Девиз урока.
“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.”
М.Пришвин.
Цели.
- Закрепление и обобщение пройденного материала по литературе и географии о родном крае.
- Развитие навыков связной речи учащихся.
- Продолжение воспитания патриотичных чувств.
- Экологическая направленность.
Оборудование.
- Рисунки, отражающие взгляд учащихся на родной край.
- Выставка книг с России.
- Видеоматериал.
- Аудиоматериал.
1. Оргмомент.
Сообщение целей и задач урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на нашей литературо-географической конференции присутствуют литераторы и географы, которые расскажут о пространствах России и выразят свои взгляды в произведениях литературы о Родине.
Географ (ученик).
Один из наших далёких предков, летописец XIII в. в “Слове о погибели русской земли” писал:
Чтение отрывка.
2. Основная часть
Литератор. Звучит стихотворение Н. Рубцова.
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Танец “Берёза”. “Отчего так в России берёзы шумят…”
Литератор. Отрывок из стихотворения Твардовского “Родина” (1-е четверостишие)
Учитель географии.
Издавна Россию делили на пространства:
Русская равнина, Урал, Сибирь, Дальний Восток.
Об одном из них расскажет географ.
Географ.
I. Волга
Река Волга в сознании каждого русского человека – символ России, неотъемлемая часть её богатейшей истории и культуры.
Каждому россиянину она известна по песням о Степане Разине, по
Репинским “Бурлакам на Волге”, по стихотворению Некрасова “На Волге”.
Учитель литературы.
Как вы уже слышали, эта река никого не может оставить равнодушным.
Не только Некрасов, но и А. Островский и др. поэты и писатели показывают её в своих произведениях. В наше время трудно сыскать человека, который не знал бы слова: “Из далека – долга течёт река Волга.”
Вот так пишет о великой русской реке Некрасов.
Чтение отрывка из стихотворения “На Волге.”
А Кулигин из “Грозы” восхищается: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу.”
Учитель географии.
Такой Волга выглядела во 2-й половине XIX в. А сейчас…
Географ.
На Волге и её притоке Каме построена электростанция, сооружено водохранилище. Целые рукотворные моря. Благодаря им, удалось покончить с разливами и наводнениями, сделать реку судоходной почти на всём протяжении в течение года. Водохранилище позволило оросить многие засушливые земли. В 1952 г. Волгу соединили с Доном.
Учитель географии. Вывод о хозяйственном назначении Волги.
Учитель географии.
II. Урал
Урал расположен на стыке 2-х частей света: Европы и Азии – крупнейших структур земли, крупных регионных бассейнов.
Географ.
Уральские горы – это старые, разрушенные горы. Старыми являются
Породы, слагающие их. Сам же рельеф – это результат тектонических поднятий. Первые Уральские горы были разрушены, размыты, и на поверхности оказались сказочные богатства разных полезных ископаемых и драгоценных минералов.
Учитель литературы.
Не случайно это богатство описано в сказах П.П. Бажова.
Чтение отрывка из сказа “Каменный цветок.”
Учитель литературы.
Со времён Бажова прошло около 100 лет, но и сегодня Урал не утратил своё значение в обработке драгоценных камней. Они являются предметом украшения для современных модниц.
Показ изделий из самоцветов Урала.
III. Сибирь.
Географ.
“Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном”.
Ранее Сибирь – это место ссылок и тюрем. А что сейчас представляет она?
Сибирь – это самая крупная природная область на Земном шаре. Она отличается суровым климатом и распространением многолетней мерзлоты.
Наиболее типичны здесь ландшафты хвойных лесов – Сибирская тайга.
В Сибири находятся большие запасы полезных ископаемых, воды, леса.
Но как всё это сохранить?
Учитель литературы.
Да, современные писатели и поэты бьют в колокол тревоги по поводу экологического состояния этого огромного края.
Чтение отрывка из произведения В.Астафьева “Царь – рыба.”
Учитель географии.
IV. Байкал.
Помимо природных ресурсов тайги в Сибири есть и водные ресурсы.
Она представлены реками: Обь, Енисей, Лена. Но жемчужиной этих мест является озеро Байкал.
Учитель географии.
В глубине континента, в глубокой котловине, окаймлённой горными хребтами, раскинулось уникальное творение природы – глубочайшее озеро в мире - Байкал.
“Славное море – священный Байкал”, - поётся в песне. Морем его назвали русские первооткрыватели, вышедшие к его берегам ещё в 1-й половине XVII в. Современное название “Байкал” получилось от тюрксих слов “бай” и “куль” - “богатое озеро” или “озеро озёр”.
О его особенностях расскажут географы.
Географ.
Действительно, Байкал по своим размерам может соперничать и с некоторыми морями…
Сообщение о размерах озера и другие географические сведения.
Географ.
Вода Байкала очень прозрачня и чистая. Он собирает свои воды с большой территории, покрытой лесами. Здесь достаточно осадков…
Сообщение о климате в регионе. Флоре и фауне озера.
Учитель литературы.
Озеро настолько любимо людьми, живущими в его окрестностях, что о нём сложено много легенд и сказаний.
Вот одна из них.
Литератор.
Легенда об озере Байкал.
Показ видеофильма о Байкале.
Учитель географии.
Вот мы и на востоке нашей страны.
Отрывок из видеофильма “Сказание о Земле Сибирской.”
Учитель географии.
V. Тихий океан.
Последняя остановка на пространствах России – Дальний Восток.
Русские землепроходцы вышли к Дальнему Востоку в начале XVII в.
В 1638 г. путешественники достигли побережья Охотского моря.
Географ.
Дальний Восток – самый большой по территории и самый контрастный среди районов Российской Федерации.
На юге Приморья растут виноград и женьшень, возделывается рис, водятся тигры, а на островах Северного Ледовитого океана находится ледяная зона и обитают белые медведи…
Учитель литературы.
О Дальнем Востоке написано также немало произведений. В поле зрения авторов не только природа этого края, но и жизнь людей, происходящие там события.
Например писатель А. Фадеев в романе “Разгром” рассказываем о партизанской войне в Приморье в 1919 году.
Учитель литературы.
VI. Малая родина.
Но на огромных пространствах России находится уголок, милый нашему сердцу, - это наша малая родина – Серебряные Пруды.
Она также воспета в произведениях, правда, наших односельчан.
Чтение стихотворений о поселке, местных поэтов.
Прослушайте “Серебрянопрудский вальс”. Его слова и музыка – результат совместной работы В. Егорова и Е. Моторкиной, учителей нашего района.
А также просмотрите видеофильм о родных местах.
Отрадно, что многие из вас также не оставили Серебряные Пруды без внимания. Познакомьте нас со своими стихотворениями.
Чтение стихотворений учащихся.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов урока.
Выставление отметок.