Литература
-
Урок литературы в русле новых технологий "Правда о жизни" по повести В.И. Белова "Привычное дело" 2008
В течение всех лет педагогической деятельности учитель решает проблему сочетания воспитания и обучения. Извечные вопросы: Как это сделать? Какие формы и методы использовать? Что удачнее? Какие из них лучше? От учителя требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль на уроке, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых он не боялся бы высказывать свои, пусть еще не совсем зрелые мысли. Предлагаю вашему вниманию урок литературы в русле новых технологий с использованием приемов «кластер» и «синквэйн» по повести В.И.Белова «Привычное дело».
-
"Своя игра" по литературе 2008
Нестандартный урок "Своя игра" предназначен для учащихся, которые приезжают в краевые и всероссийские детские центры и занимаются в условиях временного детского коллектива. Учителя обычной школы также смогут его провести, подводя итоги за четверть и полугодие.
-
Портфельчик для талантливых детей и творческих учителей, 11-й класс 2008
Данное пособие представляет собой мультимедийное сопровождение к курсу литературы для 11-го класса, которое содержит теоретический материал по биографии поэтов "серебряного" века, материал к анализу лирических произведений, воспоминания современников.
-
Черты христианства в произведении А.С. Пушкина "Маленькие трагедии" 2008
-- О духовном образовании и воспитании в школах. Понятие "светскости". Иной взгляд на изучение "Маленьких трагедий" А.С.Пушкина. Трагедия "Скупой рыцарь". Не только о скупости. Трагедия "Моцарт и Сальери". Не только о зависти. Трагедия "Каменный гость". Не только о прелюбодеянии. Трагедия "Пир во время чумы". Расплата за все грехи.
-
Обобщающий урок по литературе в 6-м классе 2008
Учащиеся среднего звена очень любят уроки обобщающего характера после изучения определенного раздела программы. Уроки эти проводятся в форме контрольного среза знаний, уроков-путешествий, викторин, что способствует более внимательному прочтению художественного текста, заучиванию наизусть обязательных стихотворений. Предлагаю вниманию коллег урок-соревнование по закреплению материала после раздела "Библейская мифология и литература" в 6-м классе. Учащиеся имеют возможность в увлекательной форме продемонстрировать знания библейских легенд, произведений писателей и поэтов на сюжеты библейских мифов. Разнообразие конкурсных заданий на протяжении всего урока поддерживает у детей соревновательный дух, умение работать в команде.
-
Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать" 2008
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры.
-
Урок-лекция в 10-м классе на тему "Петербург Достоевского, вымышленный и реальный" 2008
Цели урока: знакомство учащихся со страницами биографии Ф.М.Достоевского, связанными с Петербургом, и с произведениями об этом городе и его обитателях; развитие интереса учащихся к чтению произведений Ф.М.Достоевского.
-
Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству А.С. Грина 2008
Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству А.С.Грина. Может быть использована учителями литературы средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий в качестве мероприятия для проведения литературной недели.
-
Урок-игра "Счастливый случай" по творчеству С.Есенина 2008
Обобщающий урок-игра «Счастливый случай» по творчеству Сергея Есенина. Характерные особенности такого урока – групповая работа над материалом, взаимопомощь и взаимоответственность учащихся.
-
Люди одной судьбы 2008
Урок может быть посвящен Международному дню толерантности. Урок построен на материале творчества В.Гроссмана и Ст. Спилберга. Авторы в своих произведениях говорят о трагедии еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.
-
Урок по теме "Страницы биографии А.С. Пушкина" 2008
Урок литературы в начальной школе по технологии проектной деятельности. Используется учебник О.В.Джежелей «Чтение и литература». Школьники выполняют проекты, учатся работать в команде и больше узнают о биографии Александра Сергеевича Пушкина.
-
Урок по теме "Слово о Маяковском. Ранние стихотворения В.Маяковского как отражение души поэта". 10-й класс 2008
Урок ставит целью познакомить учащихся с личностью Владимира Маяковского, его поэзией. Урок сопровождается показом слайдов, используются записи песен в исполнении Елены Камбуровой на стихи Владимира Маяковского.
-
Открытый урок русской литературы во 2-м классе по теме "Знакомство с поэзией К.И. Чуковского" 2008
Урок литературы для 2-го класса, на котором дети знакомятся с творчеством К.И. Чуковского, а также учатся сами писать стихи.
-
Урок по литературе для 6-го класса "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»" 2008
Урок по теме "Роль дуэли в сюжете повести "Выстрел" А.С.Пушкина" предназначен для 6-го класса, обучающегося по программе В.Г.Маранцмана. Это первый урок по изучению цикла "Повести Белкина" А.С.Пушкина. Он нацелен на продолжение изучения творчества Пушкина, расширение представлений обучающихся о дуэли, обучение анализу прозаического произведения. Также в ходе данного урока обучающиеся продолжают учиться выстраивать монологические аргументированные высказывания по теме, развивают творческие способности и навыки работы с тестовыми заданиями и компьютерной программой PowerPoint.
-
Урок словесности в 8-м классе "Экспрессивность синтаксических конструкций в повести И.С. Тургенева «Ася»" 2008
Урок словесности "Экспрессивность синтаксических конструкций в повести И.С.Тургенева "Ася" направлен на развитие умения анализировать художественное произведение, его языковую форму, производить стилистический анализ текста, выделять изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с нравственно-психологической характеристикой героев, с идейным смыслом повести. Погрузившись в язык И.С.Тургенева, восьмиклассники наблюдали, как работают в произведении различные синтаксические конструкции, помогающие писателю в создании яркого портрета, в передаче тончайших душевных переживаний героев.
-
Урок литературы в 11-м классе "Сложная судьба человека в русской литературе XX века" (по рассказу М.А. Булгакова "Морфий") 2008
Творческое наследие М.А.Булгакова, поражающее богатством и разнообразием, не укладывается в узкие рамки традиционного выбора и подхода, сложившегося в школьной программе по русской литературе XX века. Понимание написанного М.А.Булгаковым не будет достаточно глубоким, если не познакомить учащихся 11-го класса с рассказом «Морфий». Это небольшое по объему произведение несет в себе мощный источник формирования личности школьника, требует от него максимум отдачи душевных сил. На уроке, посвященном рассказу «Морфий», анализируется это произведение в единстве формы и содержания.
-
Урок литературы в 6-м классе "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" 2008
Урок литературы в 6-м классе по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" рекомендуется как урок внеклассного чтения в период новогодних праздников. Красочность оформления урока, инсценирование, просмотр кадров фильма, игры на знание текста и размышления учеников о счастье, смысле жизни способствуют высокой результативности усвоения материала, повышают интерес учеников к урокам литературы.
-
Урок чтения в 4-м классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида 2008
Большое значение в активизации познавательной деятельности младших школьников имеют игровые моменты, вносящие элемент игры в учебный процесс, помогающие снять усталости и напряжение на уроке. Урок обобщения, проведенный в форме сказки, больше заинтересует детей, обеспечит высокий эмоциональный тонус и позволит развить познавательную активность – важное условие успешности учебного процесса.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Велимир Хлебников. «Уструг Разина». Степан Разин как историческая личность и герой поэмы В.Хлебникова" 2008
В работе используются принципы и методы развивающего обучения. Развивающее обучение наиболее оптимально подготавливает ученика к научно-исследовательской деятельности. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников.
-
Урок-путешествие по сказке Андерсена "Снежная королева" 2008
Урок знакомит с особенностями природы Австралии по новой технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках географии». Такой подход к изучению способствует проявлению любознательности учеников и использованию исследовательских методов.
-
Урок литературы в 10-м классе в форме литературной игры-путешествия "Тема дороги в русской литературе ХIX века" 2008
Урок знакомит с русской классической литературой XIX века. В увлекательной игровой форме учащиеся 8–9-х классов вспоминают художественные произведения. Тема дороги, путешествия, странствия – сквозная тема русской литературы.
-
Сценарий проведения конкурса чтецов "Вы в битве Родину спасли!" Внеклассное мероприятие по литературе 2008
Конкурс чтецов "Вы в битве Родину спасли...", проведенный в рамках недели русского языка и литературы, был необычен тем, что со сцены звучали не только стихи, но исполнялись песни, ученики представляли музыкальные произведения на фортепьяно. На конкурс-концерт были приглашены ветераны и все учащиеся школы. Читались стихи популярных и малоизвестных поэтов, и это возлагало особую ответственность на конкурсантов: быть понятыми и услышанными.
-
Урок самостоятельного чтения (по жанрам современной литературы) по теме "В чем секрет фэнтези?" 2008
Проблема детского чтения стоит, как всегда, остро. Дети или вообще не читают, а если читают, то литературу недостаточно качественную. Урок ориентирован на интересы и запросы восьмиклассников. Учащиеся научатся делать экспертизу литературных произведений, изучая причины популярности того или иного жанра современной массовой литературы.
-
Методы организации литературно-творческой деятельности в младшем школьном возрасте 2008
В статье дается краткое описание методики развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено поэтапной подготовке ребенка к собственному литературному творчеству.
-
Урок по рассказу Г.О. Куклина "У Прелой горы". Воспитание чувств. Наедине с природой, 5-й класс 2008
Урок литературы в 5-м классе - урок воспитания чувств. На уроке предлагается выразить чувства цветовыми решениями.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и литературе "Моя милая малая Родина" 2008
В нашем крае ведется большая работа по реализации регионально-национального компонента. Интегрированное внеклассное мероприятие «My Native Land» («Моя милая малая Родина») представляет собой одну из форм работы по регионоведению. Оно разработано как мультимедийная презентация для английских друзей, которым интересно познакомиться с жизнью кубанцев, их традициями, культурой, узнать историю нашей малой родины, увидеть красоту окружающей природы.
-
"Поэзия женской души". Творчество нашей современницы Риммы Казаковой. Урок литературы в 11-м классе 2008
Данный урок знакомит учащихся с этапами творческого пути Риммы Казаковой, дает представление об основных особенностях художественного мира поэтессы, освещает роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины XX века – начале XXI века; на примере стихотворений Риммы Казаковой учащиеся совершенствуют умение анализировать поэтический текст.
-
"Библия – кладезь народной мудрости. Рождественские встречи". Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе 2008
Урок внеклассного чтения в 5-м классе. Он проводится накануне Рождественских праздников и носит название «Рождественские встречи». Перед его проведением ребята прочитывают рекомендованные учителем библейские сказания, а на уроке заочно знакомятся с великими людьми, открывшими для нас мир Библии. Основная цель урока – подчеркнуть глубокую нравственную суть библейских сказаний, их роль в формировании у детей качеств человека: доброты и милосердия. На областном конкурсе «Учитель года» в 1991 г. этот урок получил высокую оценку.
-
Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2008
На этом уроке мы должны рассмотреть не только определение слова «подвиг», но и рассмотреть понятие «духовный подвиг», «подвиг во имя любви». Презентация позволит увидеть героинь Некрасова и других декабристок, их мужей. Беседа по анализу поэмы строится с обязательным цитированием текста, выразительным чтением отрывков. В конце урока необходимо подвести учеников к мысли о героизме русских женщин "вообще", во все времена. Этому способствует домашнее задание.
-
Урок по теме "Ф.И. Тютчев — певец гармонии и красоты. Пейзажно-философская лирика" 2008
Федор Иванович Тютчев не изображает природу со стороны, как наблюдатель или фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа Тютчева – это живое, разумное существо. Язык Ф.И.Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и пушкинской красотой своих оборотов. Природа у Тютчева – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а Космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания.