I. Организационный момент.
II. Закрепление изученного материала.
1. Речевая разминка.
а у и о е
ц
2. Минутка чистописания.
3. Работа со скороговоркой.
Ребята, посмотрите, наша скороговорка рассыпалась на части. Но она не только рассыпалась, оттуда разбежались все орфограммы. Давайте сначала прочитаем слова (скворец, гонец, летит, весны). Кто такой гонец?
Гонец – тот, кто послан куда-либо со срочным известием, поручением (синонимы – посыльный, курьер).
Работа в парах: на партах лежат листочки
- скв...рец
- г..нец
- л…тит
- в…сны
Задание: составить пословицу, вставив пропущенные орфограммы.
2 учеников работают около доски, выполняя это же задание. Доказывают.
Проверка (круг – сигналы: красный цвет – не согласен; зеленый – согласен):
- составление предложения;
- орфограммы.
ЛЕТИТ СКВОРЕЦ – ВЕСНЫ ГОНЕЦ.
- Как вы думаете, с какой вестью послан скворец?
- Какая народная примета существует? (прилетели скворцы – жди весну).
Работа над смыслом.
(Учитель произносит скороговорку, интонационно выделяя слова, ученики отвечают на поставленный вопрос)
ЛЕТИТ СКВОРЕЦ – ВЕСНЫ ГОНЕЦ?
ЛЕТИТ СКВОРЕЦ – ВЕСНЫ ГОНЕЦ?
ЛЕТИТ
СКВОРЕЦ – ВЕСНЫ ГОНЕЦ?Произнести скороговорку 3 раза на скорость. Победитель … .
Запишите скороговорку в тетрадь (письмо по памяти).
Найдите в скороговорке имя сущ-ное 1 склонения. Определите падеж.
- Как люди готовятся к встречи скворцов? Зачем делают скворечники?
- А как зимой помогают птицам? Зачем надо помогать?
- На какие две группы делятся птицы?
4. Словарная работа. Игра “Узнай меня”.
Картинный диктант (иллюстрации сороки, вороны, ласточки, соловья, воробья).
Ученики записывают в тетрадь названия птиц, ставят ударения, подчеркивают безударную гласную.
5. Работа по учебнику.
- Ребята, какие из этих птиц перелетные? (ласточка, соловей)
- А утки – перелетные птицы?
- Почему же тогда Серая Шейка осталась зимовать?
Давайте прочитаем в I главе, как птицы готовились к перелёту? (с. 26, 1-2 абзац).
- Мы уже говорили, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции. Какие это позиции?
УТКА | СЕЛЕЗЕНЬ ОБЫВАТЕЛЬ |
самоотверженная | эгоистичный |
заботливая | равнодушный |
умеющая любить | не способный на жертву |
умеющая сочувствовать | не тревожит себя грустными мыслями |
- Можно ли утверждать, что автор хороший психолог (человек, который умеет анализировать переживая других)? Как описывает автор переживая Утки за судьбу Серой Шейки?
Найдите в тексте подтверждения своим словам.
6. Работа в тетрадях.
Последнее предложение записать в тетрадь (предложение записано учителем на доске).
У старой Утки всё сердце изболелось за бедную Серую Шейку.
- Найдите имена существительные 1 склонения (у Утки, за Серую Шейку).
- Выпишите словосочетания с этими словами.
- Давайте определим падеж этих существительных..
- изболелось (у кого?) у Утки
- изболелось (за кого?) за Серую Шейку
- В каких падежах встречается вопрос (кого?)
- Посовещайтесь в парах, определите падежи, сумейте доказать.
1 пара учеников выходит к доске, доказывают. Класс: “согласен” - зеленый сигнал;
“не согласен” - красный.
Вывод: как отличить родительный падеж от винительного?
7. Работа с книгой.
- Ребята, а вам кого больше жалко: старую Утку или Серую Шейку.
- Обратите внимание на то, как заканчивается 1, 2 и 3 главы этой сказки. Прочитайте. Как вы это можете объяснить?
В III главе появляется новой персонаж, кто это?
Чтение по ролям.
Давайте по ролям прочитаем, как произошло знакомство Серой Шейки и Зайца.
8. Упражнение из учебника (с.31, упр. 325)
Существительные подбираются из текста. (1 слово учитель на доске, 2-3 ученики.)
И.п. (что?) зима
Р.п. (чего?) зимы
В.п. (что?) зиму и т.д.
Вывод: у существительных 1 склонения в И.п. окончания –а, -я; в Р.п. –ы, -и; в В.п. – у,-ю.
9. Озаглавливание глав текста.
1. Подготовка к отлёту. Ссора родителей.
2. Роковой день.
3. Борьба за жизнь.
4. Долгожданное спасение.
- Кто спас Серую Шейку? Вам понравился Акинтич? А как относится к нему автор?
10. Работа по карточкам (ребята сами выбирают уровень сложности).
Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и
положил за пазуху. 1 уровень. Спишите. Найдите имена существительные 1 склонения. Определите падеж. 2 уровень. Выпишите словосочетания с именами существительными 1 склонения. Определите падеж. |
- Почему автор выбрал глагол “добыл”, а не “взял”.
- Что вы можете сказать о глаголе “положил”? (Не употребляется без приставки. Нет слова “ложил” - “класть”).
Проверка: учитель на доске стрелками устанавливает связь слов в предложении, подписывает падеж. Если у учеников так же – они хлопают себе за свои знания.
11. Ответ на вопрос из учебника (с.37 – настоящим исследователям).
Не может быть в сказке:
- пейзажные описания;
- тонкие наблюдения природы (авторское переживание красоты);
- переживания.
Не может быть в рассказе:
- диалога животных;
- черты народной сказки (ущербность Серой Шейки, испытания, волшебный помощник).
Вывод: авторская сказка.
IV. Итог урока. Что понравилось? Какие умения отрабатывали? Какие выводы делали?
V. Д/З. Чтение: придумать конец недописанной пятой части сказки и озаглавить.
Русский язык: с.31, упр. 326.