Периодизация поэзии 50–90-х годов ХХ века

Разделы: Литература


Цель: обобщить и систематизировать знания по современной поэзии.

Оборудование:

  • портреты Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, В. Соколова, Всев. Некрасова, Д.Пригова, И.Губермана, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, В.Высоцкого и др.;
  • подборка стихотворений: Н.Рубцов “Букет”, Е.Евтушенко “Танки идут по Праге”, В.Высоцкий “Баллада о любви”, Н.Рубцов “Тихая моя родина”;
  • аудиозапись музыки к песне Б.Окуджавы “Пожелания друзьям”.

Ход урока

Эпиграф.

Пришли иные времена.
Взошли иные имена.

Е. Евтушенко

(Читает учитель)

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
да наверно, нельзя.

Чьи-то души, бесследно
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Е.Евтушенко.

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву
и друзей позову, на любовь свое сердце настрою…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,
царь небесный пошлет мне прощение за
прегрешенья…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Б.Окуджава.

Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: “Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду,
Я тебя никогда не увижу.”

А.Вознесенский.

- Ребята, вам понравились отрывки из стихотворений? Я прочитала любимые строчки поэтов 50-90-х годов XX века. Об этой поэзии мы с вами сегодня будем говорить. Тема “Периодизация поэзии 50-90-х годов XX века”. Сегодня на уроке мы попытаемся составить синхронистическую таблицу нашей русской поэзии в этот период. С поэзией начала XX века вы уже знакомы, ее принято называть поэзией “Серебряного века”. Может вы назовете каких-то поэтов?

- В середине 20-х годов поэзия “Серебряного века” сошла на нет, и небольшой всплеск ее был только в 40-е годы, в период Великой Отечественной войны. Новый всплеск поэзия дала в эпоху хрущевской оттепели, это было время романтическое, время надежд, желании, и в поэзию пришли молодые совсем Е.Евтушенко, А. Вознесенский, Б.Окуджава, Р. Рождественский, Б Ахмадулина. “Пришли иные времена, взошли иные имена” - эти слова Е. Евтушенко и послужат эпиграфом нашего урока.

- Мы должны определить к какому направлению они относились, в какой период существовало то или иное направление. На основании этого составим синхронистическую таблицу.

- Скажите, пожалуйста, сколько периодов с 50 по 90-е годы можно выделить, и с чем будут связаны эти периоды, с какими политическими событиями?

- В конце 50-х - начале 60-х, а именно с 1958 по 1965, действовала так называемая неофициальная литературная группа “Лианозово”, куда входили Оскар Рабин, Е.Кропивницкий, В.Некрасов, Игорь Холин, Генрих Сапгир, Ян Сатуновский. “Лианозово” - это группа поэтов, которая соединяет поэзию “серебряного века” с современной поэзией. Самым радикальным представителем можно назвать Всеволода Некрасова, который утверждал, что одно слово может стать стихотворением:

однако

- Ребята, сидящие на первом ряду, сделайте, пожалуйста, анализ этого стихотворения по методу тройного дневника: у вас на столе лежат листки:

“Мои размышления над стихотворением Всеволода Некрасова “Однако”

“Я объясняю” “Учитель объясняет” Мнение родителей
     

- Заполняете свою колонку и передаете листок нашим гостям, которые напишут свое мнение о том, как они понимают это стихотворение. Ребята, на ваш взгляд, в этом стихотворении есть смысл?

- Генрих Сапгир писал сонеты на рубашках. (Предлагаю написать стихотворение на рубашке. Работает пара постоянного состава “Художники”).

Слово - главная единица текста. Стихотворения могут состоять из простого перечисления слов. Выделить здесь можно и особый синтаксис - без знаков.

Какие направления в поэзии 50-60-х годов вы можете назвать? (Появилась “поэзия эстрады”).

- Итак, какие поэты относятся к “эстрадным”?

- Что характерно для “эстрадной поэзии”?

  • (установка на аудиторию - единое “Мы”.
  • воспевание научно-технического прогресса.
  • устремленность в будущее;
  • борьба с мещанством, деньгами и привилегиями
  • главное духовность в жизни)

- Ребята, в подборке стихотворений, которые предоставлены вашему вниманию, найдите стихотворение хотя бы одного из эстрадных поэтов. (Е Евтушенко)

- А вы можете доказать, что эстрадная поэзия? (Устремленность в будущее: “…я обращаюсь к потомку. .”, борьба с мещанством: “...вы - это помесь Ноздрева и человека в футляре, ...совесть и честь вы попрали, бронированное хамство”, главное – духовность в жизни: “Боже - какое паденье! Танки по Яне Гусу Пушкину и Петефи… , танки идут по надежде…”)

Какие еще направления в поэзии 60-х годов XX века вы можете назвать? (Поэзия, которая получила название “тихая лирика”)

- Какие поэты относятся к “тихой лирике”?

Ребята, как вы думаете, почему эта лирика названа тихой? (Связано с ВОВ: 28 миллионов погибших, Европа разорена, утраты в каждом доме, у людей горе, конечно, им не до поэзии; но с другой стороны появился интерес к отдельному человеку, к его духовному и душевному состоянию, люди стараются замечать мелочи, которые раньше не ценили.)

Вообще в этот период очень часто звучит слово “тихая”:

Тихая моя родина!
Ивы, реки, соловьи…

Н. Рубцов.

Поэзия будь громкой или тихой
Не будь тихоней лживой никогда…

Е.Евтушенко.

- Ребята, а что характерно было для этой поэзии?

(- индивидуальный подход к читателю;

  • взгляд на настоящее и на прошлое. Возрождение традиций Тютчева и Фета;
  • темы природы, тихой Родины;
  • тайна в жизни всегда должна быть.)

- Какие стихи мы можем назвать?

- Один из самых ярких поэтов “тихой лирики” является Н. Рубцов. Давайте послушаем одно из его стихотворении. (Читает ученик)

Николай Рубцов “Тихая моя родина...”

Тихая моя родина!
Ивы, реки, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу -
Тихо ответили жители:
Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

(Группа ребят получают задание составить кластер “Тихая моя Родина” с “-” и “-“, т.е. с
положительными и отрицательными ключевыми образами. Двое составляют на доске. Вариант учителя закрыт).

Ребята, вам понравилось это стихотворение? Чем?

  • Давайте подумаем, почему мы отнесем его к “тихой лирике”?
  • Определите, к какой теме оно относится? (тема родины)
  • Что связывает лирического героя с родными местами? (мать похоронена, там, где купаться любил…)
  • Давайте посмотрим, какое слово повторяется в стихотворении? (тихая)
  • Выпиши из словаря синонимов синонимический ряд слова “тихая” (Работа со словарем синонимов)

Почему автор повторяет это слово? Что скрывается за этим словом? (Имеет два значения: “тихо ответили жители” - почему ответили тихо? О чем спросил герой? О погосте. О таких вещах не принято кричать. Здесь и уважение к чувствам героя, и связь с верхним миром, с предками (погост), “здесь наблюдается и связь времен я-жители-погост-родные; далее мы видим состояние везде тишины и покоя - и здесь это слово является синонимом “заброшенное”, “отжившее”, как бы подернутое тиной, застойное, как, может быть, и то время.)

Но все-таки какие-то изменения чувствуются? (новый забор, канал…)

- А еще что является изменяющимся в этой картине? (речка будет бежать…, река здесь является символом быстро бегущей жизни, т.е. все течет, все изменяется, и эти времена пройдут, и все изменится к лучшему.)

  • Каково внутреннее состояние лирического героя?
  • Какие же чувства испытывает герой от встречи с родиной, в каких строках это видно?
  • Каким чувством проникнуто стихотворение? (светлая грусть)
  • Какие приемы использует автор, чтобы передать это чувство? (повторы, обращение (тихая моя родина), элемент диалога, есть сравнение (словно ворона); символический образ бегущей речки.)

Проверяем кластер. Ученики смотрят, добавляют.

- Ребята, а в подборке стихотворений, которые у вас на столах, есть стихи, относящиеся к “тихой лирике”?

(Смотрим на работу пары “Художники”, что же получилось с рубашкой. Девочка зачитывает стихотворение. Рассказывает о том, как проходила работа. Объясняет, почему был выбран именно этот цвет маркера).

Еще в 50-е годы зародилась поэзия, которая, наверняка, вам нравится? (Бардовская поэзия: Б.Окуджава, Ю Визбор и др.) Это студенческая поэзия, которая пелась у костров, ее еще называли поэзией менестрелей, т.е. автор сочиняет слова, музыку и сам исполняет под гитару Что характерно для бардовской поэзии? (- обращенность к каждому человеку; - разнообразие тематики песен; - философичность песен; - отличительная манера исполнения; - важность текста, те текст и музыка нераздельны, музыка является метафорой).

- Может вы назовете какие-нибудь известные строки?

- В конце 60-х годов появляется В. Высоцкий. Ярче всего в 70-е годы звучит голос В.Высоцкого. Его стихи не печатались, но его песни звучали в открытые окна на катушечных магнитофонах, это была популярность неимоверная. Что происходит в поэзии в 70-е годы? (индивидуальное творчество).

- А что происходит с поэзией в 80-e годы? (В 80-е годы продолжают работать все перечисленные поэты. Но появилось и что-то новое. Поэзия Б.Окуджавы стала звучать по-новому Основными становятся темы дружбы, любви, бережного отношения к женщине. В 70-е - 80-e годы появились новые имена поэтов-бардов. (Обращаемся к таблице.)

- В 80-e годы стихи А.Вознесенского стали звучать более лирично. По образованию он был архитектором, и свой взгляд на мир пытался отобразить в своем творчестве в особом жанре. Написание слов, форма стихотворения становятся значимыми. (Демонстрирую кругометы “Хризантема”; “видухи” - иероглифы звука и смысла “Есенин”).

(Предлагаю группе ребят составить кругомет или видуху по тем стихам, которые представлены на парте.)

(Один ученик садится к компьютеру и выполняет маленький тест по пройденному материалу.)

80-e годы - это время, когда в поэзии становятся яркими два направления - концептуализм и метареализм. Их еще называли “второй культурой” - феномен советского времени, это “культурное подполье”, неподвластное идеологической цензуре. “Литература второй культуры” находила своего читателя не через официальную печать, а через “Самиздат”. Эти два направления появились в противовес традиционной литературе, речь шла о категорическом неприятии советского режима. Поэзия 80-х поставила себе цель преодолевать стереотипы. Концептуализм - это как раз преодоление обыденности сознания и штампов, которые уже сложились в поэзии. Официальная поэзия создала образ идеального народа без изъяна и внешнего и внутреннего, концептуализм иронизирует и развенчивает это “идиллическое благодушие”. Кого можете назвать? Перед вами портрет Д.Пригова. Предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения этого поэта:

Течет красавица Ока
Среди красавицы Калуги
Народ - красавец ноги-руки
Под солнцем греет здесь с утра.
Днем на работу он уходит
К красавцу черному станку
А к вечеру опять приходит
Жить на красавицу Оку.

Д.Пригов.

- Как вы думаете, с каким чувством написано это стихотворение? Как вы почувствовали иронию в этом стихотворении? Что вы можете сказать о метареализме? (Метареализм противоположен концептуализму. Метареализм связан с метафорическими текстами “эстрадных поэтов”. Здесь уже идет предельное усложнение поэтического языка. В тексте постоянно проходит процесс внутренних переходов и взаимопревращений.

Если концептуализм сознательно сводит образ к простейшей идеологической схеме, то метареализм возводит образ к сверххудожественным обобщениям. И здесь уже говорят не о метафорах, т.е. превращениях, образ становится осязаемым всеми органами чувств)

- Какая разница между этими течениями?

- Давайте посмотрим, что у нас получилось с видухами и кругометами. (Дети вывешивают свои работы на доску.)

- Каких современных поэтов вы знаете? Сегодняшнее время наполнено духом поэзии? (Нет. Все меряется деньгами, в сегодняшнем дне нет романтичности, духовность вытеснена из нашей жизни, в ней нет места для поэзии.)

- 90-е годы вытеснили из литературы поэзию Можно назвать одно-два имя, которые не могут в полной мере представлять поэзию.

- Итак, у вас получилась синхронистическая таблица. Как вы понимаете это слово –синхронистическая? (Видно хронологическое развитие, т.е. вертикальное, и параллельное развитие тех или иных явлений (в данном случае современной поэзии), т е. горизонтальное)

(Группа ребят получают задание изобразить символ поэзии 50-90-х годов XX века и объяснить его.)

- А мы посмотрим, что получилось у ваших товарищей, кто работал над анализом по методу тройного дневника. (Получают домашнее задание закончить дневник, предложив заполнить третью колонку своим родителям.)

- Стихи каких поэтов вам больше нравятся? Какие стихи чаше всего звучат в кругу семьи, в кругу друзей?

- Скажите, а какие темы звучат в стихотворениях перечисленных вами поэтов?

- Да, действительно, - это вечные темы, которые всегда будут волновать человечество. Я предлагаю вам закончить урок романсом Б.Окуджавы, который затрагивает вечную тему, тему любви к ближнему своему “Пожелания друзьям”:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты

Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью -
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
тем более что жизнь короткая такая.

Приложение