Игра проводится в 10-м классе после изучения темы “Л.Н. Толстой. Роман “Война и мир”” в качестве итогового урока. Взаимосвязь предметов – литература, история, МХК.
Цели:
- обобщить и углубить знания по данной теме,
- привлечь учащихся к поиску дополнительного материала при подготовке к игре.
Участвуют все учащиеся. В игре три отборочных тура и финал, в котором выявляются победители. Перед каждым туром и финалом всем дается задание, по результатам выполнения которого распределяются дорожки: красная, желтая и зеленая. На каждой дорожке задаётся по два вопроса.
Ответы на вопросы, а также творческие задания оценивает ареопаг, состоящий из преподавателей и, возможно, учащихся. Зрители тоже участвуют в игре: если участник затрудняется с ответами, то любой зритель может дать ответ на вопрос, за что получает “Орден Умника”. В конце игры подводятся итоги. По количеству набранных орденов выставляются оценки.
Оформление: на доске висят иллюстрации, портреты Кутузова, Наполеона, изображение ордена Великой Отечественной войны
1 этап “Отечественная война 1812 года”.
Отборочный тур.
1) Почему войну России с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной?
2) О каком герое войны 1812 года А. В. Суворов говорил: “Он командовал моим левым флангом, но был моей правой рукой”?
3) Назовите важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется?
Вопросы для дорожек (по два вопроса каждому):
- Когда произошла Бородинская битва?
- Для решения какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?
- Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?
- Что вы знаете о Кутузове?
- Что вы можете рассказать о Наполеоне?
- Перечислите известных вам военачальников Отечественной войны 1812 года.
Дополнительные вопросы:
- О чём вам говорит эта иллюстрация? (Схема Аустерлицкого сражения)
- Что это за человек, что вы о нём знаете, какое сражение для него явилось “звёздным”? (Багратион)
- Во сколько раз превышали силы французов на начало Отечественной войны 1812 года?
- Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.?
2 этап “Отечественная война 1812 года в литературе, искусстве”.
Отборочный тур.
1. Откуда эти строки?
В шапке золота литого старый русский великан
Поджидал к себе другого из далёких чуждых стран.
2. Что имел в виду автор в следующих строках:
Но упал он в дальнем море на неведомый гранит,
Там, где буря на просторе над пучиною шумит.
3. Когда написано стихотворение “Бородино”? Какой дате оно посвящено?
Вопросы для дорожек:
- Какой памятник освободителям был построен в Петербурге? Где он находится? (Александрийский Столп)
- Кто из русских художников чаще других обращался в своём творчестве к теме Отечественной войны? Найдите его картины среди иллюстраций, висящих на доске; о чём они говорят?
- Какой храм был построен в Москве в честь победы над армией Наполеона? На какие средства он строился? Какова судьба этого памятника? (Храм Христа Спасителя)
- Сколько лет писался Л. Н. Толстым роман “Война и мир” и сколько раз он переписывался?
- Л. Н. Толстой собирался писать трилогию о декабристе? Судьба какого героя канонического варианта романа является “ретроспекцией”, “возвратом” к юным годам главного героя “романа о декабристе”? (Пьер Безухов)
- Каковы хронологические рамки эпохи, отражённой в четырёх томах “Войны и мира”?
Дополнительные вопросы:
- В исторических трудах нередко Наполеон противопоставляется Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе Толстого?
- Где и когда начинается действие в романе? Перечислите героев, с которыми мы встречаемся уже в первых главах.
- Объясните смысл названия романа.
3 этап. “Роман Л. Н. Толстого “Война и мир”
Отборочный тур.
- Почему князь Андрей Болконский пошёл служить в действующую армию?
- Что привлекало Пьера в масонстве?
- Л. Н. Толстой делил героев своего романа на любимых и нелюбимых. Кого он относил к любимым?
Вопросы для дорожек:
- На примере какой семьи в романе Л. Н. Толстой показал нетипичность, редкость семейных отношений? Какой дворянской семье в романе присущи следующие качества: радушие, жизнерадостность, гостеприимство, доброе отношение к крестьянам и дворовым, честность?
- Завершите фразу Л. Н. Толстого: “Нет и не может быть величия там, где нет…”
- После какого сражения князь Андрей разочаровался в своём кумире – Наполеоне? Во время этого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, имевшая огромное значение в судьбе героя: “Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками”.
- Л. Н. Толстой не был пацифистом. Он понимал, что мир пока не может обойтись без войн. Есть войны, которым нет оправдания. Но есть войны справедливые, священные, когда люди защищают свою землю, свои дома, свою свободу, свой достоинство. Кому из героев романа принадлежат слова, в которых выражена эта мысль: “Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую ерунду. Они враги мои. Они переступили всё по моим понятиям”.
- О каком герое так говорится в романе: “…Он никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит человечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи…”
- О каком герое говорится в романе: “Хотя действительно он был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной”.
Дополнительные вопросы:
- Фатализм кажется Л. Н. Толстому единственно возможным подходом к историческим событиям. О ком из героев – идеальном воплощении концепции писателя – идёт речь в следующем фрагменте: “…понимает, что есть что-то сильней и значительней его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их; умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое”.
- О ком из героев романа можно сказать, что главная его черта – искание смысла жизни; поиски такой жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему удовлетворение? В этом смысле этот герой похож на Андрея Болконского.
- О каком герое так говорится в романе: “Именно в Африке у него выработался идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное, сверхъестественное значение”.
Выводы. Подвести итоги, выставление оценок.