Литература
-
Интегрированный урок (литература + астрономия) по теме "Звезды на небе — звезды на земле". 11-й класс 2008
Представлен интегрированный урок литература + астрономия по теме "Звезды на небе - звезды на земле", 11-й класс. Урок-концерт, посвященный авторской песне. Задачей урока было познакомить ребят с творчеством людей, занимающихся авторской песней, песней, которая, идя из самого сердца, заставляет думать, плакать и смеяться.
-
Литературные встречи. И.С. Тургенев 2008
Данная работа состоит из конспекта учебного занятия по теме "Литературные встречи. И.С.Тургенев". В работе делается попытка проследить преломление событий личной жизни писателя в его произведениях. Занятие позволяет развивать личность учащихся через приобщение к произведениям русской литературы.
-
Литература и искусство периода Великой Отечественной войны. Интегрированный урок литературы, истории, музыки, рисования в 11-м классе. 2008
Урок посвящен литературе и искусству периода Великой Отечественной войны. Опираясь на субъектный опыт, ученикам дается целостное представление о литературе и искусстве этого периода на основе знакомства с публицистикой, прозой, поэзией, картинами и плакатами. Урок рассчитан на 2 часа.
-
Развитие навыков исследовательского подхода в ходе изучения истории создания литературного произведения 2008
В статье рассказывается о развитии навыков исследовательского подхода у учащихся при изучении литературных произведений. На примере реализации проекта по созданию газеты «День Онегина» и макета Онегинского зала показана исследовательская работа учеников при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». При этом основной упор сделан на воссоздании реалий пушкинской эпохи, что помогает учащимся глубже понять авторский замысел.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "К жизни, полной высокого смысла…" 2008
Цель урока "К жизни, полной высокого смысла..." - изучить рассказ А.П.Чехова "Студент", отработать умение составлять план творческой работы (сочинения) по образовательной технологии метода проектов. Этапы урока: актуализация знаний учащихся; обращение к эпиграфу урока; работа с текстом рассказа А.П.Чехова "Студент" (чтение отрывка произведения, формулирование вопросов к тексту, распределение учащихся по группам в зависимости от выбранной проблемы, отчет групп о проделанной работе, чтение финала рассказа и его обсуждение); объяснение домашнего задания; проектная деятельность учащихся.
-
Тренировочные упражнения по развитию скорочтения и развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста 2008
Представлен конспект тренировочного упражнения "Развитие скорочтения у детей младшего школьного возраста".
-
Интегрированный урок литературного чтения и рисования по ТРИЗ-педагогике 2008
Интегрированный урок чтения и рисования по теме "Сказка «Стальное колечко»" К.Паустовского для учащихся 2-го класса способствует совершенствованию навыка чтения.
-
Урок-лекция с мультимедийной поддержкой по теме "Петербург Пушкина. Петербург Достоевского". 10-й класс 2008
В курсе литературы 10-11-х классов большое значение имеют так называемые "сквозные" темы. Они дают возможность охватить большой объем изучаемого материала. Урок "Петербург Пушкина. Петербург Достоевского" затрагивает такие вопросы, как значение образа Санкт-Петербурга в русской литературе, показывает сложность и многоплановость города в восприятии великих художников слова.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Поэзия, опаленная войной". (Урок-презентация с применением групповой формы работы) 2008
Цель урока - понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы. Это урок-презентация с применением групповой формы работы, на котором используются следующие технологии: информационно-коммуникационные, технология "Дебаты", развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов, и такие методические приемы, как работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).
-
Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии 2008
Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов. Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль, недосказанность, намёк. Они расчитаны на умного и вдумчивого читателя. В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
-
Урок в 5-м классе по литературе "Лирика Пушкина" 2008
Цели урока: познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.С.Пушкина, не только рекомендованной для изучения в 5-м классе, но и с теми произведениями, с которыми они будут знакомиться в дальнейшем. Мы стремились показать своеобразие и мастерство А.С.Пушкина в создании картин зимнего пейзажа и познакомить учеников с пейзажами в других видах искусства: в музыке (П.И.Чайковский "Времена года"), в живописи, в художественном фото. Для этого была создана презентация, которая прилагается.
-
Урок "Мы научимся жить". Заседание философского стола по повести В.Тендрякова "Ночь после выпуска" 2008
Урок в 11-м классе при изучении раздела «Советская литература». Программа допускает право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы. Программа ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушения детей, их социальной реабилитации в современном обществе.
-
Урок-экспедиция по теме "Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций" 2008
Урок литературы в 6-м классе по программе М.Б. Ладыгина. Класс снаряжает экспедицию в древнюю Шотландию. Заранее дается задание по изучению истории страны. Учитель – капитан, который ведет за собой экспедицию. Ему помогают ученики, выступающие в роли ученых-исследователей. На уроке изучается биография Р.Л. Стивенсона и его баллада «Вересковый мед».
-
Поэзия войны 2008
Форма изучения материала ИКТ обоснована, так как оживляет коммуникативную деятельность учителя и ученика, повышает эффективность и практическую значимость изучаемого материала. Особый эмоциональный настрой создаёт музыка, сопровождающая показ слайдов, нацеленная на усвоение поэзии, посвящённой ВОВ.
-
Урок-размышление по литературе в 9-м классе "В.Ф. Одоевский «Последний квартет Бетховена»" (Программа Ладыгина М.Б.) 2008
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Одоевского, Бетховена, приобщает ребят к миру прекрасного.
-
Открытый урок по родной (чувашской) литературе в 10-м классе по теме "Г.Коммисаров. «Авлану»" 2008
Комплексный анализ текста. Такой вид работы позволяет ученикам понять и прочувствовать содержание прочитанного произведения, а используемая таблица - увидеть линию сюжета и используемых изобразительных средств.
-
Урок-викторина для 9-го класса по теме "Путешествие в мир комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»" 2008
Урок-викторина может быть проведен как обобщающий после изучения комедии в рамках программы, а может быть использован в качестве внеклассного мероприятия при проведении предметной недели. В викторине принимают участие две команды и зрители-болельщики, при необходимости помогающие ответить на вопрос своей команде.
-
Разработка урока по русской литературе в 8-м классе по теме "Повесть о любви. Н.В. Гоголь. «Шинель»" 2008
Разработка урока по русской литературе в 8-м классе на тему: "Повесть о любви. "Шинель" Н.В. Гоголя". Целью данного урока является познакомить с фактами биографии Гоголя (приезд в Петербург), научить учащихся не только выражать свои мысли, но и развивать творческие способности, воспитывать вдумчивого читателя, прояснить авторское отношение к персонажу, пробудить глубокое сочувствие к каждому человеку.
-
Тема урока: "Два проявленья стихии одной…" (по лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Основной метод изучения лирики поэта - разные виды сопоставительного анализа стихотворений: черновика и чистовика, однотемных стихотворений разных авторов, текстов Тютчева разных периодов. С учётом изменения структуры ЕГЭ на уроке делается акцент на выявление литературного контекста, генезиса тютчевских текстов.
-
Урок-размышление по рассказу А.Платонова "Юшка", 7-й класс. Тема урока "Жить по законам человечности…" 2008
Предлагаю описание урока-размышления, который поможет учащимся задуматься над такими понятиями, как доброта, милосердие, сострадание, сочувствие, задуматься над смыслом жизни. Урок заявлен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Учащиеся самостоятельно работают с текстом, изучают биографию писателя, анализируют текст, составляют кластеры, синквейны, сравнительные таблицы.
-
Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) 2008
Занятие направлено на изучение характерных особенностей данного художественного направления и применение учащимися полученных знаний для создания собственных текстов.
-
Сюжетно-композиционная организация, жанровое своеобразие и богатство языка рассказа Н.С. Лескова "Тупейный художник" 2008
Урок литературы помогает учащимся выявить своеобразие жанра и композиции произведения, показать художественные средства, используемые Н.С.Лесковым в рассказе, обратить внимание на особенности языка писателя.
-
Изображение трагической судьбы талантливого русского человека. Система образов в рассказе "Тупейный художник" 2008
Урок литературы в 10-м классе на тему «Изображение трагической судьбы талантливого русского человека». Система образов в рассказе «Тупейный художник» по произведению Н.С. Лескова.
-
Урок-мастерская по рассказу Л.Петрушевской "Глюк". Тема урока "Быть или не быть" 2008
Урок-мастерская по литературе «Быть или не быть» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Данная форма проведения урока направлена на развитие ассоциативно-образного мышления, развитие воображения, фантазии. Авантюрная завязка урока вызывает интерес к рассказу. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять, каждый ребенок имеет право на собственное мнение.
-
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы 2008
Предлагаю некоторые разработки уроков русского языка и литературы, которые предполагают виды деятельности, направленные на развитие критического мышления.
-
Литературный вечер в 9-м классе "Путешествие вместе с А.С. Пушкиным" 2008
Вечер проводится при изучении монографической темы "Жизнь и творчество А.С. Пушкина". Вечер помогает раскрыть связь писателя с эпохой, в которой он творил, показать его место в обществе, в системе социальных связей, активизировать процесс взаимодействия ученика с миром писателя, открытия смыслов, связанных с личным опытом.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Эпоха и герои" 2008
Разработка интегрированного урока по теме «Эпоха и герои». Урок проводился в 7-м классе при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба». Программа по истории скорректирована так, чтобы изучение повести по литературе совпало с темой «Присоединение Украины к России». Мы изучили литературное произведение в контексте определённых исторических событий, что позволило показать: образы литературных героев раскрываются в определенной исторической ситуации, которая влияет на создание их характеров. Использовалось мультимедийное сопровождение с применением 2 компьютеров: при помощи одного учащиеся проводили самопроверку таблицы, второй учащийся нужен для демонстрации картинок.
-
Художественно-педагогическая драматургия урока литературы. М.Булгаков. "Мастер и Маргарита" 2008
Художественно-педагогическая драматургия урока, в основе которой - принцип проблемного обучения, позволяет решать задачи литературного образования на современном этапе. Урок строится по законам театральной драматургии и предполагает обязательное эмоциональное воздействие через музыку, живопись и литературу.
-
Интегрированный урок словесности "В поисках смысла…" (урок развития речи) 2008
Урок развития речи поможет учащимся понять, что нужно для того, чтобы найти и передать смысл сказанного и прочитанного. В ходе урока-игры ребята развивают устную речь, работают над своей интонацией, различными средствами общения. Этот урок может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе по предмету.
-
Нравственная проблематика пьесы А.Вампилова "Старший сын" 2008
Александр Вампилов - драматург, сыгравший значительную роль в современном театре. Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе - драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов.