Урок по литературе для 6-го класса "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»"

Разделы: Литература


Тип урока: изучение нового материала

Основной метод обучения: метод эвристической беседы

Цели урока:

Обучающие:

  1. продолжить изучение творчества А.С. Пушкина;
  2. расширить представление обучающихся о понятии дуэли, как явлении 19 века;
  3. обучить анализу художественного произведения.

Развивающие:

  1. развивать умение обучающихся анализировать художественный текст и строить монологические аргументированные высказывания по теме;
  2. развивать творческие способности обучающихся;
  3. развивать навыки работы с тестовыми заданиями и работе с компьютерной программой Power Paint.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся;
  2. способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;
  3. формировать положительное отношение к знаниям.

Оборудование урока:

  1. Текст повести “Выстрел”А.С. Пушкина.
  2. Композиция П.И. Чайковского “Осенняя песня”из цикла “Времена года”
  3. Компьютерная презентация по теме “Дуэль в повести А.С. Пушкина “Выстрел”.
  4. Портрет А.С. Пушкина.
  5. Тестовые задания для каждого ученика.
  6. Пистолет.

1. Организационный момент.

Приветствие учителем класса, проверка готовности к уроку, осмотр рабочих мест, проверка отсутствующих.

2. Психологический настрой обучающихся.

Учитель: В моей руке пистолет. Всем известное оружие. Оружие – холодное. Но именно с помощью него решались многие острые, пылающие в сердце человека проблемы на протяжении нескольких веков. Холодное оружие и горячее сердце. Пожалуй, вот одно из основных правил дуэли, о которой мы сегодня и поговорим. Итак, тема нашего урока “Роль дуэли в сюжете повести А.С.Пушкина “Выстрел”

3. Знакомство с целями и задачами урока.

Учитель: Цель нашего урока сегодня – изучение повести А.С.Пушкина “Выстрел”из цикла “Повести Белкина”. Мы посмотрим, как одна дуэль могла изменить жизнь человека, а иногда и нескольких людей. Для достижения поставленной цели некоторые из вас получили индивидуальные задания, кто творческие, кто исследовательские, мы с вами проанализируем текст повести и в конце урока поработаем с тестовыми заданиями, из которых будет видно, что вы усвоили на уроке.

4. Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове “дуэль”?

На доске делаются опорные записи.

Доска.

Борьба

Битва

Дуэль.

Соперники

Смерть

Окно для презентации. Портрет Пушкина А.С.

5. Изучение нового материала.

5.1 Учитель: Как мы услышали, вы кое-что знаете о дуэли. Но для того чтобы рассмотреть явление дуэли в конкретном литературном произведении, необходимо понять, что такое дуэль, и почему она была так популярна на протяжении нескольких веков среди людей разного возраста, разных национальностей? Какие правила существовали на дуэлях? Для этого несколько учеников подготовили для нас доклад на тему “10 фактов о дуэли”.

(доклад на тему “10 фактов о дуэли”)

Учитель: Итак, дуэль, как мы услышали,была очень необычным явлением. Эта тема коснулась не только творчества А.С. Пушкина, но и его жизни, так трагично оборвавшейся в самом расцвете.

Сегодня мы посмотрим на примере повести “Выстрел”, как дуэль может изменить судьбу, характер человека. Но перед тем, как мы начнем анализировать текст повести, давайте узнаем как она появилась в творчестве Пушкина для этого послушаем доклад на тему “История создания Повестей Белкина”

( доклад на тему “История создания “Повестей Белкина”звучит под музыку Чайковского “Осенняя песня”из цикла “Времена года”.)

5.2. Работа по содержанию и анализу повести.

Учитель: Пушкин был автором не только лирических, но и прозаических произведений. Один из исследователей творчества Пушкина говорил о его прозаических произведениях: “Проза Пушкина экзотична и легка, как его собственные рисунки пером, которые он любил за их воздушность и выразительность”.

Давайте же окунемся в этот интереснейший мир Пушкинской прозы.

- Какое событие лежит в основе повести?

Ученик: Дуэль Сильвио и графа.

- Кто является главными действующими лицами повести?

Ученик: Сильвио, граф и рассказчик.

- От чьего имени ведется повествование?

Ученик: От лица рассказчика, который служил в части, где жил Сильвио, о через несколько лет жил в деревне рядом с графом.

- Для чего вводится образ рассказчика?

Ученик: Для того, чтобы со стороны показать то, что произошло между Сильвио и графом. Также он служит связующим звеном в композиционном построении повести.

- Как относятся к Сильвио в Гусарском полку? (найти по тексту)

Ученик: Он имел сильное влияние на молодых офицеров.

- После какого эпизода Сильвио теряет свой авторитет в полку? (найти по тексту)

Ученик: После того как он не вызвал на дуэль своего обидчика.

- А почему Сильвио отказался от дуэли? (Найти по тексту)

Ученик: Потому что он не имел права подвергать свою жизнь опасности, так как не отомстил своему врагу.

- Найдите в тексте эпизод, описывающий первую дуэль Сильвио и перескажите его.

(Ученик пересказывает эпизод первой дуэли графа с Сильвио).

- Почему Сильвио не выстрелил соперника?

Ученик: Потому что соперник был очень спокоен, что задевало Сильвио. И тот оставляет за собой право выстрела.

- Кто рассказывает, чем закончилась вторая дуэль Сильвио и графа?

Ученик: граф.

- Мальчики подготовили для нас инсценировку второй дуэли. Давайте посмотрим.

(Трое учеников показывают инсценировку второй дуэли)

- Я просила вас подготовить дома вопросы для интервью, которое можно было бы взять у участников этой дуэли и сегодня у вас есть такая возможность.

Возможные вопросы:

- Почему Сильвио не выстрелил и в этот раз?

- Почему в этот раз граф был взволнован?

- Повлияло ли на поведение Сильвио присутствие жены графа?

Учитель: Молодцы, ребята! Я думаю, что и актеры и журналисты немного устали, поэтому предлагаю немного отвлечься и расслабиться.

- Как нам уже известно на дуэлях чаще всего стреляли из пистолетов, ну а на балах девушки и юноши учились стрелять глазками. Вот и мы сейчас потренируемся в этом нелегком искусстве.

- Откройте широко глазки. Необходимо настроить прицел. Для этого поводите глазками по кругу слева направо. Теперь закройте глазки, расслабьтесь. Открывая глаза, стреляем в правый верхний угол. Закрываем глаза. Открывая, стреляем в левый верхний угол. Закройте. Теперь открываем и стреляем по очереди сначала в соседа слева, а теперь справа. Теперь закрываем и расслабляемся. Я считаю до трех, открываем глаза и продолжаем урок.

- Теперь давайте обратимся к композиции повести. Для начала вспомним, что такое композиция?

Ученики отвечают.

- Правильно. Композиция - это последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

- Итак, из скольких глав состоит повесть?

Ученик: Из двух.

- А на сколько смысловых частей можно разделить повесть?

Ученик: На четыре.

- Давайте попробуем их озаглавить

Ученики: 1 глава: Рассказ офицера о Сильвио и рассказ Сильвио о первой дуэли.

2 глава: Рассказ офицера о графе и рассказ графа о второй дуэли.

- Какой можно сделать вывод о композиции данной повести?

Ученик: Такое построение позволяет расширить временные и пространственные границы действия и создать неослабевающее сюжетное напряжение.

- Теперь проанализируем эпиграфы к данному произведению. Как вы заметили, их два. Для начала вспомним из курса русского языка, что такое эпиграф?

Ученик: Эпиграф – это короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения.

- Посмотрите на доску:

- Как вы думаете, для чего Пушкин взял два эпиграфа к повести?

Ученик: Они относятся к разным частям текста. Первый к первой главе. Второй ко второй.

- Кто же по-вашему является победителем во второй дуэли?

Ученик: Сильвио, так как он одержал нравственную победу. А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока- Как дуэль могла повлиять на жизнь человека?

Ученик: Дуэль в те времена была делом чести, а потому могла полностью изменить жизнь человека, стать основой жизни, и главное после этого было остаться нравственным и гуманным человеком.

6. Закрепление материала

- Теперь я предлагаю Вам ответить на вопросы теста по теме урока. Вам даны листочки с пятью вопросами. При ответе на все вопросы вы получаете – 5. на четыре – 4 и т.д.

На работу с тестом дается 3 минуты, затем листочки собираются для оценивания

7. Подведение итогов урока.

- Ребята, вы сегодня хорошо работали. Давай подведем итоги нашей работы.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

- Что не понравилось?

Учитель выставляет оценки за урок. Оценивая при этом не только правильность ответов, но и самостоятельность, и оригинальность мышления.

Учитель задает домашнее задание.

- Следующий наш урок будет посвящен образу Сильвио в повести “Выстрел”, поэтому я предлагаю Вам выполнить следующие задания на выбор:

1. Нарисовать портрет Сильвио.

2. Выписать портретную характеристику Сильвио.

3. Найти, что обозначает имя Сильвио?

(Записано на доске)

Тест по повести “Выстрел”А.С.Пушкина.

1.Повесть “Выстрел”

А) начинает цикл “Повести Белкина”

Б) находится в середине цикла.

В) завершает цикл “Повести Белкина”.

2.“Ему было около тридцати пяти лет…к тому же его обыкновенная угрюмость и злой язык…какая-то таинственность.”Это описание:

А) графа;

Б) рассказчика;

В) Сильвио.

3.Композиция - это:

А) перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.

Б) последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

В) короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения.

4. Сильвио не выстрелил во второй раз в графа:

А) потому что испугался;

Б) потому что увидел смятение и робость графа;

В) потому что пожалел жену графа.

5.Слово дуэль происходит от слова

А) война;

Б) битва

В) два.

Приложение