Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчев (урок литературы в 6-м классе)

Разделы: Литература


Цели:

  1. Продолжить знакомство учащихся с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева.
  2. Совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, развивать поэтический слух.
  3. Воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, цветные карандаши, электронный учебник КМ " Уроки литературы для 5-6 классов".

Наглядность: портрет Ф.И.Тютчева, картина И.И.Левитана “Золотая осень”, иллюстрация “Окрестности села Овстуг”, музыка П.И.Чайковского “Времена года”,

Эпиграф: Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. (Н.А.Некрасов)

Ход урока

1. Создание зрительного образа

- Представьте, что сейчас осень. Тихо шуршат опавшие листья под ногами, из последних сил греет солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем, замерли в ожидании, что случайный прохожий, потрясенный их убранством, остановится полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в дивном вальсе разноцветные листья… (звучит музыка)

2. Объявление темы урока. Запись в тетрадь

- Каких поэтов, писавших об осени вы знаете?

- Одним из таких поэтов был Ф.И.Тютчев. И сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением “Листья”. Наша цель - продолжить знакомство с его творчеством на основе анализа стихотворения, написанного в 1830 году, а также научиться понимать значение конкретных деталей в изображении природы.

Записывается тема урока: “Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева”

3. Слово учителя о жизни поэта

Портрет поэта.

- Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве. (Иллюстрация “Окрестности села Овстуг”)

Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью. Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, чье имя вам знакомо, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.

4. Установка на восприятие стихотворения

- Посмотрите на картину И.И.Левитана “Золотая осень”. Какие чувства она у вас вызывает? Легко ли вам выразить свои чувства обычными словами?

- Лирика один из трех родов литературы, в основе которых не действия и события, а чувства и мысли человека. Поэзия особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается “бездна смысла”, для передачи которой в прозе понадобились бы десятки страниц. Только в поэзии может возникнуть “чародейка-зима”; прекрасная, но живущая лишь мгновение радуга; “хрустальные дни золотой осени. Лирика может дать почувствовать “созвучье полное” с природой.

Давайте попробуем прочитать стихотворение. Прежде всего попробуйте найти главные слова, понять смысл, подумать о музыке стиха, об интонации, о главном чувстве поэта. Не так важно пересказать сюжет стихотворения, как важно почувствовать, понять эту музыку.

5. Выразительное чтение стихотворения “Листья” (читает ученик)

6. Аналитическая беседа по стихотворению

- Определите тему стихотворения.

- Каким настроением пронизано произведение?

- Какое слово является ключевым? (Листья)

- Каков интонационный строй стихотворения?

Интонационный рисунок призван передать порыв ветра, взлет, его протяженность, эмоциональность, приподнятость.

А) - Стихотворение состоит из 4 строф. О чем первая строфа?

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат
В снега и метели,
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Центральными образами первой строфы являются “сосны и ели”. Их красота хоть и вечна, но создает ощущение искусственности, чего-то неживого. Отсюда и глаголы “торчат, спят” выражающие ироническое отношение поэта к этим растениям. Эпитет “тощая” звучит насмешливо. Создается картина отрешенности от жизни.

- Какие чувства вызывает у вас сравнение “как иглы ежа”?

Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться.

- Найдите слова, отражающие цвета.

“Зелень”, “не желтеет”. Однообразие, от которого становится скучно.

- С какой целью автор повторяет слово “ввек”?

Слово “ввек” означает никогда

Б) - О чем вторая строфа?

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами.
Купались в росе!..

Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Настроение стихотворения меняется. Это настроение, объемлющее весну и осень: все цветущее и блестящее есть “легкое племя”.

- Возьмите цветные карандаши и подчеркните в этой строфе все глаголы. Прочитайте подчеркнутые слова.

Цветем, блестим, гостим, были, играли, купались.

- Как живет это “легкое племя”?

Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное”.

- Обратите внимание на постановку знаков препинания. С какой целью автор ставит восклицательный знак и многоточие в конце данной строфы?

Тем самым он делает паузу: так приятны воспоминания о лете.

- Какой прием использует поэт в первых двух строфах?

Антитезу. Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен.

Заполнение таблицы.

Ели и сосны Листья
Тощая зелень Легкое племя
Торчат, спят, не желтеет Цветем, блестим, играли, купались
Как иглы ежа Мы были в красе
Всю зиму Все красное лето

В) - Картина изменяется в третьей строфе, меняется ли настроение?

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Нет. Наступает другое время года (противопоставляется лето и осень). Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели. И словно в протест звучат вопрос: “Так что же…?” И тут же резкий ответ: “Не лучше ль…!” Для листьев отвратительна сама мысль о бездействии. Лучше смерть, чем унылое существование.

- Подчеркните глаголы в данной строфе. Какое слово выбивается из ряда?

Отпели, отцвели, побледнели, ушли, висеть, желтеть – это глаголы, которые больше подходят для описания жизни “тощей зелени”. Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию.

Г) – Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Кого зову листья и зачем?

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Они призывают ветер. И это не просто ветер, он буйный, сносящий все на своем пути.

- Какие часть речи преобладают в данной строфе? Подчеркните ее.

Глаголы, которые обозначают стремительное действие: сорвите, умчите, не хотим, летите.

- В чем особенность просьбы листьев?

Это не мольба, а призыв. Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний.

Листья - символ краткой, но яркой жизни.

7. Интеллектуальный штурм.

- Как вы думаете, смог бы написать так об осени бразильский или африканский поэт? Почему?

8. Творческая работа на развитие эстетической реакции.

- Отразите с помощью цветных карандашей свои ощущения от прочитанного стихотворения. Какого они цвета?

9. Выразительное чтение стихотворения учеником (читает тот же ученик, который читал в начале урока)

10. Итоги урока

11. Домашнее задание

А) Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.
Б) Подготовить выразительное чтение стихотворения.