Литература
-
Новая действительность и "новый" человек, изображенные в повести М. Булгакова "Собачье сердце" и в сатирических рассказах М. Зощенко 2006
Урок: показывает основные особенности изображения новой действительности и "нового человека" в повести М.Булгакова и в сатирических рассказах М.Зощенко; рассматривает отношение писателей к поднимаемым ими проблемам; показывает мастерство и гражданское мужество писателей.
-
Программа факультативного курса по теме: "Русская литература в живописи, музыке, киноискусстве" для 9–11-х классов 2006
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей. Его цель – расширить рамки понимания изучаемого произведения художественной литературы, познакомиться с работами художников, композиторов, кинорежиссёров.
-
Коммуникативная направленность уроков литературы 2006
Статья предлагает особые методы и приемы общения с детьми, которые сделают образовательный процесс более эффективным и информативным с точки зрения педагогики. Предложенные в работе формы и виды деятельности, выгодно отличаются от традиционных, позволяют повысить уровень мотивации учащихся на саморазвитие, улучшить качественные показатели развития коммуникативной компетенции. В данной работе использованы авторские схемы, которые представлены в приложениях.
-
Урок-игра "Путешествие на теплоходе "А.С. Пушкин". Сказки пушкинской поры" 2006
Урок-игра знакомит учащихся со сказочными произведениями А.С.Пушкина.
-
Урок-презентация по теме: "Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина" 2006
Урок-презентация "Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина" проводится с использованием новых информационных технологий. Цель данного урока: систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта. При подготовке к уроку учащиеся, получив опережающие задания, расширили свой кругозор, обращаясь к справочной и художественной литературе, привлекая электронные энциклопедические материалы.
-
Урок-анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Привольем пахнет дикий мед…" 2006
Анализ стихотворения "Привольем пахнет дикий мед..." помогает учащимся проникнуть в суть поэтического текста, приобщиться к национальному наследию; воспитывает уважение к прошлому Отечества (годы массового террора). На уроке рассматривается период жизни и творчества 1923–1955 гг.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании". (По роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"). 8-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с романом А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
-
Исследовательская деятельность на уроках литературы (урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2006
Сказать не побольше, а получше - принцип, определяющий "язык" урока-исследования, который даёт возможность формировать умение думать, размышлять, сопоставлять, делать выводы. Он строится по определённой схеме. В начале урока ставится проблема, которая решается учащимися в группах, работающих в разных направлениях. Дети выдвигают гипотезу, подтверждают либо опровергают её, опираясь на художественный текст. Коллективное обсуждение приводит к решению главной проблемы, которая оформляется в виде таблицы, схемы или домашнего сочинения.
-
Программа элективного курса: "Компьютерная графика и флористика" 2006
Преподавание элективных курсов в общеобразовательных учреждениях предоставляет широкие возможности для формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся, удовлетворяет интересы в различных сферах деятельности. Данный курс рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части. В программе содержатся 3 основных раздела: основы компьютерной графики, основы флористического дизайна, сочетание компьютерной графики и флористики.
-
Методы использования социально-психологической природы художественного произведения на уроках литературы в старших классах 2006
Анализируя вместе с учащимися то или иное произведение художественной литературы, можно убедительно доказать на примере развертывания судьбы героя литературного произведения эффективность или неэффективность выбранного конфликтного стиля поведения.
-
Конспект урока на тему: "Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина "Старая черепаха")". 6-й класс 2006
В статье описано использование технологии метода проектов на уроке литературы в 6-м классе. Нетрадиционная форма урока вызывает интерес учащихся к предмету, способствует развитию творческого потенциала, исследовательских умений школьников и формированию их личностных качеств в процессе работы с текстом и в группах.
-
"Он в каждой песне, им от сердца спетой…" (О сонете И. Северянина "Игорь Северянин") 2006
Сонет "Игорь Северянин" - сонет-автопортрет. В нём отразились представления поэта о мире и своём месте в нём, о назначении поэзии. Теза (мир поэта) и антитеза (мир толпы) в сонете противопоставлены не только содержательно, но и на лексическом и синтаксическом уровне. Снятие противопоставления происходит в синтетической части сонета, где создается образ поэтического мира Северянина, являющегося отражением его внутреннего мира и реакцией на происходящее во внешнем мире.
-
Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым") 2006
В ходе анализа эпизода "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым" на уроке устанавливаются смысловые связи этого эпизода с предыдущими и последующими фрагментами романа; выявляются средства раскрытия внутреннего мира Раскольникова; выясняется роль образа Свидригайлова в романе, которая заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу "всё позволено".
-
Нетрадиционные формы уроков и их роль в формировании личности учащихся 2006
Нетрадиционные формы уроков - понятие очень широкое и многогранное. Основополагающая их задача - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика. В нашей школе традиционно проводится литературная гостиная - нетрадиционная форма зачета. Сценарий одной из них предлагается.
-
Интерпретация художественного произведения с помощью интеграции литературы с другими видами искусства 2006
Содружество искусств на уроках литературы, на мой взгляд, помогает обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения. В практике повседневной педагогической деятельности я использую разнообразные приемы и средства: работу с эпиграфом в кольцевой схеме урока, составление блоков и схем в процессе анализа художественного произведения, работу с критической литературой, использую цветослово и т.д. Обобщая свой педагогический опыт, я остановлюсь на специфике цветослова и на некоторых особенностях диалога искусств: связь литературы с живописью, музыкой, театром, искусством скульптуры.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" (Восприятие. Истолкование. Оценка). Обучение сочинению 2006
Заключительный урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Подробно анализируется лирическое произведение и, в результате совместной деятельности учащихся и учителя, создается коллективное сочинение.
-
Индивидуализация и дифференциация как личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе 2006
Дифференциация обучения - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Певцы родной природы" 2006
На уроке проверяется умение учащихся самостоятельно применять знания на практике в стандартных условиях. На этом этапе учащиеся анализировали произведение живописи (репродукция картины Ф.Васильева "Мокрый луг"). Обратная связь на уроке осуществлялась путем активного включения детей в эвристическую беседу на всех этапах урока.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме: “900 дней и ночей Ленинграда" 2006
Важнейшей составляющей воспитания школьников является патриотическое воспитание. В современных условиях его значение переоценить трудно. Научить детей уважать свой народ, гордиться своей страной - задача современной школы. Память о величайших героических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение. Событие, которое нельзя забыть - Великая Отечественная война. Одной из её трагических страниц - блокаде Ленинграда - посвящено мероприятие.
-
Разработка урока по рассказу В. Астафьева "Белогрудка" на тему: "Внимание: снимается кино!" 2006
Урок литературы в 6-м классе учит отстаивать собственное мнение, развивает эстетический вкус, разширяет кругозор.
-
Интегрированный урок с элементами подмастерской по теме: "В. Шекспир — гений золотого века" 2006
Поиск новых форм ведения урока, с целью мотивации учения внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс, формирование творческой личности студента послужили поводом проведения урока, представленного в методической разработке. В ней представлен сценарий и методические рекомендации проведения интегрированного урока с использованием элементов подмастерской, игровых и проектных методик. Методическая разработка адресована в помощь преподавателям общегуманитарных дисциплин и рассчитана на творческое применение. При написании использован опыт работы преподавателей по проведению нетрадиционных уроков, знания, полученные на региональных семинарах по внедрению в учебный процесс инновационных технологий.
-
Интегрированный урок "Химия" и "Литература" по теме: "Металлы и неметаллы и их использование в военном деле" 2006
Данный урок проводится как завершающее занятие изучения химии элементов (металлов и неметаллов). Он предполагает обобщение полученных знаний средствами литературы с элементами ролевой игры и использованием проектной технологии.
-
Интегрированный урок по "Литературе" и "Человековедению" на тему: "Волевые качества личности. Мужество" 2006
В данной методической разработке предполагается урок по литературе. Чтобы провести такой урок необходимо проделать подготовительную работу со студентами. Во-первых, студенты изучают тему "Воля", "Волевые качества личности" где они рассматривают понятие воли, волевого действия, некоторых волевых качеств личности, проводят тестирование. Во-вторых, самостоятельно изучают дополнительную литературу по этой теме. В третьих, из числа студентов выбираются выступающие, которые работают со стихами, дополнительным материалом, заданиями. Они проводят подбор материала для своих выступлений. Параллельно этому педагогом вместе с мастерами готовится материал и проект. Все это согласовывается и доводится до окончательного результата.
-
Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с историей создания комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
-
Природные зоны России в произведениях русских писателей и поэтов 2006
В данной работе указан возможный вариант проведения заключительного урока, либо внеклассного интегрированного мероприятия по теме "Природные зоны России", работа предполагает введение литературного контекста, на основе которого и проводится этот литературно-географический вечер.
-
Дидактические материалы по литературе и русскому языку 2006
Дидактический материал составлен по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" и подобран по смысловым темам: "Образ Мастера", "Образ Маргариты", "Образ Ивана Бездомного", "Образ Понтия Пилата". Тематическая организация учебного материала позволит лучше понять образы героев романа, выделить главное; подобрать нужные цитаты для сочинения, обратить внимание на языковые средства, с помощью которых раскрывается тот или иной смысл.
-
Тема урока: "Законы смешного в литературе" (В. Драгунский "Сверху вниз, наискосок!") 2006
Предлагаемый урок литературы во 2-м классе разработан по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Законы смешного в литературе". В.Драгунский "Сверху вниз, наискосок!" В уроке используется технология проблемного урока, работа учащихся в группах. Ученикам предлагаются разного вида задания для достижения цели урока.
-
Литературная игра "Умники и умницы" (по биографии и творчеству А.С. Пушкина) для учащихся 9-х классов 2006
Игра проводится в 9-м классе после изучения темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" в качестве итогового урока.
-
Обобщающий урок по литературе XIX в. 2006
Материалы урока "Литература XIX века" могут быть использованы учителями литературы в 7-м классе в урочное время и во внеклассной работе.
-
"Слово о В. Высоцком" — литературно-музыкальная композиция для учащихся 9–11-х классов 2006
"Слово о В.Высоцком" - литературно-музыкальная композиция, которая помогает создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника, понимания стиля и манеры поэта, для овладения учащимися художественными образами, выразительными средствами языка, умения отличать истинно прекрасное от подделки, для воспитания правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное, сострадать.