Интегрированный урок литературы с историей в 8-м классе

Разделы: Литература


Цель урока: выяснить идейно-образное содержание стихотворений цикла, приёмы создания художественных образов.

Оборудование: тексты стихотворений, компьютер, презентация на тему: “Человек бесстрашной искренности”.

Ход урока.

Слово учителя.

Объявление темы и цели урока.

Слово о поэте.

Подготовленный ученик выступает с сообщением (используя мультимедийный проект) о жизни и творчестве А.Блока. Особое внимание обращается на даты жизни поэта, интерес к исторической тематике в творчестве А. Блока, широту понятия слова родина в его творчестве.

Особое внимание учитель обращает на то, что А.Блок – ярчайший представитель поэзии начала 20 века, поэт-символист. Основным понятием в его поэзии является слово символ. Символ – многозначное иносказание. “Символ – окно в бесконечность” (Ф.Сологуб).

Учитель обращает внимание также на время написания цикла, важность и значимость обращения к этой теме и именно к историческому прошлому страны в стихотворениях цикла.

А незадолго до этого времени А.Блок писал в письме к другу: “Хочу действенности, чувствую, что близится опять огонь, что жизнь не ждёт…Старое рушится…Какое важное время! Великое время!” Это состояние души сумел передать поэт в знаменитом цикле “На поле Куликовом”.

С исторической справкой о времени написания цикла, а также о важных событиях, предшествующих 1908 году, рассказывает учитель истории.

Учитель литературы делает вывод:1905 год помог поэту яснее увидеть “подлинное лицо проснувшейся жизни”, открыл новые горизонты творчества, связанные с чувством ответственности художника перед народом, Отечеством, историей. После поражения революции, в атмосфере разгула реакции Блок оставался верен высокому призванию поэта-гражданина. Он тяжело переживал, что значительная часть интеллигенции отошла от народа, стала равнодушна к судьбам тех, кто в поту брёл в поле за сохой, кто гнул спину на фабриках и заводах, проливал кровь под стенами Порт-Артура.

В представлении Блока наивысшее счастье художника – открыть своё сердце людям, понять их стремление к лучшей доле, к свободе, служить им верой и правдой. Думая о будущем Отчизны, он мысленным взором окидывает её далёкое прошлое, вызывает из небытия выдающиеся события давно минувших дней, вглядываясь в крутые повороты истории. Так рождается знаменитый цикл из пяти стихотворений “На поле Куликовом”.

Слово учителя.

Подготовленные заранее ученики читают 2, 3, 4 стихи. Первое и последнее стихотворения цикла, самые сложные для осмысления и важные для понимания авторского замысла, читает учитель.

Выясняем с ребятами, почему стихи объединены поэтом в цикл?

Цикл связан своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая.

Какова тематика стихотворений?

Делается вывод о том, что обращение к историческому прошлому, национальная тематика и время написания стихотворений позволяют объединить стихи в один цикл.

Ребята ещё раз внимательно вчитываются в строки стихов, чтобы ответить на вопрос: “Как движется время в цикле?” (от настоящего в прошлое, от прошлого к будущему). Учитель помогает ребятам сделать вывод о том, что цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение, говорящее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Несколько слов следует сказать о композиции цикла.

Цикл включает пять стихотворений. Анализируя первое стихотворение, выясняем не только его идейно-образное содержание, но и роль по отношению к последующим стихам цикла.

Какое впечатление произвело на вас первое стихотворение? Каким пафосом (звучанием) оно проникнуто?

Ребята отмечают героический пафос и доказывают строчкой из стихотворения:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Какова содержательная сторона произведения?

Это стихотворение, на первый взгляд, рисует движение русских воинов по полю боя.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

тепную даль.

Помогаю ребятам понять, что оно богаче по содержанию, выполняет роль пролога и вводит в цикл тему России.

Обратимся к 1 строфе. Внешне начало неторопливо. Спокойно разворачивается перед нами картина, овеянная лёгкой осенней грустью. Пейзаж знакомый, русский, родной. Попробуем доказать, что эта картина обрисована с эпической широтой. Для этого выясняем, какие ассоциации рождает слово река, открывающее цикл. Дети, имеющие навыки анализа художественного текста, легко справляются с заданием и могут дать такие ответы: река- символ жизни, вечного времени, а значит - истории. Близким по семантике является и образ степной кобылицы (символ движения). Ещё раз перечитываю первые строки, и ребята, возможно, “услышат” вольные русские просторы.

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега. ( ассонанс)

Далее предлагаю объяснить наличие и семантику глагола грустит в 1строфе. После докладов и сообщений в начале урока ответ на этот вопрос не вызовет затруднений.

Но внутренний ритм стиха другой.

Ученик, выполнявший индивидуальное задание по определению размера стиха, делится выводами: 5-ый и 6-ый ямб в начале стихотворения сменяется 2-х и 3-х стопным.

Делаем вывод о том, что за внешним спокойствием неподвижной Руси чувствуется напряжённое, тревожное ожидание предстоящего (летит степная кобылица и мнёт ковыль-развёрнутая метафора).

В следующих строфах грусть обернётся болью, от внешнего спокойствия не останется и следа. Восклицательные предложения, тире, использование односоставных конструкций, эмоционально-оценочная лексика, обращения доказывают справедливость наших выводов. Примеры приводят ученики.

Замечаю, что, обращаясь к Родине, автор употребляет свой, предельно личный эпитет - жена. Это символический образ, лишённый житейского понимания. Жена – олицетворение вечной женственности, гармонии, красоты, высокий поэтический идеал молодого поэта, именно поэтому её имя написано с прописной буквы.

О, Русь моя! Жена моя! С этой взволнованной, щемящей сердце интонацией прошлое незримо входит в нас. Становятся почти физически ощутимыми и долгий путь, и стрела, пролетевшая там, где сейчас “лениво течёт река”. Прошлое - в тебе, но и ты - в прошлом.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

Но тут же время теряет свою конкретность. Былое, современное, будущее сливаются воедино: “И вечный бой! Покой нам только снится…”.

Эти строки Блока стали крылатыми. Поясняем их смысл. Они выразили суть времени и человеческой жизни в целом. А стиху придали философское звучание.

Движение ускоряется: мелькают вёрсты, кручи (инверсия (обратный порядок слов в предложении), многоточие в конце строки свидетельствуют об этом). Настроение тревоги нарастает (повторы глагола идут, метафоры закат в крови, эпитет испуганные тучи (войско), восклицательные предложения).

Последняя строфа стихотворения ещё раз убеждает нас в том, что историю не остановить, а также в личной сопричастности лирического героя (автора) ко всему происходящему:

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несётся вскачь!

Во втором стихотворении наблюдаем подготовку к решающему бою в стане русского войска.

Анализируя третье стихотворение цикла, пытаемся определить его композиционную роль. Это стихотворение - кульминация цикла. ( Наутро тучей чёрной двинулась орда).

Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Ребята отмечают и роль цветовой лексики, и символизм образов (орлы, ночные птицы…).

Но какой же образ всё-таки является ключевым?

ТЫ. Кто ты? Это символический образ. Сначала лирический герой предчувствует её (слышит голос сердцем вещим). Зачитываем строки, описывающие её появление:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Обращаем внимание на то, что местоимение ты написано с прописной буквы. Предлагаю описать её внешний облик. После этого задания ребятам проще понять “неземное происхождение её, и они приходят к выводу, что перед нами – Богоматерь, заступница и защитница, недаром лик её нерукотворен и светел. А, может, это сама Россия? Принимается и такой ответ (ведь Блок – символист, а значит, каждый образ неоднозначен). Бесспорно только то, что ТЫ – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях.

В четвёртом стихотворении ключевым образом становится личное местоимение Я, что говорит о сопричастности к прошлому, настоящему и будущему лирического героя.

Анализируя последнее стихотворение, обращаем внимание прежде всего на эпиграф. О роли эпиграфа мы уже говорили при изучении произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Раскаты будущего должны услышать в нём школьники, повторённые в самом стихотворении [гр] (аллитерация).

Первая строфа вновь возвращает нас в современность. В чём смысл этой строфы?

Мгла заволокла будущее.

Куликовское поле – это тоже символ истории, жизни.

Блок писал: “Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди”. И сейчас, по убеждению Блока, время возвращения наступает.

“Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие Куликовской битве, но и превосходящие её”.

Верой в светлое будущее проникнуты строки последнего стихотворения:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

А.Блок, в отличие от М.Ю.Лермонтова, не ставил перед собой цели патриотического воспитания поколений (“Дума”, “Бородино”), он искал в прошлом соответствия настоящему, а в настоящем – прошлому (прим. автора).

Первая строка последней строфы: “Не может сердце жить покоем…” звучит не как отрицание (вспомним значение частицы не), а как утверждение мятежного духа лирического героя. Собравшиеся тучи (метафора) – символ перемен.

Размер стиха – 4-ный ямб (классический, строгий) соответствует идейному содержанию стихотворения.

Последнее предложение – определённо-личное, нераспространённое, побудительное по цели высказывания и восклицательное по интонации - звучит как обращение, как призыв к каждому.

Обращаю внимание ребят на то, что композиция цикла кольцевая. Объединяющими образами являются не только пространство и время, единая проблематика, но и образ – покой. Возможно, это тоже символический образ. Покой – это благо Родины, которого можно достичь только благодаря “непокою” каждого.

Каков же пафос этого стихотворения?

Звучит героика. Перед нами “мужественные” стихи, устремлённые в будущее.

Подводится итог урока.

Весь цикл “На поле Куликовом” не только пронизан любовью к родной земле, верностью “святому знамени”, ратному долгу. В нём живёт сыновняя гордость за Русь, вера в её судьбу – высокую и благородную.

После проведённого анализа делаем выводы и о поэтическом мастерстве поэта, опираясь на собственные наблюдения и выводы, сделанные на уроке. Отмечаем выразительность каждого образа, каждой художественной детали, мелодичность стиха, тончайшую звукопись, точность слова, служащие выявлению идейного содержания стихотворений цикла.

В конце урока ребята получают дифференцированное домашнее задание.

1. Выписать образы-символы и пояснить их значение.

2. Выполнить интерпретацию одного из стихотворений цикла.