Урок литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утес"

Разделы: Литература, Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Тема: М.Ю.Лермонтов. «Утес».

Цели:

  • Познакомить детей с творчеством М.Ю.Лермонтова.
  • Научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.
  • Продолжать формировать навыки выразительного чтения и умения интонацией передавать настроение.
  • Воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование: мультимидийная установка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Речевая разминка

Презентация учителя

– Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко, прохлопайте ритм.
– О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)
– Какие слова надо выделять? Это должны бытьсамые важные слова. (Расстановка логических ударений.)
– Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
– Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

2. Проверка домашнего задания

Как называется регион страны России, где мы с вами проживаем?

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, "где люди вольны, как орлы". Кавказ называли "Тёплой Сибирью"; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в "настоящем деле", туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.Лермонтов и Л.Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
Творческие группы ребят приготовили для нас рассказ о том, какие великие русские поэты и писатели побывали на Кавказе и о том, как эти путешествия повлияли на их творчество.

Презентация детей: «Л.Н.Толстой на Кавказе»

Ставрополье посетили многие известные люди России: военные и ученые, поэты и медики, писатели и музыканты. Среди них выдающиеся полководцы Александр Васильевич Суворов, Алексей Петрович Ермолов, писатели Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Лев Николаевич Толстой, композитор Михаил Иванович Глинка и др.
Величественная природа Кавказа, бурные события Кавказской войны стали источником вдохновения для Александра Сергеевича Пушкина.

Презентация детей: «А.С.Пушкин о Кавказе»

Литературный критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский написал замечательные строки: «С легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии. Муза Пушкина как бы освятила давно уже существующее родство России с этим краем, купленным дорогою кровью сынов се и подвигами ее героев. И Кавказ, эта колыбель поэзии Пушкина, сделался и колыбелью поэзии Лермонтова».

Презентация детей: Михаил Юрьевич Лермонтов(1814–1841гг.)

3. Постановка цели урока, актуализация знаний

– Сегодня мы познакомимся с произведениями замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Его биографию нам поведает творческая группа библиографов. 

4. Самостоятельное  жужжащее чтение текста о поэте

– Предлагаю самостоятельно прочесть текст о поэте на с. 142–143 учебника.

5. Беседа после чтения

Что нового узнали о поэте? ( Мы узнали, что он даже маленький часто говорил в рифму, удивляя этим окружающих. Маленького поэта называли Мишелем. После смерти А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов написал стихи «На смерть поэта», о которых все говорили, что их написал великий поэт).

6. Физкультминутка

Как живешь? Вот так!
(Дети встают, показывают большой палец)
Как идешь? Вот так!
(Шаги на месте)
Как бежишь? Вот так!
(Бег на месте)
Как летишь? Вот так!
(Махи кистями)
Как плывешь? Вот так!
(Маха руками)
Как шалишь? Вот так!
(Прыжки с поворотами)
Как сидишь? Вот так!
(Садятся за парты).

7. Новая тема

– Творческая группа чтецов предлагает нам послушать несколько небольших стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Горные вершины (из Гете)

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Два великана

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,–
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою…
Ахнул дерзкий –  и упал!
Но упал он в дальне море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Осень

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

* * *

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой –
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в краю далеком?
Что кинул он в краю родном?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой!

– Мы же с вами сегодня работаем лишь с одним стихотворением «Утес».

Чтение стихотворения «Утес».

Презентация детей: «Исследовательская работа»

Выразительное чтение стихотворения.

8. Итог урока

– Какие открытия сделали сегодня на уроке?
– Понравились ли вам стихи М.Ю.Лермонтова.

Тест

9. Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
  3. Творческим группам проанализировать стихотворения «На севере диком», «Осень», «Горные вершины», «Парус», «Два великана».