Оформление: портрет В.Цоя, группы “Кино”, цитаты из песен барда, гитара, свечи, фотографии из книги В.Цоя “Последний герой”.
“Прерванный полет …”
Жизнь и творчество Виктора Цоя.
1. Звучит песня в исполнении И. Талькова
“Памяти Виктора Цоя” (Зажигаются свечи у портрета Цоя)
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят
Мирам, что заблудились в темноте
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры,
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш;
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и стихах своих живут.
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой
Учитель: Дорогие друзья, сегодня на нашей литературной гостиной мы будем говорить о “прерванном полете” барда Виктора Цоя, который…
вышел ростом и лицом –
Спасибо матери с отцом, -
С людьми в ладу –
Не понукал, не помыкал,
Спины не гнул – прямым
ходил,
И в ус не дул, и жил как
жил,
И голове своей руками
помогал
(Высоцкий)
Поколение 90-х годов ХХ века нашло своего кумира, им был Цой и его песни. В первых песнях Цоя веселый и раскованный абсурд, подчас, начисто лишенный смысла, понятый посвященным.
Солидная публика пыталась разобраться, что к чему, но у нее глаза лезли на лоб от того, о чем пел бард в песне “Алюминиевые огурцы”. (Звучит запись песни)
Здравствуйте, девочки! |
Злое белое колено |
Три чукотских мудреца |
Кнопки, скрепки, клепки, |
Поколение Виктора Цоя, дурачась, входило в жизнь, которая к тому времени требовала новых лидеров, как искусство – героев. Цой удачно стал лидером в этой новой жизни и героем нового искусства.
Прекрасный пример перенесения рок – культуры в кино, например, фильм Сергея Соловьева “Асса”.
(показывают кадры из фильма). В финале картины, похожей на попытку иностранца совершить путешествие в совершенно другой мир, который ему представляется экзотическим, великолепным, Цой поет свою знаменитую песню “Мы ждем перемен” (“Хочу перемен”). Он вышел быстрой походкой – поверх сюжета – в финале фильма (этот персонаж, точь-в-точь как Цой, был парнем без прописки и специального музыкального образования, желающим работать в рок-музыке). И перед толпой, зажегшей в ночной темноте спички, как факелы единения, спел пророческие на тот момент слова (звучит песня):
Вместо тепла – зелень стекла,
Вместо огня – дым,
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.
Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен -
Перемен!
Мы ждем перемен
Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста.
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе – эта схема проста,
И больше нет ничего, все находится в нас.
Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен -
Перемен!
Мы ждем перемен
Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук,
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе
Так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно что-то менять.
Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
Перемен!
Мы ждем перемен!
Ощутимым знаком происходящих в искусстве изменений было уже само появление полуподпольной рок-звезды на официальном экране: не в качестве музыкального антуража, а в качестве героя нашего времени, который пропускает через свое сердце общую боль и беду. Бескорыстный, милосердный герой, который не хочет победы любой ценой, не собирается никому ставить ногу на грудь. Он был нужен времени очищения.
Герой цоевских песен – неплохой парень, чаще из спецшколы или обычного ПТУ. Нам хорошо знакома его нелегкая жизнь, и мы знаем о нем почти все, вплоть до мелочей.
Он постоянно курит, любит гулять по ночам, тоскует по черному морю, не очень любит троллейбус, электричку, зато с удовольствием совершает прогулки в метро. Сумбурность поступков, неуверенность в завтрашнем дне позволяют назвать его романтиком и мечтателем, не очень уверенно чувствующим себя в хаосе городской жизни, потому он как и положено романтикам, предпочитает тихую ночную пору.
Цой говорил: “Я пишу о том, что происходит вокруг меня. Я не думаю, что с помощью материальных благ можно усыпить действительно талантливого человека. Конечно, ему будет труднее понять, неустроенному, того, кто уже достаточное время живет в комфорте. И последний уже вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого.”
Виктор, похоже, не собирался устраиваться в комфорте: в 1988 году “Кино” затворилось в студии, чтобы записать свой по – настоящему первый хит – диск “Группа крови” (группа мальчиков исполняет песню под гитару)
21.06.1962-15.08.1990
Группа крови
Теплое место, но улицы ждут |
Не остаться в этой траве. |
Пожелай мне удачи в бою, Пожелай мне не остаться в этой траве, Не остаться в этой траве. Пожелай мне удачи. |
В этом же 1988 году Виктор Цой снялся в фильме, принципиально нового мышления и в смысле формы, и в смысле содержания, Рашида Качумкова “Игла”.
В 1989 году фильм вышел на второе место по прокату среди советских фильмов, а Цоя назвали лучшим актером года (включается звук на экране, Цой поет песню из к/ф “Игла”, “Доброе утро, последний герой, тебе и таким, как ты”)
Ночь коротка, цель далека. |
Здравствуй, последний герой! |
Доброе утро, последний герой!
Доброе утро, тебе и таким, как ты!
Доброе утро, последний герой!
Здравствуй, последний герой!
Виктор Цой, исполнитель роли героя фильма, и в жизни – один из героев поколения 90 годов ХХ века. По словам кинокритика Татьяны Иесен: “он совершенно не супермен, не “черный человек”, он скорее романтик, просто нового типа, нового оклада”.
У каждого его строки рождают свои ассоциации – хотя хриплый голос Цоя ни на чем не настаивает. Подкупает честность. Для него это было тем, чем нельзя поступиться… “Нам за честность, - говорил певец в одном интервью, - могут простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность – уже ничего не прощают”.
Из интервью В.Цоя журналу “Советский экран”:
- Виктор, вы всегда ходили в черном?
- Да, всю свою сознательную жизнь во всяком случае.
- И до сих пор любите ночь?
- Да, в том значении, в каком об этом поется.
- Какие впечатления остались от работы над “Иглой”?
- Режиссер Рашид Кучмаков – мой приятель, у нас схожие взгляды. Поэтому мы делали все, что хотели.
- Вас радует успех?
- Да, конечно.
1988 год – год наивысшего взлета “Кино” и самого Цоя, его “команда” насчитывала по всей стране уже сотни тысяч. Но что они знали о жизни Виктора.
Хроника жизни и творчества Виктора Цоя
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя.
В 1977 году окончил восемь классов, поступил в Ленинградское художественное училище имени В. Серова, в 1978 году исключен из училища за неуспеваемость. Поступает работать на завод и учится в вечерней школе. С 1979 по 1982 учится в СГПТУ № 61 на специальности резчика по дереву, заканчивает его и поступает на работу в садово-парковый трест. В 1981 году Цой вместе с Рыбиным и Валинским создает группу “Гарин и Гиперболориды”, которая вступает в ленинградский рок-клуб, в 1982 происходит запись первого альбома – “45”.
Группа, сменив название на “Кино”, исчезает на год. Виктор Цой вспоминал: “Мы были прикреплены к Ленинградскому рок-клубу… Мы играли столько, сколько хотели. Но так как это была самодеятельность, то игра не могла быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все еще где-то работали. Я, например, в котельной, кочегаром”.
О, это странное слово Камчатка,
О, это сладкое слово Камчатка,
Но на этой земле я не вижу тебя,
Я не вижу твоих кораблей,
Я не вижу реки, я не вижу моста
Ну и пусть.
“Камчаткой” называлась котельная, где работал Цой. В “Камчатке” мы все просто имели достаточно свободного времени, - говорил Святослав Задерин, основатель “Алисы” - и Цой подбрасывал уголь в топку историй рок-н-ролла”. А первый продюсер Цоя в США Джоанна Стингрей отмечала: “Я спрашивала Виктора, почему он не бросит свою кочегарку?” Он отвечал: “Нравится”. Может быть именно потому его песни значили так много для нас: песни человека из реального мира”.
Как это было …
Виктор Цой летом 1990 года отдыхал в небольшом рыбацком поселке на берегу Рижского залива (Плиеньциемске) вместе с пятилетним сыном Сашей. В тот роковой день он в 5 утра отправился на рыбалку в сторону г. Талсы на одно из лесных озер. Виктор хотел взять с собой сына, но тот отказался.
Строки милицейского протокола и судебно-медицинской экспертизы: “Столкновение автомобиля “Москвич 2141” темно-синего цвета с рейсовым автобусом “Икарус-280” произошло в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 года на 35-м километре трасы Слока-Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В.Р.Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал”.
“В.Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от утомления”.
Говорил Юрий Каспрян (гитарист группы “Кино”):
“Мы на дороге у Тукумуса (под Ригой). Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа “Москвича” на крутом повороте. От удара “Икарус” (без пассажиров) отлетел в реку почти на 100 метров. Двигатель раскрошился, и его остатки можно было обнаружить в радиусе 60 метров. Однако колесо так и не нашли. Единственные сохранившиеся детали – крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись”.
(Звучит песня в исполнении В.Цоя)
Следи за собой
Сегодня кому-то говорят: “До
свиданья”. |
Дрогнет рука молодого
хирурга. |
Кто-то, выйдя из дома, попадет под
машину.
Завтра где-то в одной из больниц
Сразу же после смерти Цоя была предпринята попытка выкрасть из лиенайского морга окровавленную одежду музыканта.
После его гибели по всей стране – от Калининграда до Хабаровска – возникло свыше 70 фан-клубов группы “Кино”.
Скромный дворик Ленинградского рок-клуба на Рубинштейна, 13. Поклонники “Кино” поминали своего кумира трое суток напролет: плакали, тихо под гитару пели его песни.
Хроника ночи с 18 на 19 августа 1990 года.
У подъезда, где жил Цой, на проспекте Ветеранов – цветы, входная дверь расписана:
“Спасибо, Витя, за то, что ты такой. Мурманск”.
“Приезжай в Киев”.
“Мы тебя ждем и верим тебе. Света”.
“Виктор жив и будет жить!”
Всю ночь во дворе рок-клуба горят свечи, к портрету Цоя, висящему на стене, все время кладут цветы. Из двух кассетников, стоящих прямо на земле, льются песни. В эту ночь многие поклонники Цоя из других городов, его друзья, журналисты, не достав железнодорожных и автобусных билетов на Ленинград, мчались на Рубинштейна, 13 на машинах.
Наступило утро. Все, кто собрались во дворике рок-клуба организованно вышли на Невский. Траурная процессия медленно двинулась к Богословскому кладбищу. По пути – церемония возложения цветов на куче угля. Красные розы у ворот кочегарки, которую все слушатели “Кино” знают как “Камчатку”. На кладбище все молча ожидают, пока родственники прощаются с Виктором. Ни одной попытки прорваться за кордон. Причем ни милицейский, а рок-клубовский, который сдерживал десятки тысяч фэнов.
Вечером 19 августа очередь к Богословскому кладбищу для прощания с Виктором Цоем растянулась на 4 километра. Несмотря на сильный дождь, который в этот день перестал лишь всего на двадцать минут, когда гроб опускали в могилу.
В наших глазах (показываются фотографии)
Постой! Не уходи! |
В наших глазах закрыта дверь. |
И смерть огня.
В наших глазах звездная ночь.
В наших глазах потерянный рай.
В наших глазах закрыта дверь.
Что тебе нужно? Выбирай
Виктор Робетрович Цой взлетел на вершину, когда остальные отечественные рок-звезды стали закатываться одна за другой. Он единственный с одинаковым успехом держал за глотку и рок-фанатов, и любителей попсы.
И все-таки, как бы не готовил нас Цой к своему уходу, осталась неисчезающая горечь, с которой нам, видно, суждено теперь жить – от потери к потере.
Земля. Небо.
Между Землей и Небом – Война!
“Спев одну строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал все – просто и гениально. До сих пор мне не понятна смерть Цоя: предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушел внезапно. Я думаю, что на какое-то мгновение расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл таким образом, брешь в энергетическом поле защиты, причем сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Черные среагировали мгновенно. Цоя нет, как и нет Высоцкого” – так говорил Игорь Тальков в своей книге “Монолог”.
(Звучит песня И.Талькова “Памяти Виктора Цоя”) со слов:
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры.
Неведомые нашему сознанью
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда концерт в их честь играет туш –
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ…
Послесловие
Москва, ДК молодежи, 12 января 1991 года, 19 часов. В это время шла презентация последнего альбома В.Цоя и группы “Кино” (та последняя черновая запись, которую нашли в машине). В зале находились люди, которые могли заплатить за входной билет 150 рублей. Думаю, что Цой не был им близок, просто: “сейшн” был из ряда престижных. А как же быть с теми, кто живет музыкой, но у кого нет возможности купить себе билет? Таких в тот вечер было около трех тысяч, они ставили свечи в бумажных пакетах, спасая огонь от январского ветра, пели песни Цоя, их посменно разгоняла милиция. Шел снег. Весь вечер под Московским открытым небом звучали песни Цоя. За 28 лет он успел написать их более трехсот. Думаю, еще в 1982-м он уже написал в своих песнях все главное и дальше только углублял, развивал. Подбирал более совершенную поэтическую и музыкальную форму.
(Дети исполняют песню В.Цоя)
“Война” (с. 79 “Все песни”)
Покажи мне людей, уверенных в
завтрашнем дне,
Нарисуй мне портреты погибших на этом пути.
Покажи мне того, кто выжил один из полка,
Но кто-то должен стать дверью,
А кто-то замком, а кто-то ключом от замка.
Земля. Небо.
Между Землей и Небом – Война!
И где бы ты не был,
Что б ты не делал –
Между Землей и Небом – Война!
Где-то есть люди, для которых есть день и есть
ночь.
Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь.
Где-то есть люди, для которых теорема верна.
Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом,
Под которым дрогнет стена.
Земля. Небо.
Между Землей и Небом – Война!
И где бы ты не был,
Что б ты не делал –
Между Землей и Небом – Война!
Цой был кумиром, как школьников младших классов, так и их тридцатилетних отцов. Он не кривлялся, был далек от политики, не терпел жлобства. Его влияние на умы поколения еще предстоит оценить. Ведь не случайно возник палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где похоронен В.Цой, не случайно появилась “стена Цоя” на Арбате, не случайны рукописные “заклинания” на стенах – будто они способны вернуть потерянное навсегда.
… Он не мог жить медленно. Скорость его “Москвича 2141” в тот роковой миг 15 августа 1990 года была не менее 130 километров в час.
Дети подходят к портрету, гасят свечу, кладут цветы. В это время юноши исполняют песню В.Цоя “Звезда по имени Солнце”.
Белый снег, серый лед
На растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутный на ней
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом – желтый дым.
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом звезды
По имени Солнце.
И две тысячи лет война,
Война без особых причин.
Война – дело молодых.
Лекарство против морщин.
Красная-красная кровь –
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива,
И согрета лучами звезды
По имени Солнце.
И мы знаем, что так было всегда:
Что судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слова “да” и слова “нет”.
Он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон.
И упасть опаленным звездой
По имени Солнце.