Цели:
- пробудить у учащихся интерес к Родине и показать, что тема России – основная в поэзии Блока и Есенина;
- дифференцированный подход к обучению учащихся,
- исследовательский характер заданий должен создать на уроке атмосферу творческой работы учащихся,
- формировать навыки интерпретации поэтических текстов;
- провести на уроке работу по речевому этикету; усваивание формы вежливости при беседе; воспитывать любовь к поэзии Блока и Есенина.
Тип урока – литературный анализ поэтических произведений.
Оборудование
- иллюстрации о жизни и творчестве поэтов.
- выставка книг.
- творческая работа с использованием компьютерных технологий.
- тексты стихотворений.
- рисунки детей о природе.
- кроссворд учащегося.
Оформление доски:
- тема урока
- эпиграф урока:
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель…
А. А. Блок, 1908 год
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.
С. А. Есенин
Ход урока
1. Вхождение в контакт с учащимися.
2. Объявление темы, целей урока.
3. Вступительное слово учителя.
Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Тема России является центральной в творчестве А. Блока и творчестве С. Есенина.
Когда на одном из выступлений Блока попросили прочитать стихи о России, он ответил “Это все о России”.
- Эпиграф читает учитель:
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель…
А. А. Блок, 1908 год
- Слово учителя.
Ведущая тема творчества Есенина – любовь к России: “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла”. В стихах Есенина звучит не только признание поэта в любви к Родине, но и “выражается вера в человека, в его будущие великие дела”.
- Эпиграф к поэзии Есенина:
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.
С. А. Есенин
- Слово учителя.
Два голоса (Блок и Есенин) сливаются в любовь сложную и беспредельную.
4. Проверка домашнего задания (домашнее задание было дифференцированным).
Оценка “5” (творческая работа (кроссворд, или сочинить стихотворение о Родине, или нарисовать картину о Родине); литературный анализ стихотворения Блока или Есенина; стихотворение выучить наизусть ).
Оценка “4” (Литературный анализ стихотворения Блока и Есенина; стихотворение это выучить наизусть. )
Оценка “3” (Выучить наизусть стихотворение Блока или Есенина о России. )
Дети слушают и заполняют таблицу:
Название Названия стихотворений | Ключевые слова |
5. Защита реферата “Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина”.
6. Практикум.
Литературный анализ стихов “Россия” А. Блока и “Край любимый!. . ” С. Есенина.
Дифференциация заданий:
“5” (Тестирование(9 вопросов (вопросы записаны на доске)); литературный анализ стихотворения А. А. Блока “Россия” по вопросам. )
“4” (Ответить на все вопросы по стихотворению С. А. Есенина “Край любимый!. . ”)
“3” (Ответить хотя бы на 5-6 вопросов стихотворения С. А. Есенина “Край любимый!. . ”)
7. Ученица читает наизусть свое собственное стихотворение о Родине.
8. Звучит музыка Струве на стихи А. Блока “Угасает тихий ветер” и музыка Свиридова на стихи С. Есенина “ О, Родина …”.
9. Заключительное слово учителя:
Александр Александрович Блок и Сергей Александрович Есенин. Много общего: их сблизила Россия - она у них одна. “Часовни у дороги и поминальные кресты”- “родное и близкое” С. Есенина, его Русь- малиновое поле. Это сразу понял Блок, прочитав стихи Есенина. “Трудно заглядывать вперед, и мне даже думать о Вашем трудно, такие мы с Вами разные…”.
“Такие мы с Вами разные”- это о разных социальных и культурных истоках, питавших творчество. “Такие мы с Вами разные”- то есть истинные, настоящие (не талант и поклонник, а талант и талант!).
Вопросы для практикума №6:
1. Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотою тайна,
И в тайне - ты почиешь,________2. Так - я узнал в моей дремоте
Страны ___________ нищету,
И. в лоскутах её лохмотий
Души скрывая наготу.
3. В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты- право, пьяное чудовище!
Я знаю:__________ в вине.4. Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха- ______ нет!5. Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос_____ пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.6. Ой ты, _____, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.7. Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность ____ деревень.8. Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на ___________ коне.9. Ничего,_________! Успокойся.
Это только тягостная бредь
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Стихотворение “Россия”
Священная Россия!
Страна густых лесов,
Морозных зим, просторов,
Обрывных берегов.О сколько слёз и крови
В себя впитала ты.
Но всё ж не потеряла
Безумной красоты.В твоих полях безбрежных
Утонет томный взгляд.
И ты всё также нежна
Как много лет назад.И красоту берёзы
Не променяешь ты
На красоту лишь малой
Искусственной мечты.И зимние морозы, и утренние грозы –
Всё это так присуще и свойственно тебе.
Но с неба к нам на землю так часто льются слёзы
О тех великих людях, погибших на войне.Они в бою за Родину отдали свои жизни,
Они за нас боролись, не покладая сил.
Давайте ж поклонимся той раненой отчизне
И вспомним тех, кто у врага пощады не просил.Священная Россия!
Страна густых лесов,
Морозных зим, просторов,
Великих мастеров.
Пешехонова Ирина, 11 класс.
Ответы для практикума №6.
1. Блок “Русь”. (Русь)
2. Блок “Русь”. (родимый)
3. Блок “Незнакомка”. (истина)
4. Блок “О, весна без конца и без краю”. (позорного)
5. Блок “Осенняя воля”. (Руси)
6. Есенин “Русь”. (Русь)
7. Есенин “Мелколесье. Степь и дали…” (русских)
8. Есенин “Не жалею, не зову, не плачу…” (розовом)
9. Есенин “Письмо матери”. (родная)
Материал для слабых учеников.
Скирды – большой, обычно продолговатый стог сена (соломы) или сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.
Лонный – вольный. Свежий воздух.
Зеленя – всходы хлебов.
Резеда – травянистое растение с конусообразными соцветиями.
Кашка – клевер, а также шаровидное соцветие.
Курит – выделяет дымок.
Кроссворд учащегося:
Вопросы по горизонтали:
2. Какое дерево прославляется в поэзии Есенина?
3. Назовите автора следующих слов:
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моём творчестве.
4. Какой цвет преобладает в поэзии Есенина?
6. Какой город является колыбелью поэзии Есенина?
7. Изображение Прекрасной Дамы у Блока сходно с изображением очень известной женщины. Назовите её.
9. Из какого стихотворения следующие строки:
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого Бога страстно верил,
Какую девушку любил.
10. Какое чувство слышится в произведениях русских поэтов?
Назовите его.
13. Вставьте пропущенное слово в строки из стихотворения Р. Ермаковой
“Русь Есенинская”, поэтессы нашего края.
Гой ты Русь моя ____________,
Пусть веселья снится сон!
16. Печальное душевное состояние русского народа.
17. Как Некрасов называет русский народ?
19. Синоним слова родина.
Вопросы по вертикали:
1. Блок говорил : “Этой теме … я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…”
5. Название известного стихотворения А. А. Блока.
8. Угадайте стихотворение по строкам:
Доколе матери тужить
Доколе коршуну кружить
Каким словом, очень родным и близким, называют поэты Родину?
Как называет Есенин своё родное место?
14. Вставьте пропущенное слово в строчку из стихотворения Есенина:
Ты жива ещё, моя ______________
Как Некрасов называет сердце народное?
Какое стихотворение Некрасова стало песней?