Урок литературного чтения "Русские народные сказки"

Разделы: Литература, Начальная школа


Тема: Русские народные сказки.

Цели:

  • Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности.
  • Развивать представление о способах изображения персонажей, о средствах создания образа в изобразительном искусстве.
  • Активизация творческих способностей детей, обучение выразительному чтению.
  • Способствовать формированию личного отношения к прочитанному.
  • Воспитывать интерес и любовь к чтению.
  • Способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу.

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац.
  • Предметные “волшебные” шкафчики, “золотой ключик”, аленький цветочек, кувшин, яблоко, термометр
  • Карточки с названиями сказок.
  • Иллюстрации Е.М. Рачёва и Ю.А. Васнецова.
  • Атрибуты для сценки: маленькая скамеечка, элементы костюмов, рыбки.
  • Презентация к уроку (Приложение 1)
  • Карточки с кроссвордом у каждого ребёнка
  • Детские рисунки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

2. Объявление темы (3 мин.)

– Сегодня у нас необычное занятие. К нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, прослушав отрывок из известной вам песенки.

(Звучит песня «В мире много сказок…)

– Догадались, что это за гостья? Это и есть тема нашего урока: Русские народные сказки.
Подумаем и вспомним:
– Как зарождались сказки?
– Как появились книжки народных сказок?
– Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!” < Слайд 1>
– Как вы понимаете эти слова?
– Какие сказки вы читали?
– Не трудно догадаться по выставке ваших рисунков, что вы много читаете и у каждого из вас есть своя любимая сказка.
– Молодцы!
А вот насколько хорошо вы знаете сказки и их содержание, мы сейчас проверим.

3. Разминка. Определение видов сказок (10 мин.)

– В этом волшебном шкафчике находятся вещи, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит данный предмет.
(6 предметов – по 2 каждой колонке). Дети по очереди достают предмет и называют сказку, определяют, кому принадлежит эта вещь. Название сказки появляется на слайде презентации. < Слайд 2 >

“Золотой ключик”
“Муха-цокотуха”
“Аленький цветочек”
“Лиса и Журавль”
“Гуси-Лебеди ”
“Айболит»”

5. Анализ содержания (8 мин.)

– На какие 2 группы можно разделить эти сказки по авторской принадлежности? (авторские и народные)
– В чем отличие авторских сказок от народных? < Слайд 3 >

– Ещё сказки бывают разными по содержанию. По содержанию они разделяются на волшебные, бытовые, сказки о животных. Какую сказку вы читали к уроку? (“Лисичка-сестричка и Волк”)
– В какую группу её отнести? (Русская народная сказка, о животных) < Слайд 4 > Понравилась вам сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Какова же лиса? Как об этом сказано в тексте?
– Кого она перехитрила? Найдите в тексте.
– Докажите, что она умная, жестокая, предприимчивая.
– А каков же Волк? (глупый, доверчивый, простофиля).
– Найдите, как об этом сказано в сказке.
– Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?
– На следующем слайде вы увидите иллюстрации к русским народным сказкам. Вашему вниманию я продемонстрирую работы одного из лучших иллюстраторов русских народных сказок И.В. Билибина. Поработаем вместе и определим, что же это за сказки.? (Царевна-лягушка, сестрица Аленушка) < Слайды 5–6 >

Работа над интонацией слова «СКАЗКА»

– интонация Удивления
– Грусти
– Перечисления
– Радости

6. Подготовка к инсценированию (3 мин.)

– Сегодня мы будем инсценировать отрывок, где Лиса ест рыбку и не даёт её голодному Волку. Найдите его на странице 68.
– Давайте поиграем. Попробуем изобразить своего героя с помощью мимики, жестов, движений. Все остальные дети будут не просто зрителями, а и режиссёрами.
– Какие советы вы, как режиссёры, дадите нашим артистам перед началом показа инсценировки? (Осанка у Лисы прямая, разговаривает с Волком не глядя на него, нехотя, с пренебрежением).

7. Инсценирование отрывка. Обсуждение (4 мин.)

– Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.
– Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?
– Чему учит сказка?

(– Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.
– Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности.
– В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.
– Сказка помогает побеждать зло и жестокость.)

– Могут ли эти пословицы стать моралью сказки? < Слайд 7 >

  • Дружба заботой, да подмогой крепка.
  • Не рой яму другому, сам в неё попадешь.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.

– Приведите свои примеры.

8. Дыхательная гимнастика

1. Работаем как пульверизатор.
2. Втягиваем приятный запах.
3. Задуем свечку на 1 большой выдох и 2 маленьких.
4. Сдуем с ладошек листочки.

9. Показ слайдов с изображением русских сказок < Слайды 8–9 >

– Обратите внимание на следующие слайды. На них оказаны названия известных русских народных сказок. И если вы их ещё не читали, то у вас есть такая возможность, исправить это положение на летних каникулах.

10. Знакомство с художниками-иллюстраторами

– Когда ты читаешь сказку веселую или грустную, страшную или добрую, тебе хочется, как можно больше узнать о том, что в ней рассказано. И не только прочитать, но и увидеть.
Поэтому в книжке, рядом со сказкой написанной, возникает ещё одна сказка – нарисованная художником. Это яркая, увлекательная и, конечно, необычайная сказка.
Любая сказка начинается так: «Жили-были дед да баба». А художнику нужно представить себе целую картину: как дед и баба выглядят, каков их дом.
Для этого необходимо многое знать художнику-сказочнику. Ведь всё на рисунках должно быть хоть и сказочным, Но и правдоподобным. Перед вами целый сказочный мир, подаренный вам художником Вениамином Николаевичем ЛОСИНЫМ. (Показ иллюстраций В. Н. Лосина из книги «Русские народные сказки».)
– Помните эту книгу? Чем она ещё нас привлекла кроме содержания? (Иллюстрациями Ю. Васнецова.)
– А посмотрите на эти иллюстрации. (Рачёва)
– Что заметили? (Сказки разные и художники – разные.)
– Да, это действительно иллюстрации другого художника-иллюстратора Е.М. Рачёва.
– А в чём главное отличие иллюстраций Е.М. Рачёва? (Герои одеты в русские народные костюмы.)
– Молодцы! Сегодня на уроке вы были и артистами, и режиссёрами, а хотите побывать художниками?
– Попробуйте выполнить иллюстрацию к сказке “Лисичка-сестричка и Волк” дома.
– Что же такое сказка? (Определение) < Слайд 10 >

11. Подведение итогов

– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами.

Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал».

Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.

12. Закрепление, самостоятельная работа. Работа в парах. Разгадывание кроссворда (5 мин.)

– В скором времени мы познакомимся с новым жанром литературы, а каким, вы узнаете из кроссворда. < Слайд 11>

Слуги Бабы Яги.

  1. Кто хотел погубить Муху-Цокотуху?
  2. “Федорино горе”, “Айболит” – кто автор?
  3. Братец Алёнушки.
  4. Рыжая героиня многих народных сказок.

– С чем же мы будем скоро знакомиться? (С баснями) < Слайд 12>

13. Итог урока

– Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки заслуживает наш урок? (Дети показывают карточки с изображением мимики лица)
– Что особенно понравилось? < Слайд 13 >
– А теперь послушаем наших гостей.