Цели:
- расширить знания учащихся о Пушкине;
- совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать устную речь;
- воспитывать в детях умение видеть и чувствовать прекрасное;
Оборудование: д/ф, магнитофонные записи, карточки, рисунки к сказкам, “потерянные вещи”.
ХОД УРОКА
На доске: И там я был… (выставка детских рисунков к сказкам А. С. Пушкина)
План:
- Любит – не любит.
- Мы художники.
- Поэтическая шкатулка.
- Угадай-ка.
- Поиграем в детектива.
- Ищем слово.
- Ромашка.
- Что за прелесть эти сказки (викторина).
- Юные сказочники.
Слово учителя: Посмотрите, ребята, что написано на доске. Догадались? Куда мы с вами сегодня отправимся? Конечно, в сказки А. С. Пушкина! Пушкин к своим героям относился по-разному: одних – любил, других – ненавидел, наказывал за жадность, злость, зависть. Сейчас мы проверим, все ли готовы к далекому путешествию. Я буду называть героев, а вы выберете: любил или ненавидел названных героев Пушкин (называются: мачеха, королевич Елисей, царевна, царь Гвидон, золотая рыбка и т. д. . Можно проверить детей и на внимание – назвать героя не из сказок А. С. Пушкина, н-р, Золушка).
Молодцы, все готовы! А в сказки надо еще добираться. На чем? Давайте выберем (предлагают лошадь, трактор, спорят, догадываются, что в сказки надо выбирать “сказочные” средства передвижения). Итак, решено! Летим на ковре-самолете. А как вы думаете, ребята, кого первого надо посадить! Посмотрите на рисунки наших художников.
Ученики: Первым надо посадить на ковер-самолет …(имя).
Учитель: Мог ли так нарисовать человек, который не любит читать? Не имеет терпения? Не вкладывает душу? (имя) рисование доставляло радость, и вот сегодня его радость передается и нам. Пусть почаще каждый из вас дарит людям радость! А теперь на ковер! (имя) – в середину, девочек подальше от края, на краю вместе со мной самые сильные, надежные. Уселись? А почему не летим?
Ученики: Волшебные слова надо сказать!
Учитель: Верно! Давайте тихо скажем волшебные слова (и ученики сразу, не сговариваясь, начинают: “У Лукоморья дуб зеленый…” - читаем вместе начало). Чувствуете: поднимаемся! (в классе полумрак, включаем фильмоскоп, просматриваем начальные кадры д/ф “Сказки Пушкина”, угадывают ребята, к каким пушкинским героям мы попали в гости) Видите, ребята, какое огромное сказочное царство создал Александр Сергеевич! Давайте пешком немного пройдемся. Всем надеть сапоги-скороходы! А на привале – около зеленого дуба почитаем Пушкина.
(Конкурс чтецов.)
Приятно слушать ребят, которые так замечательно читают! А. С. Пушкин и сам мечтал о том времени, когда его стихи, сказки будут читать не только русские, но и другие народы нашей страны.
ВНИМАНИЕ: Дальше идти нельзя: 33 богатыря не пропускают. Просят угадать, откуда взяты отрывки (включается магнитофон, звучат отрывки из разных сказок Пушкина).
Ученики: отгадывают
Учитель: А это что за горница? Сколько здесь разных вещей! (С магнитофона звучат слова: “Здравствуйте, это я, золотая рыбка. Я собрала потерянные кем-то вещи, помогите вернуть их владельцам, говорят, что вы все знаете. ”).
Надо помочь, ребята! (яблоко, клюка, корона, половник, лапоть, кусок черного хлеба, черный платок, веревка)
Ученики: отгадывают героев.
Учитель: А теперь нам пора возвращаться, но богатыри приготовили еще одно испытание: смотрите, что они мне дали: сказочные билетики (на карточках – строчки из пушкинских стихов, с пропущенными словами). Надо догадаться, какие слова пропущены, и вслух прочитать выразительно (карточки раздаются каждому).
Ученики: зачитывают.
- Разминка “Ромашка” (проверим вашу эрудицию)
- Викторина “Что за прелесть эти сказки”
Учитель: И вот мы прощаемся на сегодня с героями А. С. Пушкина. Читайте Пушкина, ребята! Он сделает каждого из вас умнее, добрее, научит правильно и красиво говорить по-русски, научит дружить, поможет в трудную минуту.
Хорошо сказки читать. А давайте попробуем сами сочинить сказку. Вы знаете – стоит только прийти сказке – и оживут все вещи, заговорят, о чем-то нам расскажут (зачитать образец).
Я вам даю начало сказки, а вы продолжите:
Жил-был мальчик, родителей его утащил Кощей Бессмертный. Мальчик подрос и решил идти искать их. Шел он, шел, навстречу ему попался еж. Рассказал мальчик о своей беде. Ежик решил ему помочь…
Домашнее задание: попробовать сочинить сказку.
Итог урока: Все сегодня были мне очень хорошими помощниками. Спасибо вам! (объявляются оценки)