Ход урока
Учитель: Альманахи…История их создания уходит в глубину веков. Когда-то на заре цивилизации альманахами называли заимствованные у древних арабов календарные таблицы, затем к ним стали добавлять сообщения о ярмарках, монетных системах, различных исторических событиях. В эпоху Ренессанса это название закрепилось за сборниками рассказов, анекдотов, стихотворений…К нам альманахи пришли из Франции вместе с канонами классицизма и философией просветителей. И в начале XIX века, по словам Александра Сергеевича Пушкина, “сделались представителями нашей словесности”, по которым “со временем станут судить о её движениях и успехах”.
Ученик, получивший заранее индивидуальное задание: Сколько споров возникло вокруг первых сборников “Полярной звезды”, в которых выступали декабристы К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев. А сколько страстей кипело вокруг альманаха “Северные цветы”, познакомившего читателей с первыми главами пушкинского романа в стихах “Евгений Онегин”. Кто не слышал о некрасовских сборниках “Физиология Петербурга”, о “Полярной звезде” А. И. Герцена и Н. П. Огарёва? Альманахи читали студенты, гимназисты, учащиеся реальных училищ… А затем под их влиянием возникли в университетах и гимназиях рукописные альманахи, в которых юное поколение пробовало своё перо, делилось со своими сверстниками мыслями о добре и красоте…
Практикум по структуре альманаха, принципах отбора материала, его расположения. (Демонстрируются альманахи: обложки, титульные листы, последние страницы, где нет привычного оглавления, а дан перечень участников сборника с указанием страниц. Коллективно составляется, корректируется и записывается в тетради содержание одного из альманахов:
- Память.
- К юбилейным датам.
- Из истории литературы.
- Новые публикации известных писателей и поэтов.
- Новые имена.
- Разное.
Затем учащиеся работают самостоятельно с альманахами (с последующими их выступлениями перед одноклассниками).
Выводы детей после анализа структуры альманахов: непериодические литературные сборники могут быть тематическими, посвященными жизни и творчеству одного писателя (в них входят воспоминания о нём, его письма, произведения, критические статьи о его творчестве). В альманахи, названные проблемными, помещены очерки, статьи, поэтические и прозаические произведения разных авторов, объединённые общей проблемой.
В качестве домашнего задания предлагаем каждому выступить в качестве редактора, которому предстоит создать план такого альманаха, тематического или проблемного.
Данный урок проведён в сентябре. Но создание альманаха – процесс длительный (недаром выходят один раз в год). И лишь в декабре совместными силами учащихся был выпущен школьный альманах “Утренняя звезда”, посвящённый 180-летию выступления декабристов на Сенатской площади. Рубрики издания были следующие:
- Моменты истории.
- Обреченный отряд.
- “Своей судьбой гордимся мы”.
- История в лицах.
- Потомки декабристов чтут и множат их славу
- Работы лауреатов конкурса творческих работ учащихся Пятого открытого
Интернет-фестиваля молодых читателей России “Сочи-МОСТ-2006”.
(Приводим работу одного из трех лауреатов)
Конкурс творческих работ участников Пятого открытого Интернет-фестиваля молодых читателей России “Сочи-МОСТ-2006”, посвященного 180-летию выступления декабристов на Сенатской площади.
“Минувшее меня объемлет живо”
Я люблю путешествовать во времени, читая книги разных эпох.
Почему я вновь и вновь обращаюсь к событиям далекого прошлого. Конечно, не только потому, что исторические романы и повести - занимательное чтение. Через историю я пытаюсь понять наше время.
Ярко и образно выразил мысль о важности сохранения исторической памяти известный писатель Чингиз Айтматов: “Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем”.
О прошлом своего народа хочется знать все, без умалчивания и “белых пятен”, чтобы представить весь пройденный исторический путь таким, каким он был в действительности.
Отечественная история - великий учитель жизни.
Если бы мне представилась возможность стать очевидцем какого-то одного события, я бы выбрала восстание декабристов 14 декабря 1825 года.
Живые голоса истории, пять лучей “Полярной звезды”: П. И. Пестель, М. П. Бестужев – Рюмин, Сергей Муравьев – Апостол, П. К. Каховский, К. Ф. Рылеев. Я могла бы увидеть, услышать их…
Вот поразивший меня голос Сергея Муравьева-Апостола произносит:
Задумчив, одинокий,
Я по земле пройду, не знаемый никем.
Лишь пред концом моим
Внезапно озаренный
Узнает мир, кого лишился он.
И мы не только узнали, мы помним и будем помнить их, шагнувших в бессмертие благодарной людской памяти…
Суду были преданы 121 декабрист, среди них 8 князей, 3 графа, 3 барона, 3 генерала, 23 полковника и подполковника, 1 обер-прокурор Сената.
12 жен и сестер декабристов уехали за своими мужьями и братьями в Сибирь, нарушая расчеты Николая I, который пытался заставить Россию забыть “друзей 14 года”…
А ведь за 212 дней следствия по делу декабристов привлекли 3000 человек, из них 572 офицера и 2,5 тысячи солдат… Такое не забывается…
И так 7 месяцев следственных действий. С 14 по 17 декабря победители неустанно преследовали побежденных и захватили немало пленных. Но откуда знали, кого именно хватать?
Большая часть военных, вышедших 14 декабря к памятнику Петру, стояла на глазах у знакомых офицеров и генералов “С той стороны”. Знакомые узнавали Оболенского, Якубовича, Одоевского, Бестужевых и других. Узнавали и рапортавали…
Однако, довольно быстро стали брать и тех, кто не выходил к памятнику (Трубецкой, Корнилович), или стоял среди победителей (Анненков, Александр Муравьев), или, наконец, отставных штатских, то есть почти неизвестных в лицо своим противникам (Рылеев, Каховский, Сомов).
С первых же дней у следственного комитета оказалось столько дела, что генералы и советники захлебнулись: целых шесть заседаний с 17 по 22 декабря, заключенных не вызывали, а только разбирались в кипах бумаг. Прежде всего три больших доноса: первый извещает о сорока шести заговорщиках – южанах (в их числе 16 генералов и 14 полковников).
Рядом – донос Бошняка, прокравшегося к южанину Лихареву, и доносы Шервуда, обманувшего Федора Радковского, … другие сведения из массы захваченных писем и рукописей Бестужева, Одоевского, Кюхельбекера и других декабристов.
Затем допросы… допросы… Трубецкого легко взять с помощью простых угроз, в то время как “осада” Рылеева требует более сложных средств. А вот Пестель “знать не знал” о тайном обществе… А если в дальнейшем и давал показания, то только о том, что не могло повредить товарищам. Свидетельствуют протоколы допросов и о твердости духа других декабристов.
212 дней… восстания, суда и следствия – их взлет, падение и искупление.
Приговор был жесток. Пятерым: П. . И. Пестелю, М. П. Бестужеву-Рюмину, Сергею Муравьеву-Апостолу, П. К. Кюхельбекеру, К. Ф. Рылееву – смертельная казнь через повешение, другим… каторга, рудники, пожизненное поселение в Сибири и …
Летели годы…
“Довелось мне видеть возвращенных из Сибири декабристов, - пишет Лев Толстой, - и знал я их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России, и пользовались всяческими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после 30 лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и проведшие жизнь в службе, обедах, картах, были жалкие развалины, ни на что никому не нужные, которым нечем хорошим было и помянуть свою жизнь; казалось, как несчастны были приговоренные и сосланные, и как счастливы спасшиеся, а прошло 30 лет, и ясно стало, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, неволя было счастье, а генеральство и богатство, и свобода были великие бедствия”.
Я поняла, почему Л. Н. Толстой не закончил свое произведение “Декабристы”: цензурные трудности, невозможность получить доступ в архивы да и герои, стремившиеся насильственно, то есть “не по – толстовски”, переделать мир.
“Общаясь” с декабристами, я стала богаче на жизнь целой эпохи. В том времени… надежда, боль, радость. Мое сердце наполняется опытом веков и поколений… я научилась видеть духовную жизнь людей, которые оставили в мире великий след собственной личности.
И мы духовны, когда вновь и вновь обращаемся к живым страницам декабристского движения.