Тема: А.А.Фет. Стихи.
Цели урока:
- расширить знания учащихся о творчестве А.А.Фета;
- научить видеть и замечать прекрасное в природе;
- научить выразительно читать стихотворения, видеть и понимать настроение лирического героя;
- обогащать словарный запас;
- развивать память, речь, воображение.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– С какими поэтами и стихотворениями мы познакомились с вами в первой поэтической тетради?
– Хотите узнать еще больше?
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся скорей за работу,
Чтобы новое что-то узнать!
2. Речевая разминка
Вёз на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на сане сани.
– Прочитайте жужжащим чтением.
– Почему слова «Саня» и «сани» написаны
по-разному? (Одно слово обозначает имя, а другое
предмет, на котором катаются)
– Назовите знакомые части речи. (Глаголы: вез,
ехал; имя существительное: горку, Саня, сани;
предлоги: за, на, с; союз: а; местоимение: собою.)
– Прочитайте с вопросительной интонацией,
выделяя голосом глаголы.
– Прочитайте с утвердительной интонацией на
глаголах.
– Прочитайте с восклицательной интонацией на
глаголах.
– А теперь скороговоркой.
3. Введение в тему
1. Первичное знакомство с жизнью и творчеством поэта. (Приложение 1)
– Прочитайте имя поэта. Что вы о нем знаете? Какие стихи помните?
2. Слово учителя о поэте.
Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет), –
известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820
года неподалеку от города Мценска, Орловской
губернии, в деревне Новоселках, сыном богатого
помещика, ротмистра в отставке, Афанасия
Неофитовича Шеншина. Последний женился за
границей на лютеранке, но без православного
обряда, вследствие чего брак, законный в
Германии, был признан незаконным в России; когда
же в России был совершен обряд православного
венчания, будущий поэт уже проживал под
материнской фамилией "Фет" (Foeth), считаясь
внебрачным ребенком; только под старость Фет
стал хлопотать об узаконнивании и получил
фамилию отца. До 14 лет Ш. жил и учился дома, а затем
в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе
Кроммера. В 1837 г. его перевезли в Москву и
поместили у М.П. Погодина; вскоре за тем Ш.
поступил в Московский университет, на
историко-филологический факультет. Почти все
студенческое время Ш. прожил в семье своего
товарища по университету, будущего
литературного критика Аполлона Григорьева,
имевшего влияние на развитие поэтического дара
Ш. Уже в 1840 г. появился в Москве первый сборник
стихов Ш.: "Лирический пантеон А. Ф.". Сборник
успеха в публике не имел, но обратил на себя
внимание журналистики, и с 1842 г. в Погодинском
"Москвитянине" нередко помещались
стихотворения Фета (сохранившего эту фамилию, в
качестве литературного псевдонима, до конца
жизни) и А. Д. Галахов внес некоторые из них в
первое же издание своей "Хрестоматии", 1843 г.
Наибольшее литературное влияние на Ш., как
лирика, оказывал в то время Гейне. Желание
дослужиться до дворянства побудило Фета
поступить на военную службу. В 1845 г. он был принял
в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в уланский
гвардейский полк; в крымскую кампанию находился
в составе войск, охранявших Эстляндское
побережье; в 1858 г. вышел в отставку, подобно
своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав Ш.,
однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый
для того ценз повышался по мере того, как Фет
повышался по службе. Тем временем росла его
поэтическая слава; успех вышедшей в 1850 г. в Москве
книги "Стихотворения А. Фета" открыл ему в
Петербурге доступ в кружок "Современника",
где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным; с
последним он подружился, а первый уже в 1856 г.
писал Фету: "Что вы мне пишете о Гейне? – вы
выше Гейне!" Позднее Ш. познакомился у
Тургенева с Л.Н. Толстым, вернувшимся из
Севастополя. Кружок "Современника" общими
силами выбрал, отредактировал и красиво
напечатал новое собрание "Стихотворений А.А.
Фета" (Санкт-Петербург, 1856); в 1863 г. оно было
переиздано Солдатенковым в двух томах, причем во
2-й вошли переводы Горация и др. Литературные
успехи побудили Ш. оставить военную службу; к
тому же он в 1857 г. женился в Париже на Марье
Петровне Боткиной и, чувствуя в себе
практическую жилку, решил посвятить себя, как
Гораций, сельскому хозяйству.
В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин
земли, в Мценском уезде, и энергично принялся
хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой
наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с
лишком лет (1867 – 1877) Ш. был мировым судьей и писал
в это время в "Русском Вестнике" журнальные
статьи о сельских порядках ("Из деревни"),
где выказал себя столь убежденным и цепким
русским "аграрием", что вскоре получил от
народнической печати кличку "крепостника".
Хозяином Ш. оказался превосходным, в 1877 г. бросил
Степановку и купил за 105 000 рублей имение
Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии,
близ Коренной Пустыни; под конец жизни состояние
Ш. дошло до величины, которую можно назвать
богатством. В 1873 г. за Фетом была утверждена
фамилия Ш. со всеми связанными с нею правами. В 1881
г. Ш. купил в Москве дом и стал приезжать в
Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав
хозяйство управляющему. В это время довольства и
почета Ш. с новой энергией принялся за поэзию
оригинальную и переводную, и за мемуары. Он издал
в Москве: четыре сборника лирических
стихотворений "Вечерние огни (1883, 1885, 1888, 1891) и
переводы Горация (1883), Ювенала (1885), Катулла(1886),
Тибулла (1886), Овидия (1887), Виргилия (1888), Проперция
(1889), Персия (1889) и Марциала (1891); перевод обеих
частей "Фауста" Гете (1882 и 1888); написал
мемуары "Ранние годы моей жизни, до 1848 г."
(издание уже посмертное, 1893) и "Мои
воспоминания, 1848 – 1889 г." (в двух томах, 1890);
перевод сочинений А. Шопенгауэра: 1) о четвертом
корне закона достаточного основания и 2) о воле в
природе (1886) и "Мир, как воля и представление"
(2-е издание – 1888 г.). 28 и 29 января 1889 г.
торжественно отпразднован в Москве юбилей
50-летней литературной деятельности Фета; вскоре
после того ему было Высочайше пожаловано звание
камергера. Скончался Ш. 21 ноября 1892 г. в Москве, не
дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом
имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском
уезде, в 25 верстах от Орла. Посмертные издания его
оригинальных стихотворений: в двух томах – 1894 г.
("Лирические стихотворения А. Фета",
Санкт-Петербург, с биографией, написанной К. Р. и
под редакцией К. Р. и Н.Н. Страхова ) и в трех томах
– 1901 г. ("Полное собрание стихотворений",
Санкт-Петербург, под редакцией Б.В. Никольского).
4. Физминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Нас работа еще ждет.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
5. Изучение нового материала
– При помощи пословиц и поговорок узнайте, о чем пойдет речь:
Без него и трава не растет.
Мокрому он не страшен.
Будь он – будут и грибки.
(Дождь)
Чтение заранее подготовленными учащимися «Весенний дождь». Беседа после чтения. (Приложение 2)
– Как вы понимаете следующие выражения:
В разрыве облак солнце блещет
Качаясь, движется завеса
Завеса –
1. (устаревшее) большая занавеска;
2. (переносное) то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь
– Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
(В песке купаяся
В золотой пыли
Медом тянет
По листьям барабанит)
– Какую картину изобразил Фет в своем
стихотворении?
– Как он сумел показать начало дождя?
6. Работа над стихотворением «Бабочка»
– Отгадайте загадку: Не птичка, а с крыльями?
Самостоятельное чтение стихотворения. Словарно-лексическая работа:
– Объясните значение слов:
- Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.
- Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
– Подберите синоним к слову «сверкнув»
– Подберите антоним к слову «спешу».
Беседа по содержанию стихотворения.
– От чьего имени написано стихотворение?
– Какою изображена бабочка? Опишите ее.
– Не напоминает ли вам ритм этого стихотворения
порхание бабочки, рисунок ее полета. Объясните.
– Выберите интонации, которые подойдут при
чтении стихотворения.
– Подготовьтесь к выразительному чтению.
Выразительное чтение стихотворения.
7. Заучивание понравившегося стихотворения
– Выберите стихотворение и начните его учить наизусть.
8. Итог урока
– Какие стихотворения вы сегодня прочитали? О чем они?
9. Домашнее задание
– Выучить одно из стихотворений, нарисовать иллюстрацию к нему.