Литература
-
Художественный мир лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 2008
Материал данной работы может использоваться на обобщающем уроке литературы по творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Сравнивается пейзажная, философская и любовная лирика поэтов. Рекомендуется дополнить урок музыкальными отрывками, видеоматериалом о жизни поэтов, репродукциями с изображением различных времён года и портретами А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
-
Словесные образы и ключевые слова как основные категории художественного текста (на примере произведений А.П. Чехова и В.М. Шукшина) 2008
На примере анализа текстов трех рассказов показана роль словесных образов и ключевых слов в понимании основной художественной идеи произведения. Словесный образ является эстетически организованным структурным элементом стиля литературного произведения, он может состоять из сочетаний слов, абзаца, главы. Ключевые слова - самостоятельный объект анализа, они составляют единый тематический и логический ряд.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни". 10-й класс 2008
Современный урок не должен быть ограничен предметом и учителем, и поэтому очень своевременным является использование мультимедийных средств на уроках литературы. Вводные занятия очень важны, так как они раскрывают личность писателя, вводят ребят в мир его произведений. Вводные уроки, на которых используются ИКТ, важны еще и потому, что они стимулируют интерес учащихся самостоятельно продолжать изучение темы, опираясь на уже полученные знания. Главное в таких уроках — у учащихся появляется интерес к личности писателя, желание узнать как можно больше дополнительно, полностью изучить сайты и материалы электронных энциклопедий, используемых во время урока.
-
Урок литературы "Не хлебом единым жив человек" 2008
На уроке обращаемся к творчеству одного из местных поэтов. Стихотворения В.И. Никонова - неиссякаемый родник, из которого можно бесконечно черпать, утоляя жажду духовности. Используя интерактивный режим, вовлекаем учащихся в обсуждение вариантов решения выявленных проблем, формулировку личного отношения к проблеме. С помощью незатейливых стихотворений в подрастающем поколении воспитывается добро, стремление помочь ближнему.
-
Бинарный урок по литературе в 6-м классе "Былины киевского и новгородкого циклов" 2008
Интегрированные уроки всегда вызывают неизменный интерес у школьников. Помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся. Данный урок проводится на вступительном занятии. Он расширяет кругозор детей, помогает увидеть связь между историческими фактами и созданием былин.
-
Обзорный урок-путешествие по "Божественной комедии" Данте Алигьери (урок литературы в 9-м классе) 2008
На уроке мы совершим необыкновенное путешествие в XIV век: великий итальянский поэт поведет нас по своему произведению, спустимся вместе с ним в "Ад" и поднимемся в "Рай", познакомимся с обитателями этих царств. А ещё нам предстоит выяснить актуальность изучения данного произведения в XXI веке.
-
Соцреализм и соц-арт — об одном по-разному. Урок для учащихся 11-х классов 2008
Урок представлен в виде сравнения двух направлений советского искусства ХХ века: соцреализма и соц-арта. Благодаря наличию большого количества изобразительного материала и использованию современного оборудования для его демонстрации, учащиеся самостоятельно формулируют через подводящий диалог выводы и сравнительные оценки на основании увиденного. Дети учатся отстаивать и аргументировать собственную точку зрения, использую свои знания и новую информацию, полученную на уроке.
-
Игра "Счастливый случай" по творчеству А.С. Пушкина 2008
Игра "Счастливый случай" посвящена русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Читая Пушкина, мы не задумываемся, какой большой вклад внёс он в русскую литературу, мировую литературу, но мы неизменно чувствуем, какой богатый художественный мир создал Пушкин, как много в нём жизни, чувства и глубокой правды. Вам представляется тот самый счастливый случай, который поможет найти ключики и открыть многие большие и маленькие тайны этого удивительного мира.
-
Урок литературы "Малая проза" А.В. Вампилова. Рассказ "Финский нож и перситская сирень" 2008
Урок пропагандирует творчество А. Вампилова, стремится вызвать интерес к личности писателя, через воспитание любви к малой родине приобщить учащихся к творческому наследию А. Вампилова.
-
Человек и природа в стихотворении Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать…" (Урок-анализ стихотворения) 2008
В предлагаемой разработке урока дается анализ стихотворения Б.Пастернака. Урок-исследование помогает учащимся проникнуть в суть поэтического текста. В процессе коллективной исследовательской деятельности развиваются аналитическое и креативное мышление, коммуникативные навыки.
-
Сергей Есенин — певец русской природы 2008
Урок литературы на тему "Сергей Есенин — певец родной природы" предназначен для учащихся седьмого класса. Идея проведения этого урока - погружение детей в мир поэтического прославления природы и вызванных ею настроений поэта, пробуждение любви к Родине.
-
Песни военных лет 2008
"Нам песня строить и жить помогает..." Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думаю, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать.
-
Применение модульной технологии на уроках литературы в старших классах. Модуль "Рассказы Шукшина". 11-й класс 2008
Составление модульного тематического планирования уроков литературы предполагает процесс осмысления деятельности как учителя, так и ученика, начиная с целеполагания и завершая контролем разного типа. В модуле темы "Рассказы В.М. Шукшина" в 11-м классе модульное планирование ведется от общей темы - характеристики литературного процесса 60–70-х годов, творческой судьбы писателя через анализ своеобразия рассказов Шукшина, определение концепции личности героев и самого писателя к рассмотрению образов "духовной истины бытия" в его рассказах.
-
Классный час "Зарождение славянской письменности на Руси" 2008
Классный час в начальной школе знакомит учащихся с историей возникновения славянской письменности на Руси, с первыми книгами.
-
Урок литературы в 6-м классе. Урок-игра по теме "Древнерусская литература. Летописи" 2008
Урок закрепления изученного по древнерусской литературе в 6-м классе в форме групповой работы позволяет активизировать всех участников учебного процесса, учит работать коллективно, выдвигая версии, выбирая единственную и защищая точку зрения своей группы. Разнообразные творческие задания вызывают интерес у учащихся и стимулируют их к выполнению нетрадиционных форм работы.
-
Конкурсный урок по литературе "Поговорим об одиночестве…" (Анализ рассказа Л.С. Петрушевской "Шопен и Мендельсон") 2008
Цель урока-анализа литературного произведения – научить анализировать прочитанное. А затем применить полученные знания в жизни. Мне очень нравится вводить в урок моменты, связанные с изобразительным искусством, т.к. это развивает не только образное мышление учащихся, но и эстетический вкус. При использовании работы в группах можно оценить каждого учащегося. Как правило, дети очень любят такую работу, впрочем, как и тестовые технологии.
-
Интегрированный урок литературы (смешанный тип) на тему "Пугачев как вождь народного восстания" 2008
На данном уроке устанавливается межпредметная связь с историей, живописью, кино. Цель данного урока: показать, чем отличается Пугачев, увиденный глазами писателя от Пугачева, представленного историческими источниками и произведениями живописи.
-
Внеклассное мероприятие в 9-м классе по литературе. Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2008
Почему и сегодня роман М.Ю. Лермонтова волнует нас? "В этом романе...есть что-то неразгаданное", - говорил В.Г. Белинский. Недолгая, но яркая жизнь самого поэта до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Сто девяносто лет, прошедшие со дня рождения Лермонтова, не отдалили его от нас, не убавили силу его влияния на умы и сердца людей. Постараемся сегодня разгадать те тайны, которые скрыты в романе "Герой нашего времени".
-
Интегрированный урок литературы и немецкого языка 2008
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию, где были использованы романсы, танцы, популярная песня "Натали", музыка Е.Дога и Свиридова. Интегрированный урок (литературы и немецкого языка) показывает, как красивы, благородны, искренни чувства поэта к жене, как трепетно звучат стихи А.Пушкина на русском и немецком языках. Это вызывает интерес к теме, воспитывает высокие нравственные и эстетические идеалы. Данная разработка рекомендуется для работы на уроках литературы, немецкого языка при прохождении темы "Мой любимый поэт" и проведения музыкально-поэтических вечеров, предметных недель в школе.
-
Урок литературы в 11-м классе "Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны" с использованием проектной и ИКТ 2008
Урок литературы в 11-м классе с использованием ИКТ. Литература периода Великой Отечественной войны исследована достаточно полно и глубоко. Но ребята должны сделать на уроке открытие для себя, должны погрузиться в эпоху, проникнуться духом того времени... В этом им помогут интернет-ресурсы и креативные способности. Результатом деятельности учащихся должен стать учебный проект по самостоятельно выбранной подтеме в рамках общей темы "Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны".
-
"Обличение пороков общества М.Салтыковым-Щедриным — урок и нашим дням?" (по сказкам Салтыкова-Щедрина). 10-й класс 2008
Особенностью урока является создание учащимися краткосрочного литературно-творческого проекта - анализа сказок сатирика, презентации ученических слайдов, театрализации эпизодов произведений. Цель урока – выявить новые смыслы в щедринских сказках, определить факты биографии и творчества, дающие возможность доказать (или опровергнуть) вывод о том, что обличение пороков общества писателем - урок и нашим дням.
-
Поговорим о человечности. По произведению К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2008
Данный урок - один из цикла уроков по проблемам нравственности. На этом уроке преследовалась цель вызвать учащихся на откровенный разговор о проблеме милосердия, поднимаемой в рассказе Паустовского "Телеграмма".
-
Обучение сочинению на литературную тему. 9-й класс 2008
Наиболее трудным для учителя является обучение письменной речи учащихся. Основные навыки в изложении своих мыслей обучающиеся получают на уроках литературы, когда пишут сочинения на заданную тему. Чтобы написать хорошее сочинение-рассуждение, ученик должен изучить материал, хорошо его понять, осмыслить, иметь собственное суждение. Учителю важно показать обучающимся приемы работы над сочинением.
-
Музыкально-поэтический вечер "Эпоха петь нас подбивала…" По мотивам военных стихов и песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого 2008
Представленная работа построена из рассказов о военной теме в творчестве двух поэтов-бардов разных эпох – Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого. Материал был подготовлен учителем с использованием стихотворных текстов, музыкального сопровождения, слайд-шоу. Музыкально-поэтическая композиция рассчитана на школьников 7–11-х классов.
-
Конспект урока по теме: А. Блок. "Интеллигенция и революция" и поэма "Двеннадцать" 2008
Данный двухчасовой урок предполагает на материале статьи А.Блока и поэмы "Двенадцать" выяснить позицию автора в отношении к революции 1917 года. Использованы письма, записные книжки А.Блока от 1918 года. В поэме и дневниковых записях решаются проблемы: значение образа Христа и споры вокруг поэмы. В ходе урока составляется аналитическая таблица по поэзии А.Блока.
-
Литературная игра по комедии Фонвизина "Недоросль". 9-й класс 2007
Данная игра ставит своей целью более глубокое знакомство с произведением, мало читаемым современными подростками. Целесообразно проводить данную игру в конце изучения произведения. Хорошо, когда класс заранее делится на команды и получает предварительные задания.
-
Урок литературы с использованием ИКТ по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути 2007
Данный урок способствует интеграции таких предметов, как литература и русский язык, позволяя не только обогащать, но и усложнять словарный запас учащихся; создаёт благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии, интегрируя литературу, музыку, живопись.
-
Урок-практикум по теме: "Как сердцу высказать себя?" (по стихам К. Бальмонта) 2007
Привить любовь к поэзии – это значит научить читать стихи, анализировать, проникать в мысль и чувства, выраженные художником. Надо помнить, что в центре произведения образ – лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихов нужно искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание героя. Урок-практикум – это совместное творчество учителя и ученика. Основные задачи практикума: показать приемы работы со стихами; сформировать умение анализировать, выделять ключевые слова и фразы, составлять план.
-
Урок-спектакль по сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев" 2007
С детства люблю театр, с трех лет. Еще учась в университете, мечтала о своем театре слова. В 1988 году мне это удалось. С тех пор прошло много лет. Сменилось несколько поколений ребят-актеров, составлен свой репертуар, есть фотоальбом. А самое главное – это память о прекрасном, добром, красивом коллективном творческом деле, несущем и взрослым, и детям радость.
-
Тема урока: «Художественный мир сказки "Бой на Калиновом мосту"» 2007
Цель урока: учить исследованию художественного мира сказки, определению темы и идеи произведения, характеристике персонажей, ведению диалога, пересказу эпизода, цитированию текста.