Текст сопровождается показом презентации (Приложение 2).
Умение добывать, обрабатывать информацию и
пользоваться ею на сегодняшний день является
весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в
обучении заключается не только в том, чтобы дать
детям знания, но и в том, чтобы научить
воспитанников добывать их и осваивать
самостоятельно.
Следовательно, развитие интеллекта школьников,
творческого потенциала детей, воспитания
духовности и нравственности, правовой культуры,
то есть обеспечение общей процедуры
саморазвития личности, должно обеспечиваться
технологически в учебном процессе, построенном
на личностном включении школьника в процесс
обучения.
При таком способе обучения обеспечивается
комфортное психологическое самочувствие
обучающих и обучающихся.
А если учесть, что творчество заложено в детях
самой природой и что они любят сочинять,
выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то
становится понятным – творческое самовыражение
необходимо детям для нормального развития.
Уроки литературы призваны формировать
потребности личности в непрерывном
совершенствовании, развивать творческие
способности, творческое самостоятельное
мышление. Реализовывать данную концепцию
помогает технология творческих мастерских.
Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет
возможность продвигаться к истине своим путем.
Первостепенная задача педагога – приспособить
учебный процесс к индивидуальным особенностям
школьников. Способности ученика требуют
оптимально подобранных для него условий
обучения.
Уроки «творческая мастерская» помогают достичь
основных целей филологического образования:
1) развития интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирования навыков
самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по
отношению к родному слову, чуткости к красоте и
выразительности родной речи;
3) становления духовного мира человека,
формирования внутренней потребности личности в
непрерывном духовно-нравственном
совершенствовании, позволяющем осознать и
реализовать свои личные возможности;
4) воспитания чувства прекрасного, культуры
мышления и общения, эмоциональной отзывчивости,
способности к переживанию и сопереживанию,
художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5) (и самое главное) формирования потребности в
систематическом чтении художественных
произведений.
Обучение в мастерских базируется на
деятельностном подходе, коллективном способе
обучения – только тогда учебное содержание
осознанно усваивается, когда оно становится
предметом активных действий школьника, причем не
эпизодических, а системных.
Занятия в мастерских строятся на принципах:
сотрудничества, сотворчества, совместного
поиска, самостоятельности, опережающего поиска,
занятости всех учеников. Каждый вносит свой
вклад в процесс освоения новых знаний,
отрабатывает варианты поведения в ситуации
стремления к успеху.
Организация групп осуществляется по следующим моделям:
I модель – только слабые, только средние, только
сильные.
II модель – сильные, средние и слабые в каждой
группе.
Задания группам составляются в соответствии
моделями групп, сформированных к данному уроку,
по уровню сложности. Главная установка
творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не
бывает.
Такой подход, по моему мнению, способствует
созреванию функций психики ребенка: то, что
сегодня он делает с помощью других, завтра сможет
сам, то есть один цикл завершается, ученик
переходит в зону актуального развития, и виток
раскручивается на новом уровне. А педагог
развивает в каждом ученике мотив достижений,
укрепляет чувство компетентности и
ответственности за происходящее.
Работа в творческой мастерской начинается со
слова, образа, предмета, мелодии, текста,
рисунка… – и формулировки проблемы – темы
мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно
выдвигает свою гипотезу, создает свой проект,
отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем
огласить перед всеми решение проблемы, ученики
обдумывают его в малой группе, т.е. обучение
опирается на собственный опыт членов группы и
предполагает взаимообучаемость. Самое главное,
на мастерских – каждый ученик чувствует свою
интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет
коммуникативную потребность, развивается как
личность.
Алгоритм процесса работы мастерской можно
представить следующим образом:
Начало, мотивирующее творческую деятельность
(проблемная ситуация, вопрос, задание).
- Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
- Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
- Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
- Творчество. Коллективное творчество.
Результатом урока-мастерской по литературе
является представление своего видения проблемы,
своего образа в сочинении, в красках на картине, в
творческой работе в лирической или эпической
форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и
др.)
Мастерская требует большой подготовительной
работы, которая проводится на нескольких уроках
и позволяет расширять возможности урочной
организации обучения.
Первые мастерские провожу 5 классе. Им
предшествует урок по главе «Драгоценная пыль» из
книги К.Г. Паустовского «Золотая роза».
Заключительный этап урока – ответ на вопрос:
«Так что же такое драгоценная пыль». Звучит ответ
из текста: «Каждая минута, каждое брошенное
невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или
шутливая мысль, каждое незаметное движение
человеческого сердца, так же как и летучий пух
тополя или огонь звезды в ночной луже, – всё это
крупинки золотой пыли.
Мы литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти
миллионы песчинок, собираем незаметно для самих
себя, превращаем в сплав и потом выковываем из
этого сплава свою «золотую розу» – повесть,
роман или поэму».
После чего класс принимает решение, какой будет,
как будет называться и выглядеть их копилка,
которая впоследствии, к 11 классу, превратится в
«золотую розу».
Результатом работы каждой мастерской становится
продукт коллективного творчества со следующей
структурой:
- круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);
- творческие работы на компьютере;
- собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).
Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету,
обязательно сохраняется и используется в
дальнейшей работе.
Виды творческих мастерских в зависимости от темы
урока и возраста учеников
1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:
1) репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;
2) развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
3) решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);
4) решение творческих задач. Урок «Русская народная сказка», «Басни Крылова» – 5 класс.
2. Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая
группа представляет своего автора, направление,
течение в литературе, жанр и т.д. «Человек на
войне» – 11 класс.
3. Научные исследования. Предусматривает работу с
литературоведческим материалом, глубокий анализ
крупных произведений. «М.Булгаков. «Мастер и
Маргарита». Любовь и творчество в романе» – 11
класс, «И.С.Тургенев. Поэзия. Проза. Стихотворения
в прозе» – 10 класс.
4. Система образов. Задача таких уроков –
сопоставление или противопоставление главных
героев произведения, их личностные, портретные
характеристики. «Система образов романа
Ф.М.Достоевского «Идиот».
5. Художественное произведение – комплексный
анализ небольших по объёму прозаических и
поэтических произведений. «Тема взаимоотношений
между детьми и родителями». К.Г.Паустовский
«Телеграмма». (Приложение 1)
6. Поэтическая мастерская – составление
тематических поэтических сборников известных
авторов, их защита, анализ авторских поэтических
текстов, сочинение собственных, работа с теорией
литературы. «Основные мотивы лирики М.Ю.
Лермонтова».
7. Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная)
экскурсия на родину писателей и поэтов, по
описанным в произведениях городам. 2По следам
Печорина» – 10 класс.
8. Интегрированная мастерская. Урок литературы,
истории, ИЗО. «Последнее уничтожение на
Бородинском поле» – 5 класс.
9. Психологическая мастерская. «Психологический
портрет героев романа «Идиот» Ф.М. Достоевского»
– 10 класс.
10. Круг чтения. Составление цитатного портрета
автора произведения, знакомство и работа с
любимыми произведениями писателей. «Автор и его
герой в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Новые информационные компьютерные технологии помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей.
Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, имотивированотем, что они:
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
- способствуют совершенствованию практических умений инавыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес курокам литературы;
- активизируют познавательную деятельность;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
Используя информационные технологии, я провожу следующие типы уроков:
- компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя);
- компьютер используется в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
- компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).
Материально-техническая база нашей школы
позволяет организовать работу в любом режиме.
Мы используем на уроках мультимедиа
энциклопедии, Интернет-ресурсы, материалы
школьной медиатеки, а также самостоятельно
выполненные учителями и учениками материалы, с
использованием универсальных инструментальных
комплексов для разработки и редактирования
различного рода учебных программ (Power Point — для
создания презентаций, текстовый редактор Word,
табличный процессор Excel – тесты, Publisher для
создания буклетов)
1. Слайд-фильм (презентация) –
визуальная информация: иллюстративный,
наглядный материал (набор слайдов – иллюстраций,
фотоматериалов, снабженных необходимыми
комментариями для работы на уроке).
Эта конкретно-наглядная основа урока, делает его
ярким, зрелищным, информационным и поэтому
запоминающимся.
2. Интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия). Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).
3. Обучающий контроль.
Компьютерные тесты, трансформация и моделирование текста, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащимися, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Тестовый контроль иформирование умений инавыков спомощью компьютера предполагает возможность быстрее иобъективнее, чем при традиционном способе, выявить знание инезнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен ипрост для оценивания.
4. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.
5. Выполнение творческих и
научно-исследовательских, конкурсных работ
на персональном компьютере с возможностью
проверки их учителем и для дальнейшего
использования данного материала в учебном
процессе, участие в районных, региональных и
федеральных конкурсах.
6. Электронные словари –
литературоведческие, толковые и др., особенно
хочется выделить терминологический словарь.
7. Обучающие программы. Способствуют
формированию мотивации учения, стимулируют
инициативу и творческое мышление.
8. Участие в телекоммуникационных проектах.
9. Участие в Интернет-фестивалях.
Результат использования новых информационных технологий на уроках литературы
- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
- включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.