 35-летию со дня рождения Т.Снежиной — поэтессы и композитора.
-
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2008
Предлагаю заключительный урок по творчеству Астафьева. Целью урока ставлю анализирование сюжетно-композиционных особенностей, проблемно-тематического своеобразия произведения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Е.Замятин. Роман «Мы». Счастье без свободы — или свобода без счастья" 2008
Его роман-антиутопия, роман-предостережение "Мы" пришел к российскому читателю только в 1988 году и был воспринят — более чем через 60 лет после создания! — как произведение, поражающее своей актуальностью, широтой авторского видения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, оригинальным стилистическим рисунком. Цель моего урока — углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя. Используются компьютерные презентации: биография писателя и устройство Единого государства. Урок-лекция с элементами беседы (групповая работа) по тексту романа.
-
"Мы этой памяти верны!" Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы 2008
Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, такжекак много лет назад, в далеком уже сорок пятом, этот праздник остается радостным и горестным одновременно. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.
-
Устное народное творчество. Изучение былин по программе Л.А. Ефросининой "Литературное творчество". Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 2008
Опыт показывает, что хорошо поставленное изучение былин никогда не проходит для ребят бесследно. На долгие годы, иногда на всю жизнь запечатлеваются в памяти учащихся величественные образы богатырей, сохраняется уважение к монументальному этическому искусству народа. Предлагаю методику работы по теме "Устное народное творчество. Былины" по программе Л.А. Ефросининой, с применением моделирования, интеграции уроков в контексте культуры, дифференцированного подхода к работе с детьми.
-
Анализ поэтического текста 2008
Открытый урок проводится в 8-м классе по специальном курсу "Выразительные средства русского языка". Курс читается с 5-го класса.
-
Взаимосвязанное изучение произведений русской и татарской литературы 2008
Программа элективного курса "Взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы" опирается на знания учащихся по русской и татарской литературе школьного курса. В ходе реализации данной программы учащиеся готовят научно-исследовательские работы по литературоведению, основанные на сравнении и сопоставлении произведений русской и татарской литератур, тематика которых разнообразна.
-
Урок внеклассного чтения "Пою тебя, мой край родной!" 2008
Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя слово "Родина". Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая родина, та, с которой начинается любовь. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Приглашаю вас в путешествие по родному краю вместе с поэтами-дальневосточниками, слагающими песнь родной земле.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Петербург Достоевского" 2008
Урок по творчеству Достоевского с применением ИКТ позволяет решить несколько учебных задач: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.
-
Урок литературы по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2008
Урок формирует умение анализировать текст художественного произведения, воспитывает нравственные качества личности, стремление разобраться в трудных ситуациях, умение найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.
-
Урок — творческая лаборатория в 7-м классе "Край таежный, край родимый мой" 2008
Урок-творческая лаборатория, посвящен 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. Материал урока позволяет ребятам познакомиться с личностью Д.С. Лихачева, произведениями якутских поэтов С.Данилова, М.Ефимова; способствует развитию ассоциативного мышления школьников, формированию творческих навыков и умения работать самостоятельно. Основная идея урока — воспитание любви к родному краю и бережного отношения ко всему, что нас окружает.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" в 5-м классе 2008
Содержание урока и формы работы способствуют развитию монологической речи и коммуникативных навыков. Проблемы, которые поднимались в результате анализа, носят большое воспитательное значение, помогают учащимся адаптироваться в социуме. Интерес к изучаемому произведению способствуют формированию устойчивой мотивации к изучению литературы.
-
Местоимения "я" и "мы" и их производные в художественных текстах 2008
Задача данного урока литературы в 11-м классе - анализ художественного текста, раскрытие экспрессивных возможностей слов "я" и "мы" как одного из средств постижения смысла произведения. Урок поможет учащимся задуматься над проблемой выбора в жизни каждого человека и необходимости сохранять свою индивидуальность.