Цели урока:
обучающие:
- ознакомление с биографией и особенностями личности писателя;
- формирование умения анализировать эпическое произведение;
- учить анализу речевых средств комического.
развивающие:
- развитие чувства юмора;
- развитие речи и желания использовать средства комического с целью рассмешить собеседника;
- развитие мышления; развитие навыков актёрского мастерства.
воспитательные:
- формирование у учащихся доброжелательности, желания разрешать конфликты с помощью незлой шутки на примере личности А.П.Чехова показать непреходящее значение таких качеств: жертвенности, честности, внимательности человеколюбия.
Оборудование, ТСО, наглядность, раздаточные
материалы:
Портрет А.П.Чехова.
ХОД УРОКА
Учитель. О каком замечательном человеке вы прочли статью в учебнике? (Об А.П.Чехове)
– Да, Антона Павловича Чехова газета “Правда” в 1944 году назвала “великим учителем красоты и правды”. Что вы узнали, прочитав статью?
– Хорошо. А сейчас вы на несколько минут станете экскурсантами, а я – вашим экскурсоводом. Вот вам задание: будьте внимательны и после заочной экскурсии ответьте на вопрос: “Зачем человек живёт на земле? Как на этот вопрос ответил своей жизнью А.П.Чехов?”
Заочная экскурсия
Звучит музыка.
Фото:
1. Чехов – гимназист.
2. Чехов – студент.
3. Семья Чехова.
4. Дом в Таганроге.
5. О.Л.Книппер, жена писателя.
6. Москва, дом на Садово-Кудринской.
7. Дача Чехова в Ялте (сады).
8. Библиотека – музей А.П.Чехова в Таганроге.
9. Портрет писателя.
С 1870 г. по 1879 г. А.П.Чехов учился в таганрогской гимназии. Ему приходилось работать, помогать отцу в лавке, давать уроки.
В 1879 г., окончив гимназию, А.П.Чехов уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1884 г. с дипломом врача.
Отец – купец третьей гильдии, очень строгий и жёсткий человек.
Сестра Мария Павловна посвятила Антону Павловичу свою жизнь.
Писатель очень уважал свою мать – Евгению Яковлевну, был очень привязан к братьям. В Москве семья Чехова жила только благодаря заработку Антона Павловича.
Дом в Таганроге. Жена А.П.Чехова – Ольга Леонардовна Книппер (жена лекаря).
“Милая Чехия” – дом на Садово-Кудринской улице в Москве. Здесь прошли самые счастливые годы жизни: с 1886 г. по 1890 г. здесь А.П.Чехов ежедневно принимал больных с 12 до 15. За этим письменным столом написано около 100 рассказов, первые повести, пьесы.
Портрет Чайковского (любовь к музыке).
Дача в Ялте. Здесь писатель устроил настоящий ботанический сад: тополя, кипарисы, кедры, пирамидальные акации (ровно 50 деревьев) и, конечно, садовые цветы цвели круглый год.
Благотворительная деятельность в пользу женской гимназии.
Подарок Таганрогу – библиотека.
Поездка на Сахалин (перепись населения).
Да, Антон Павлович Чехов оставил по себе добрую память: три школы, построенные им в сёлах Талеж, Новосёлки, Мелихове. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова. Умер А.П.Чехов 15 июня 1904 г.
Учащиеся отвечают на вопрос, заданный им учителем перед экскурсией, аргументируя: Чехов – врач, Чехов – писатель, Чехов – служитель. Он спешил делать добро.
Учитель. Ребята, а ведь Антон Павлович обладал отменным чувством юмора и был в жизни очень весёлым человеком. Давайте прочтём забавные истории из его жизни.
(Учащиеся читают тексты; см. приложение “Забавные истории”)
Учитель. Вот мы заговорили о юморе… А рассказ, который вы прочли дома, можно назвать юмористическим? А сатирическим? Почему?
Обратитесь к записи на доске. (Даны определения юмора и сатиры)
Анализ рассказа
– Значение каких слов в рассказе вам не ясно? (Проводится словарная работа)
– О чём рассказ?
– Какой момент вам особенно понравился?
– Укажите эпизоды, в которых раскрываются характеры героев: генерала-майора Булдеева, приказчика Ивана Алексеевича, генеральши, прислуги, детей.
– А давайте попробуем инсценировать эпизод “Каждый своё средство”.
Учащимся раздаются карточки, в которых указано, какое состояние героя нужно сыграть. Для театральных классов это задание усложняется, им предлагается самостоятельно определить “вес”, “мобилизацию”, “пристройку” героя рассказа. (См. приложение)
– Каким можно назвать чеховский смех в рассказе?
- добродушным;
- уничтожающим;
- снисходительным.
Свой выбор подтвердите обращением к тексту.
Литературоведческая
исследовательская работа по тексту рассказа
“Лошадиная фамилия”
Учащиеся делятся на 3 группы.
Задание группам: используя информационную схему “Речевые средства комического”, ответьте на вопрос “Какими средствами А.П.Чехов добивается комического эффекта в своём рассказе?” Приведите примеры из текста. Кто больше?
Во время работы групп звучит музыкальный фрагмент.
Озвучивание результатов исследования.
На этом этапе урока учитель создаёт коллизию:
– Как вы думаете, ребята, почему сегодня в начале урока мы говорили о серьёзном, значительном, высоком (о личности А.П.Чехова), а рассказ разбирали юмористический? Посмотрите ещё раз на тему урока, загляните в материалы к уроку (высказывания А.П.Чехова и Аристотеля), сформулируйте ответ на этот вопрос.
– Какое высказывание вы выбрали бы эпиграфом к нашему уроку?
Театральная мозаика
Учитель. Сегодня я пригласила к нам на урок актёров школьного театра “Прометей”. Сейчас вы увидите этюды к рассказам А.П.Чехова.
Выступление актёров
– Знакомы вам эти рассказы? (“Толстый и тонкий”, “Налим”, “Пересолил”). Чем смешные истории закончились, вы узнаете, прочитав их дома.
Итоги урока
Учитель. Заканчивается наш урок. Что вы скажете об уроке? Что нового вы узнали? Были ли трудности?
Эмоциональный финал урока
Звучит музыкальный фрагмент
Учитель. А.П.Чехов любил разводить сады. Пусть и у нас сегодня несмотря на стужу за окном вырастет вишня. И мы сейчас посмотрим, какие плоды появятся на ней.
– Ребята, у вас есть вишни двух цветов, прочтите, что на них написано, сделайте выбор и прикрепите на деревце.
(Учащиеся прикрепляют вишенки к плакату, по цвету плодов сразу ясен результат урока)
Жёлтые было трудно
было скучноо
урок не понравился
испытывал(а) волнение
испытывал(а) страх
розовые было интересно
было комфортно
приятно общение с учителем
я многое узнал(а)
удивлен(а) судьбой Чехова
мне понравился урок
здорово!
Учитель. А.П.Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи!
У писателей всегда с собой записная книжечка. Очень любил записные книжечки Антон Павлович. Он записывал туда темы, остроумные мысли, афоризмы.
И сегодня на память о встрече (урок проводился в рамках районного конкурса “Педагог года” в другой школе ) я хочу подарить вам вот эти блокнотики, может быть, кто-то из вас станет писателем…
Желаю вам творческих успехов. (В каждом блокноте было записано одно из мудрых изречений А.П.Чехова)
Использованная литература
- М.П.Чехов “Вокруг Чехова”, Московский рабочий,1964 г.
- Е.Балабанович “Из жизни А.П.Чехова. Дом в Кудрине”, Московский рабочий, 1967 г.
- Б.М.Шубин “Дополнение к портретам. Доктор А.П.Чехов”, издательство “Знание”, Москва, 1985 г.
- Л.А.Потанина. Литературная гостиная. Уроки Чехова. “Литература в школе” № 2, 1995 г.
- Г.А.Шалюгин “К нему тянулось всё живое…”, А.П.Чехов в Ялте. “Литература в школе” № 5 1998 г.
- И.Л.Гиматутдинова “В мастерской художника слова: А.П.Чехов”, “Литература в школе” № 4 1998 г.
- Н.М.Ротанова “Обучение пятиклассников речевым средствам комического”, “Русский язык в школе” № 3–4 1992 г.
- О.А.Волкова “Учимся секретам юмористического сочинительства”, “Русский язык в школе” № 1 1996 г.
- Е.Р.Ядровская. Рассказ А.П.Чехова “Хамелеон”, “Литература в школе” № 7 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточки для инсценировки эпизода
“Каждый своё средство”
(для классов, не изучающих театр)
Генерал-майор Булдеев.
Состояние: боль, тошнота, страх, раздражение, сердится, голос плачущий.
Генеральша.
Состояние: переживает, заботится, хочет помочь.
Речевая характеристика: “взмолилась”.
Дети: шумные, подвижные, нетерпеливые.
Прислуга: преданность, верность, желание помочь.
Поварёнок Петька: весёлый, с фантазией.
Для классов, изучающих театр
Генерал-майор Булдеев.
Состояние: боль, тошнота, страх, раздражение, сердится, голос плачущий.
Вес
Мобилизация
Пристройка
Генеральша.
Состояние: переживает, заботится, хочет помочь.
Вес
Мобилизация
Пристройка
Дети.
Состояние: шумные, подвижные, нетерпеливые.
Вес
Мобилизация
Пристройка
Прислуга.
Состояние: преданность, верность, желание помочь.
Вес
Мобилизация
Пристройка
Поварёнок Петька.
Состояние: весёлый, с фантазией.
Вес
Мобилизация
Пристройка
Эпиграф к уроку
(изречения для выбора)
- Смех – это человеколюбие. (А.П.Чехов)
- Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. (А.П.Чехов)
- Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела. (Аристотель)
Забавные истории из жизни А.П.Чехова
- Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло – карими весёлыми глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной весёлости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой, и сказать: “Бомба!.. неси в участок, да смотри осторожнее…” Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе…
- А его письма? Возвращает он приятелю на время взятый у него сюртук и пишет: “Желаю, чтобы он у тебя женился и народил множество маленьких сюртучков”. Или: “Если не приедете, то желаю вам, чтобы у вас на улице публично развязались тесёмки…”
- Разговаривая с близкими, Чехов часто заменял их имена фамильярными кличками, которые часто прилипали к ним на всю жизнь. Лику Мизинову он звал Канталупа, брата своего Александра – Финилюга, детородный чиновник; Николая – Косой, Кокоша, Мордокривенко, а какую-то девицу – Самоварочка. В его маленьких рассказах та же вакханалия весёлости.